Методический паспорт межпредметного проекта "Рассказ о слове". План работы над проектом

Разделы: Начальная школа


Предмет: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство.

Цель проекта:

  • подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении;
  • составить словарную статью о слове;
  • участвовать в презентации своей страницы.

Задачи проекта:

  • формировать умение подбирать текстовую информацию;
  • выделять из большого количества информации главное;
  • представлять свой проект.

Планируемые результаты.

В ходе работы над проектом учащиеся научатся:

  • находить пути решения поднимаемой проблемы;
  • пользоваться толковым, фразеологическим словарями, словарём антонимов, синонимов;
  • находить полезную информацию в словарях;
  • совершенствовать умения находить однокоренные слова;
  • собирать материал в дополнительной литературе, в сети Интернет;
  • сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
  • оформлять страницу журнала;
  • оценивать результаты работы;
  • пользоваться результатами собственной деятельности.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Результат проекта (продукт): журнал о слове, выбранном учеником самостоятельно. Обучающийся готовит информацию о слове, оформляет информацию на листе формата А-3. Из страниц оформляется общий журнал класса .

План работы над проектом

1 этап. Подготовительный.

Загадка.

Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня ... (весна).

  • Почему вы так считаете?
  • Всё весны дыханием согрето!
  • Всё вокруг сияет и поёт!

Звучит музыка П.И. Чайковского "Март", “Апрель”, “Май”.

  • Понравилась ли вам музыка?
  • Чем отличаются мелодии друг от друга?
  • Как вы думаете, о каких словах мы будем вести речь?
  • Какие слова мы называем весенними?
  • Назовите весенние слова!

Весенний, оттепель, капель, солнышко, ледоход, таяние, подснежник, сосулька, ручеёк, скворец, март, апрель, май, ласточка, аромат, почки, зелень, расцветает, птицы, кораблики, половодье, веснушки, трава, первоцветы, проталина.

Рассказ учителя о слове “весна”.

Весна - время года, следующее за зимой и предшествующее лету.

  • Назовите однокоренные слова с корнем весн -.

Весна, весенние, веснушки, веснянка, предвесенний, по – весеннему.

  • Докажите, что эти слова однокоренные!

В этих словах корень весн- .

  • Назовите синоним к слову весна!

Веснянка.

  • Назовите антоним к слову зима!

Осень.

  • Фразеологизм - яркое, необычное выражение. Фразеологизм к слову “весна” -

Одна ласточка весны не делает.

  • Как вы понимаете это выражение?

Один юноша промотал все отцовское наследство. Остался у него один только плащ. Когда он увидел, что вернулась ласточка — предвестница весны, решил и его продать. Однако морозы вернулись, ласточка погибла, и юноша горько упрекал ее в обмане. Но упреки его были несправедливы и напрасны: ведь прилет одной ласточки еще не означает, что наступила весна.

Чтение учителем стихотворения о весне.

“Уж тает снег...” А. Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...

Выбор слова.

На столе лежат листы ( 1/ 4 альбомного листа ) в форме листочка, солнышка, цветочка, любого сказочного героя, человечка, любого фрукта, любого овоща. Учащийся берёт любой лист, переворачивает его читает весеннее слово.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

Ознакомление с планом.

План.

1.Лексическое значение слова + рисунок (фото).

2. Однокоренные слова.

3. Синонимы.

4. Антонимы.

5. Сочетаемость слова:

  • Фразеологизм
  • Пословицы.
  • Загадки.
  • Предложения со словом.
  • Стихотворение .
  • Оформление работы.

6. Защита.

7. Учитель поясняет каждый пункт плана.

3 этап. Практический (Самостоятельная работа).

Отбор материала по плану. Оформление работы.

Учитель консультирует учащихся.

4 этап. Презентационный.

Представление и защита работ.

5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный).

Лесенка успеха.

Литература

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. – М. : Просвещение, 2011.
  3. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. – М. : просвещение, 1989.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Б. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М.: ООО “ИТИ Технологии”, 2008.

Интернет-ресурсы

  1. lad-lad.ru
  2. frazbook.ru
  3. iplayer.fm