Непрерывная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматического строя речи. Тема: "В гостях у Лесовичка"

Разделы: Логопедия


Цель: Обучение составлению творческого рассказа со сменой времени действия.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе;
2. Ввести в активный словарь существительные: названия луговых и полевых растений, насекомых, жанров изобразительных искусств;
3. Закреплять умение грамматически правильно строить предложения;
4. Учить построению монолога;
5. Учить устанавливать взаимосвязь между картинками, на основе анализа местоположения героев и объектов.

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать связную речь;
  2. Развивать монологическую и диалогическую речь;
  3. Развивать тонкую и общую моторику;
  4. Активизировать воображение детей;
  5. Развивать психические процессы: мышление, память, внимание;
  6. Развивать четкость дикции и выразительность речи;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к природе;
  • Воспитывать интерес к жанрам изобразительного искусства;
  • Воспитывать желание работать в коллективе.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие»;

В интеграции: «Социально-коммуникативное развитие», «Физкультурное развитие», «Познавательное развитие», «Художественное-эстетическое развитие»

Виды детской деятельности: игровая деятельность, музыкальная деятельность. конструктивно – модельная деятельность, двигательная деятельность.

Формы организации детей: групповая.

Предполагаемые результаты: дети составляют по плану рассказ, творческий рассказ, самостоятельно строят высказывания разных типов.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций о луге, поле. Наблюдение дикорастущих растений на территории детского сада, чтение художественных произведений на данную тематику, подбор музыкальных произведений

Оборудование: муляж цветика-семицветика, мольберт, этюдник, кисть, краски, цветы, осенние листья, снежинки, картины: пейзаж, портрет, натюрморт; проектор, шкатулка, макеты деревьев, цветов: пижма, иван-чай, ромашка.

Ход НОД

Дети на игровом поле.

Учитель-логопед:

Ребята, отгадайте загадку.
Весной и летом он покрыт
Разноцветьем веселым.
Мохнатый шмель над ним жужжит
Мед собирают пчелы.

Дети: Это луг.

Учитель-логопед:

Кто из вас был на лугу?
Хотите побывать еще раз на лугу?

Ответы детей.

Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на летний луг, мы вернемся обратно в лето. Как же мы туда попадем?

Дети:

Доедем на машине.
Доедем на автобусе.

Учитель-логопед: На автобусе и машине мы не сможем попасть в лето. Пройдет осень, наступит зима, весна и только потом наступит лето.
Нам поможет волшебство. Летом, я тоже была на летнем лугу и сорвала необычный цветок Он волшебный, а называется цветик-семицветик. Он поможет нам оказаться на летнем лугу, только нужно сказать волшебные слова:

Лети, лети лепесток
Через запад, на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Будь, по-моему, вели!

Учитель-логопед предлагает оторвать один лепесток ребенку, подбросить его вверх и сказать волшебные слова.

Учитель-логопед:  Маша оторви один лепесток, подбрось его вверх, скажем все вместе волшебные слова.

Звучит инструментальная музыка.

Учитель-логопед:   Лети, лети лепесток

Дети:

Через запад, на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Будь, по-моему, вели!

Учитель-логопед: Вели, чтобы мы оказались на летнем лугу.

Дети: Вели, чтобы мы оказались на летнем лугу.

Учитель-логопед предлагает детям закрыть глаза, на игровом поле раскладываются цветы.

Учитель-логопед: Ребята, мы на лугу

На проекторе идет показ видеофильма о летнем луге

Учитель-логопед: Посмотрите, как тут красиво. Цветы белые, желтые, лиловые, красные, самые разные. А как они пахнут. Давайте ощутим аромат запаха цветов.

Дыхательное упражнение.

Учитель-логопед: Вдохнем запах цветов носом. Задержим дыхание. Выдохнем носом.

Учитель-логопед: Вдохнули носом запах цветов. Задержали дыхание. Выдохнули носом.

Учитель-логопед: Мы на лугу. Ранее утро. На траве капельки росы. Давайте походим по траве. Идем по траве, на носочках, осторожно, чтобы не намочить ног.

Учитель-логопед обращает внимание детей на солнце.

Учитель-логопед: А вот и солнышко взошло. Покажите, как оно всходит и расправляет свои лучики. Медленно подняли руки вверх, выставили ладошки с пальчиками, направленными от себя.

Учитель-логопед рассказывает стихотворение

Солнце ясное взошло.
Принесло на луг тепло
Рада травка и цветы
И жучки и паучки.

Ребята, давайте полежим в мягкой траве, посмотрим на небо (дети лежат на ковре.) Посмотрите, над нами летают жуки, комары, шмели, бабочки, пчелы.

Звучит музыка; жужжание пчелы.

Учитель-логопед: Послушайте, как жужжат пчелы, которые собирают нектар на летнем лугу.

Учитель-логопед: Встали. Давайте посидим на полянке.

Какие растения встречаются на лугу? Назовите!

Дети: Василек, гвоздика, клевер, колокольчик, лютик, подорожник, пижма, ромашка, иван-чай.

Учитель-логопед: Какие насекомые обитают на лугу?

Дети: Гусеница, бабочка, кузнечик, пчелы, комары.

Учитель-логопед:   Что общего между гусеницей и бабочкой?

Дети: Гусеница превращается в бабочку, бабочка появляется из гусеницы.

Учитель-логопед:   Ребята, давайте вспомним, какие растения встречаются в поле?

Дети: Пшеница, рожь, овес, кукуруза, рис, просо, гречка.

Учитель-логопед:   Какая разница между лугом и полем?

Дети: На лугу растут многолетние травянистые растения. В поле растут однолетние травянистые растения. Колхозники сажают семена растений весной, а осенью собирают урожай зерновых и бобовых культур.

Ставится мольберт.

Учитель-логопед обращает внимание детей на девочку стоящую у мольберта.

Диалог девочки и детей.

Дети: Здравствуй, девочка.

Девочка (Полина): Здравствуйте, дети.

Дети: Как тебя зовут?

Девочка (Полина): Меня зовут Полина.

Дети: А что ты тут делаешь?

Полина: Я рисую природу, я рисую пейзаж. Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж?

Дети: Пейзаж – это вид изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

Полина: Как жаль. Если бы оказались в мастерской художника, мы бы могли посмотреть пейзажные картины.

Учитель-логопед: Не огорчайся Полина, у нас есть волшебный цветок. Цветик-семицветик. Он нам поможет.

Учитель-логопед предлагает Полине оторвать один лепесток, подбросить его вверх и вместе с детьми сказать волшебные слова.

Учитель-логопед: Полина, оборви один лепесток, подбрось его и скажи вместе с нами волшебные слова

Звучит инструментальная музыка.

Учитель-логопед:

Лети, лети лепесток
Через запад, на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Будь, по-моему, вели!

Учитель-логопед: Вели, чтобы мы оказались в мастерской художника.

Дети: Вели, чтобы мы оказались в мастерской художника.

Учитель-логопед:

Ребята, мы в мастерской.
Словно волшебнику радужной сказки,
Дали художнику кисти и краски
Чудо-палитру, мольберт и холстину
Чтоб сотворил он такую картину.

Полина: Илья, покажи пейзаж.

Учитель-логопед: Ребята, покажите картины, где изображен натюрморт, портрет.

Полина: Ребята, вам понравилось в мастерской? Я хочу подарить вам на память картину. По этой картине составьте рассказ.

Учитель-логопед: Ребята, нам пора возвращаться домой в детский сад. Ребята как мы вернемся?

Ответы детей

Учитель-логопед: Соня оторви один лепесток подбрось его вверх, скажем все вместе волшебные слова.

Звучит инструментальная музыка.

Учитель-логопед:

Лети, лети лепесток
Через запад, на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Будь, по-моему, вели!

Учитель-логопед: Вели, чтобы мы оказались в детском саду.

Дети: Вели, чтобы мы оказались в детском саду.

Учитель-логопед: Ребята, Полина нам подарила картину, как она рисовала пейзаж луга. Полина попросила составить по ней творческий рассказ. Посмотрите на картину, рассмотрите ее внимательно.

Где происходит действие картины?

Дети: Действие картины происходит на летнем лугу.

Учитель-логопед: В какое время года?

Дети: Полина рисует картину летом.

Учитель-логопед: Какие растения растут на лугу?

Дети: Ромашки, иван-чай, пижма, колокольчик.

Учитель-логопед: Что рисует Полина?

Дети:

Полина рисует природу.
Полина рисует пейзаж.
Полина рисует летний луг.
Полина рисует рисунок с натуры.

Учитель-логопед: Вы все друзья Полины, скажите свое мнение о рисунке Полины.

Ответы детей.

Учитель-логопед: Ребята, сейчас мы будем составлять творческий рассказ по картине, дадим название рассказу, поговорим, о чем будем рассказывать в начале, в середине и в конце рассказа.
Какое название дадим рассказу?

Дети:

Художник.
Живая природа.
На лугу.
Летний пейзаж.
Рисунок с натуры.

Учитель-логопед: О чем мы будем рассказывать в начале рассказа?

Ответы детей

Учитель-логопед: О чем будем говорить в середине рассказа?

Ответы детей

Учитель-логопед: Чем мы закончим рассказ?

Самостоятельное рассказывание рассказа детьми.

Учитель-логопед: Ребята, давайте отдохнем, вспомним, как мы гуляли по летнему лугу.

Включаем музыку.

Дети танцуют под песню «Выглянуло солнышко». Автор слов: К. Ибряев Композитор: Ю. Чичков.

1.

Выглянуло солнышко, блещет на лугу
Я навстречу солнышку по траве бегу,
И ромашки белые рву я налету,
Я веночек сделаю в солнышко вплету.
Я веночек сделаю в солнышко вплету.
Я веночек сделаю в солнышко вплету.

2.

День искриться радостью в даль меня манит,
Надо мною радуга весело звенит.
У ручья под ивою встречу соловья,
Самая счастливая в это утро я!
Самая счастливая в это утро я!
Самая счастливая в это утро я!

3.

Собрала в ладошки я чистую росу,
Радугу и солнышко я в руках несу.
И дразню я песенкой ветер озорной, 
И танцуют весело все друзья со мной!!!
И танцуют весело все друзья со мной!!!
И танцуют весело все друзья со мной!!!

Учитель-логопед: Ребята, давайте пофантазируем. Мы с вами на летнем лугу. Представьте себе, что закончилось лето, и наступила осень, и мы оказались в осени. Цветик-семицветик помоги, в осень нас перенеси.

Артем, оторви один лепесток подбрось его вверх, ребята скажем волшебные слова.

Звучит инструментальная музыка.

Учитель-логопед:

Лети, лети лепесток
Через запад, на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Будь, по-моему, вели!

Учитель-логопед: Вели, чтобы наступила осень.

Дети: Вели, чтобы наступила осень.

Убираются цветы, раскладываются желтые и красные листья.

Учитель-логопед: Ребята, на лугу изменилось время действия, на лугу наступила осень. Составьте рассказ о луге в осенний период.

Самостоятельное рассказывание творческого рассказа.

Учитель-логопед: Ребята, вспомним картину о летнем луге. Какие элементы картины, живые и неживые предметы вы помните?

Дети: Девочка Полина, лес, мольберт, цветы, ромашки, иван-чай, колокольчики, пижма.

Учитель-логопед: Я вам предлагаю поиграть в игру: «Живая картина». Мы «нарисуем» - составим картину из предметов, которые встречаются в картине. Составьте картину, используя эти предметы. Я нарисовала для вас часть картины – мольберт и лес. Ребята, вы команда художников. Подумайте, посоветуйтесь между собой, как нарисовать картину из живых и неживых предметов.

Дети составляют картину из предметов.

Учитель-логопед: Ребята, продолжаем фантазировать. Давайте побываем на лугу зимой. Возможно ли это? Конечно, нам поможет цветик-семицветик.

Учитель-логопед: Дима, оторви лепесток, подбрось его вверх, скажем волшебные слова.

Учитель-логопед:

Лети, лети лепесток
Через запад, на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Будь, по-моему, вели!

Учитель-логопед: Вели, чтобы прошла осень и наступила зима.

Дети: Вели, чтобы прошла осень и наступила зима.

Убираются желтые, красные листья, раскладываются снежинки.

Учитель-логопед: Ребята, на лугу тоже изменилось время действия. Наступила зима. Составьте рассказ о зимнем луге.

Самостоятельное рассказывание творческого рассказа детьми.

Рефлексия:

Учитель-логопед: Ребята, вы самостоятельно составляли творческий рассказ о луге в разное время года.

Чем отличается рассказ о луге в разное время года?

Объясните название картины.

Детям предлагаются сюжетные картинки времен года.

Выберите картинки того времени года, в котором вас понравилось путешествовать.

Вот и подошло к концу наше путешествие по лугу в разное время года и мы возвращаемся в детский сад.

Я сама оторву последний лепесток, это необычный лепесток, это скрипичный ключ, в детском саду вас ждет сюрприз. Говорим волшебные слова.

Звучит инструментальная музыка.

Учитель-логопед:

Лети, лети лепесток
Через запад, на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Будь, по-моему, вели!

Учитель-логопед: Вели, чтобы мы оказались в детском саду, на музыкальной поляне.

Дети: Вели, чтобы мы оказались в детском саду, на музыкальной поляне.

Убираются снежинки, раскладываются ноты.

Учитель-логопед: Ребята, шкатулка… (Учитель-логопед открывает шкатулку, звучит музыка)

Ребята, шкатулка музыкальная. Здесь живут веселые песни. Вы все у дружные, веселые ребята, давайте споем песню о дружбе!

Дети поют песню о дружбе: «Ветер зовет за собой облака»

Автор слов: М.Пляцковский, композитор: В.Шаинский.

1.

Ветер зовёт за собой облака
Вдаль, вдаль, вдаль.
Если ты друга не встретил пока,
Жаль, жаль, жаль!

Припев:

Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!

2.

Песня не зря собирает друзей
В круг, в круг, в круг.
Сделает хмурый денёк веселей
Друг, друг, друг!

Припев.

Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь.

3.

Друг за тебя одолеть сто преград
Рад, рад, рад.
С другом любая беда не беда,
Да, да, да!

Припев.

Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!