Цель: Обучение составлению творческого рассказа со сменой времени действия.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе;
2. Ввести в активный словарь существительные: названия луговых и полевых растений, насекомых, жанров изобразительных искусств;
3. Закреплять умение грамматически правильно строить предложения;
4. Учить построению монолога;
5. Учить устанавливать взаимосвязь между картинками, на основе анализа местоположения героев и объектов.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать связную речь;
- Развивать монологическую и диалогическую речь;
- Развивать тонкую и общую моторику;
- Активизировать воображение детей;
- Развивать психические процессы: мышление, память, внимание;
- Развивать четкость дикции и выразительность речи;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к природе;
- Воспитывать интерес к жанрам изобразительного искусства;
- Воспитывать желание работать в коллективе.
Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»;
В интеграции: «Социально-коммуникативное развитие», «Физкультурное развитие», «Познавательное развитие», «Художественное-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая деятельность, музыкальная деятельность. конструктивно – модельная деятельность, двигательная деятельность.
Формы организации детей: групповая.
Предполагаемые результаты: дети составляют по плану рассказ, творческий рассказ, самостоятельно строят высказывания разных типов.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций о луге, поле. Наблюдение дикорастущих растений на территории детского сада, чтение художественных произведений на данную тематику, подбор музыкальных произведений
Оборудование: муляж цветика-семицветика, мольберт, этюдник, кисть, краски, цветы, осенние листья, снежинки, картины: пейзаж, портрет, натюрморт; проектор, шкатулка, макеты деревьев, цветов: пижма, иван-чай, ромашка.
Ход НОД
Дети на игровом поле.
Учитель-логопед:
Ребята, отгадайте загадку.
Весной и летом он покрыт
Разноцветьем веселым.
Мохнатый шмель над ним жужжит
Мед собирают пчелы.
Дети: Это луг.
Учитель-логопед:
Кто из вас был на лугу?
Хотите побывать еще раз на лугу?
Ответы детей.
Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на летний луг, мы вернемся обратно в лето. Как же мы туда попадем?
Дети:
Доедем на машине.
Доедем на автобусе.
Учитель-логопед: На автобусе и машине мы не сможем попасть в лето. Пройдет осень, наступит зима, весна и только потом наступит лето.
Нам поможет волшебство. Летом, я тоже была на летнем лугу и сорвала необычный цветок Он волшебный, а называется цветик-семицветик. Он поможет нам оказаться на летнем лугу, только нужно сказать волшебные слова:
Лети, лети лепесток
Через запад, на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Будь, по-моему, вели!
Учитель-логопед предлагает оторвать один лепесток ребенку, подбросить его вверх и сказать волшебные слова.
Учитель-логопед: Маша оторви один лепесток, подбрось его вверх, скажем все вместе волшебные слова.
Звучит инструментальная музыка.
Учитель-логопед: Лети, лети лепесток
Дети:
Через запад, на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Будь, по-моему, вели!
Учитель-логопед: Вели, чтобы мы оказались на летнем лугу.
Дети: Вели, чтобы мы оказались на летнем лугу.
Учитель-логопед предлагает детям закрыть глаза, на игровом поле раскладываются цветы.
Учитель-логопед: Ребята, мы на лугу
На проекторе идет показ видеофильма о летнем луге
Учитель-логопед: Посмотрите, как тут красиво. Цветы белые, желтые, лиловые, красные, самые разные. А как они пахнут. Давайте ощутим аромат запаха цветов.
Дыхательное упражнение.
Учитель-логопед: Вдохнем запах цветов носом. Задержим дыхание. Выдохнем носом.
Учитель-логопед: Вдохнули носом запах цветов. Задержали дыхание. Выдохнули носом.
Учитель-логопед: Мы на лугу. Ранее утро. На траве капельки росы. Давайте походим по траве. Идем по траве, на носочках, осторожно, чтобы не намочить ног.
Учитель-логопед обращает внимание детей на солнце.
Учитель-логопед: А вот и солнышко взошло. Покажите, как оно всходит и расправляет свои лучики. Медленно подняли руки вверх, выставили ладошки с пальчиками, направленными от себя.
Учитель-логопед рассказывает стихотворение
Солнце ясное взошло.
Принесло на луг тепло
Рада травка и цветы
И жучки и паучки.
Ребята, давайте полежим в мягкой траве, посмотрим на небо (дети лежат на ковре.) Посмотрите, над нами летают жуки, комары, шмели, бабочки, пчелы.
Звучит музыка; жужжание пчелы.
Учитель-логопед: Послушайте, как жужжат пчелы, которые собирают нектар на летнем лугу.
Учитель-логопед: Встали. Давайте посидим на полянке.
Какие растения встречаются на лугу? Назовите!
Дети: Василек, гвоздика, клевер, колокольчик, лютик, подорожник, пижма, ромашка, иван-чай.
Учитель-логопед: Какие насекомые обитают на лугу?
Дети: Гусеница, бабочка, кузнечик, пчелы, комары.
Учитель-логопед: Что общего между гусеницей и бабочкой?
Дети: Гусеница превращается в бабочку, бабочка появляется из гусеницы.
Учитель-логопед: Ребята, давайте вспомним, какие растения встречаются в поле?
Дети: Пшеница, рожь, овес, кукуруза, рис, просо, гречка.
Учитель-логопед: Какая разница между лугом и полем?
Дети: На лугу растут многолетние травянистые растения. В поле растут однолетние травянистые растения. Колхозники сажают семена растений весной, а осенью собирают урожай зерновых и бобовых культур.
Ставится мольберт.
Учитель-логопед обращает внимание детей на девочку стоящую у мольберта.
Диалог девочки и детей.
Дети: Здравствуй, девочка.
Девочка (Полина): Здравствуйте, дети.
Дети: Как тебя зовут?
Девочка (Полина): Меня зовут Полина.
Дети: А что ты тут делаешь?
Полина: Я рисую природу, я рисую пейзаж. Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж?
Дети: Пейзаж – это вид изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.
Полина: Как жаль. Если бы оказались в мастерской художника, мы бы могли посмотреть пейзажные картины.
Учитель-логопед: Не огорчайся Полина, у нас есть волшебный цветок. Цветик-семицветик. Он нам поможет.
Учитель-логопед предлагает Полине оторвать один лепесток, подбросить его вверх и вместе с детьми сказать волшебные слова.
Учитель-логопед: Полина, оборви один лепесток, подбрось его и скажи вместе с нами волшебные слова
Звучит инструментальная музыка.
Учитель-логопед:
Лети, лети лепесток
Через запад, на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Будь, по-моему, вели!
Учитель-логопед: Вели, чтобы мы оказались в мастерской художника.
Дети: Вели, чтобы мы оказались в мастерской художника.
Учитель-логопед:
Ребята, мы в мастерской.
Словно волшебнику радужной сказки,
Дали художнику кисти и краски
Чудо-палитру, мольберт и холстину
Чтоб сотворил он такую картину.
Полина: Илья, покажи пейзаж.
Учитель-логопед: Ребята, покажите картины, где изображен натюрморт, портрет.
Полина: Ребята, вам понравилось в мастерской? Я хочу подарить вам на память картину. По этой картине составьте рассказ.
Учитель-логопед: Ребята, нам пора возвращаться домой в детский сад. Ребята как мы вернемся?
Ответы детей
Учитель-логопед: Соня оторви один лепесток подбрось его вверх, скажем все вместе волшебные слова.
Звучит инструментальная музыка.
Учитель-логопед:
Лети, лети лепесток
Через запад, на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Будь, по-моему, вели!
Учитель-логопед: Вели, чтобы мы оказались в детском саду.
Дети: Вели, чтобы мы оказались в детском саду.
Учитель-логопед: Ребята, Полина нам подарила картину, как она рисовала пейзаж луга. Полина попросила составить по ней творческий рассказ. Посмотрите на картину, рассмотрите ее внимательно.
Где происходит действие картины?
Дети: Действие картины происходит на летнем лугу.
Учитель-логопед: В какое время года?
Дети: Полина рисует картину летом.
Учитель-логопед: Какие растения растут на лугу?
Дети: Ромашки, иван-чай, пижма, колокольчик.
Учитель-логопед: Что рисует Полина?
Дети:
Полина рисует природу.
Полина рисует пейзаж.
Полина рисует летний луг.
Полина рисует рисунок с натуры.
Учитель-логопед: Вы все друзья Полины, скажите свое мнение о рисунке Полины.
Ответы детей.
Учитель-логопед: Ребята, сейчас мы будем составлять творческий рассказ по картине, дадим название рассказу, поговорим, о чем будем рассказывать в начале, в середине и в конце рассказа.
Какое название дадим рассказу?
Дети:
Художник.
Живая природа.
На лугу.
Летний пейзаж.
Рисунок с натуры.
Учитель-логопед: О чем мы будем рассказывать в начале рассказа?
Ответы детей
Учитель-логопед: О чем будем говорить в середине рассказа?
Ответы детей
Учитель-логопед: Чем мы закончим рассказ?
Самостоятельное рассказывание рассказа детьми.
Учитель-логопед: Ребята, давайте отдохнем, вспомним, как мы гуляли по летнему лугу.
Включаем музыку.
Дети танцуют под песню «Выглянуло солнышко». Автор слов: К. Ибряев Композитор: Ю. Чичков.
1.
Выглянуло солнышко, блещет на лугу
Я навстречу солнышку по траве бегу,
И ромашки белые рву я налету,
Я веночек сделаю в солнышко вплету.
Я веночек сделаю в солнышко вплету.
Я веночек сделаю в солнышко вплету.
2.
День искриться радостью в даль меня манит,
Надо мною радуга весело звенит.
У ручья под ивою встречу соловья,
Самая счастливая в это утро я!
Самая счастливая в это утро я!
Самая счастливая в это утро я!
3.
Собрала в ладошки я чистую росу,
Радугу и солнышко я в руках несу.
И дразню я песенкой ветер озорной,
И танцуют весело все друзья со мной!!!
И танцуют весело все друзья со мной!!!
И танцуют весело все друзья со мной!!!
Учитель-логопед: Ребята, давайте пофантазируем. Мы с вами на летнем лугу. Представьте себе, что закончилось лето, и наступила осень, и мы оказались в осени. Цветик-семицветик помоги, в осень нас перенеси.
Артем, оторви один лепесток подбрось его вверх, ребята скажем волшебные слова.
Звучит инструментальная музыка.
Учитель-логопед:
Лети, лети лепесток
Через запад, на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Будь, по-моему, вели!
Учитель-логопед: Вели, чтобы наступила осень.
Дети: Вели, чтобы наступила осень.
Убираются цветы, раскладываются желтые и красные листья.
Учитель-логопед: Ребята, на лугу изменилось время действия, на лугу наступила осень. Составьте рассказ о луге в осенний период.
Самостоятельное рассказывание творческого рассказа.
Учитель-логопед: Ребята, вспомним картину о летнем луге. Какие элементы картины, живые и неживые предметы вы помните?
Дети: Девочка Полина, лес, мольберт, цветы, ромашки, иван-чай, колокольчики, пижма.
Учитель-логопед: Я вам предлагаю поиграть в игру: «Живая картина». Мы «нарисуем» - составим картину из предметов, которые встречаются в картине. Составьте картину, используя эти предметы. Я нарисовала для вас часть картины – мольберт и лес. Ребята, вы команда художников. Подумайте, посоветуйтесь между собой, как нарисовать картину из живых и неживых предметов.
Дети составляют картину из предметов.
Учитель-логопед: Ребята, продолжаем фантазировать. Давайте побываем на лугу зимой. Возможно ли это? Конечно, нам поможет цветик-семицветик.
Учитель-логопед: Дима, оторви лепесток, подбрось его вверх, скажем волшебные слова.
Учитель-логопед:
Лети, лети лепесток
Через запад, на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Будь, по-моему, вели!
Учитель-логопед: Вели, чтобы прошла осень и наступила зима.
Дети: Вели, чтобы прошла осень и наступила зима.
Убираются желтые, красные листья, раскладываются снежинки.
Учитель-логопед: Ребята, на лугу тоже изменилось время действия. Наступила зима. Составьте рассказ о зимнем луге.
Самостоятельное рассказывание творческого рассказа детьми.
Рефлексия:
Учитель-логопед: Ребята, вы самостоятельно составляли творческий рассказ о луге в разное время года.
Чем отличается рассказ о луге в разное время года?
Объясните название картины.
Детям предлагаются сюжетные картинки времен года.
Выберите картинки того времени года, в котором вас понравилось путешествовать.
Вот и подошло к концу наше путешествие по лугу в разное время года и мы возвращаемся в детский сад.
Я сама оторву последний лепесток, это необычный лепесток, это скрипичный ключ, в детском саду вас ждет сюрприз. Говорим волшебные слова.
Звучит инструментальная музыка.
Учитель-логопед:
Лети, лети лепесток
Через запад, на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Будь, по-моему, вели!
Учитель-логопед: Вели, чтобы мы оказались в детском саду, на музыкальной поляне.
Дети: Вели, чтобы мы оказались в детском саду, на музыкальной поляне.
Убираются снежинки, раскладываются ноты.
Учитель-логопед: Ребята, шкатулка… (Учитель-логопед открывает шкатулку, звучит музыка)
Ребята, шкатулка музыкальная. Здесь живут веселые песни. Вы все у дружные, веселые ребята, давайте споем песню о дружбе!
Дети поют песню о дружбе: «Ветер зовет за собой облака»
Автор слов: М.Пляцковский, композитор: В.Шаинский.
1.
Ветер зовёт за собой облака
Вдаль, вдаль, вдаль.
Если ты друга не встретил пока,
Жаль, жаль, жаль!
Припев:
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!
2.
Песня не зря собирает друзей
В круг, в круг, в круг.
Сделает хмурый денёк веселей
Друг, друг, друг!
Припев.
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь.
3.
Друг за тебя одолеть сто преград
Рад, рад, рад.
С другом любая беда не беда,
Да, да, да!
Припев.
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!