Предмет: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство.
Цель проекта:
- подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении;
- составить словарную статью о слове;
- участвовать в презентации своей страницы.
Задачи проекта:
- формировать умение подбирать текстовую информацию;
- выделять из большого количества информации главное;
- представлять свой проект.
Планируемые результаты.
В ходе работы над проектом учащиеся научатся:
- находить пути решения поднимаемой проблемы;
- пользоваться толковым, фразеологическим словарями, словарём антонимов, синонимов;
- находить полезную информацию в словарях;
- совершенствовать умения находить однокоренные слова;
- собирать материал в дополнительной литературе, в сети Интернет;
- сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
- оформлять страницу журнала;
- оценивать результаты работы;
- пользоваться результатами собственной деятельности.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Результат проекта (продукт): журнал о слове, выбранном учеником самостоятельно. Обучающийся готовит информацию о слове, оформляет информацию на листе формата А-3. Из страниц оформляется общий журнал класса .
План работы над проектом
1 этап. Подготовительный.
Загадка.
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня ... (весна).
- Почему вы так считаете?
- Всё весны дыханием согрето!
- Всё вокруг сияет и поёт!
Звучит музыка П.И. Чайковского "Март", “Апрель”, “Май”.
- Понравилась ли вам музыка?
- Чем отличаются мелодии друг от друга?
- Как вы думаете, о каких словах мы будем вести речь?
- Какие слова мы называем весенними?
- Назовите весенние слова!
Весенний, оттепель, капель, солнышко, ледоход, таяние, подснежник, сосулька, ручеёк, скворец, март, апрель, май, ласточка, аромат, почки, зелень, расцветает, птицы, кораблики, половодье, веснушки, трава, первоцветы, проталина.
Рассказ учителя о слове “весна”.
Весна - время года, следующее за зимой и предшествующее лету.
- Назовите однокоренные слова с корнем весн -.
Весна, весенние, веснушки, веснянка, предвесенний, по – весеннему.
- Докажите, что эти слова однокоренные!
В этих словах корень весн- .
- Назовите синоним к слову весна!
Веснянка.
- Назовите антоним к слову зима!
Осень.
- Фразеологизм - яркое, необычное выражение. Фразеологизм к слову “весна” -
Одна ласточка весны не делает.
- Как вы понимаете это выражение?
Один юноша промотал все отцовское наследство. Остался у него один только плащ. Когда он увидел, что вернулась ласточка — предвестница весны, решил и его продать. Однако морозы вернулись, ласточка погибла, и юноша горько упрекал ее в обмане. Но упреки его были несправедливы и напрасны: ведь прилет одной ласточки еще не означает, что наступила весна.
Чтение учителем стихотворения о весне.
“Уж тает снег...” А. Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...
Выбор слова.
На столе лежат листы ( 1/ 4 альбомного листа ) в форме листочка, солнышка, цветочка, любого сказочного героя, человечка, любого фрукта, любого овоща. Учащийся берёт любой лист, переворачивает его читает весеннее слово.
2 этап. Планирование и организация деятельности.
Ознакомление с планом.
План.
1.Лексическое значение слова + рисунок (фото).
2. Однокоренные слова.
3. Синонимы.
4. Антонимы.
5. Сочетаемость слова:
- Фразеологизм
- Пословицы.
- Загадки.
- Предложения со словом.
- Стихотворение .
- Оформление работы.
6. Защита.
7. Учитель поясняет каждый пункт плана.
3 этап. Практический (Самостоятельная работа).
Отбор материала по плану. Оформление работы.
Учитель консультирует учащихся.
4 этап. Презентационный.
Представление и защита работ.
5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный).
Лесенка успеха.
Литература
- Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010.
- Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. – М. : Просвещение, 2011.
- Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М. : просвещение, 1989.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Б. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М.: ООО “ИТИ Технологии”, 2008.
Интернет-ресурсы
- lad-lad.ru
- frazbook.ru
- iplayer.fm