Предмет: история, 5 класс
Время урока - 45 минут
Учебник. Базовый уровень. История Древнего мира. 5 класс. В.А. Головина, А.А. Немировский, Г.А. Кошеленко, Уколова. Мнемозина.
Цель урока: формирование представления у обучаемых о египетской армии, причинах и последствиях завоевательных походов египетских фараонов.
Планируемые результаты и УУД, с помощью которых возможно достижение запланированных результатов:
предметные:
Знать: исторический факт - военные походы фараонов Древнего Египта, их участники, вооружение, результаты, последствия; хронология военных походов, историческая карта.
Уметь:
- раскрывать смысл и значение понятий «регулярная армия, ополчение, оборонительные войны, завоевательные войны, держава, их последствия»;
- работать с историческими источниками;
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- устанавливать причинно-следственные связи военных походов и их последствий (через формирование познавательных УУД – устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения).
развивающие:
Метапредметные:
- производить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (карта, ЭОР, иллюстрации, текст документа и учебника (через формирование познавательных УУД – осуществлять сравнение, формулировать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, обобщать понятия, объяснять процессы);
- отрабатывать стратегию смыслового чтения и работы с текстом (через формирование познавательных УУД - основы ознакомительного, усваивающего и поискового чтения);
- осуществлять управление своей деятельностью (через формирование регулятивных УУД: определение последовательности промежуточных целей, планировать пути достижения цели, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно иусвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности);
- осуществлять навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в группе (через формирование коммуникативных УУД – эффективно сотрудничать, научиться основам коммуникативной рефлексии, коррекция, оценка действий).
воспитательные:
Личностные:
- формирование положительной мотивации к изучению истории (через формирование личностных УУД – основы социально-критического мышления, формирование устойчивого познавательного интереса к изучению истории, ориентация в системе моральных норм);
- в процессе рефлексии умение проводить самооценку (через формирование личностных УУД – основы социально-критического мышления и ориентация в системе моральных норм);
- выражение собственного мнения, оценка характера военных походов фараонов с точки зрения «справедливости» (через формирование
личностных УУД – основы социально-критического мышления и ориентация в системе моральных норм).
Тип урока - изучение нового материала с использованием ЭОР.
Формы работы учащихся (организация пространства):
Индивидуальная работа:
- выработка своего мнения;
- проведение саморефлексии.
Работа в группах:
работа с ЭОР;
- с текстами фрагментов документов. Отработка стратегии смыслового чтения и работа с текстом. (Древний Восток. – Книга для чтения.
Под редакцией акад. Струве В.В.. – М.1953. С. 47, 50;
Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира. Пособие для учащихся 5 класса средней школы. – М.1986. С. 20) и п.5 §12 учебника. - работа со словарями, понятиями и терминами (ополчение, колесницы, пехота, корпус, держава, Тутмос III, Рамсес II, завоевательные и оборонительные войны, хетты, крепость Кадеш, Нубия, Палестина, Сирия, Ливия, Синайский полуостров. (Всемирная история. Энциклопедический словарь школьника. – М.: БРЭ, 1999).
- с памятками «Как работать с текстом», «Как работать с иллюстрациями», «Как работать с картой», «Как анализировать ход войны», «Правила работы в группе»;
- с Атласом карт по истории Древнего мира. 5 класс
- с хронологией (1750, 1550, 1500 гг. до н.э.)
Фронтальная работа:
- работа с ЭОР;
- работа с настенной картой «Древний Египет»;
- беседа и дебаты по проблеме урока.
Необходимое техническое оборудование: Ноутбуки (для учителя и один на группу), мультимедийный проектор, экран.
Структура и ход урока
№ п/п | Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
1. |
Организация класса, формулирование главного проблемного вопроса урока. Введение нового материала |
ЭОР №1. Информационный |
Заранее делит обучающихся на группы, разъясняет, даёт инструкции работы с ЭОР. Организует деятельность обучаемых, уточняет задания, консультирует, создаёт ситуацию успешности. |
Просматривают ЭОР для выполнения заданий в группах. Работают по памяткам с различными источниками для формирования знаний об особенностях военных походов фараонов, вооружении войска, о родах войск в Египте, направлениях завоевательных походов древних египтян; описывают, положение простых воинов в походах. Определяют последствия войн для них. Называют имя фараона, совершившего самые крупные завоевания. Прослеживают по карте походы древнеегипетского войска, границы египетской державы при Тутмосе III. |
11 |
2. |
Выполнение самостоятельной работы учащимися |
ЭОР № 2 Информационный «Фараон Рамсес II в битве». |
Формулирует задания для выполнения учащимися |
Используя памятку «Правила работы с иллюстрацией», анализируют древнеегипетскую фреску, текст из хрестоматии, описывают положение фараона и вельмож во время походов и формулируют вывод о целях завоевательных войн фараонов. Дают характеристику историческим личностям Рамсеса II и Тутмоса III с использованием иллюстраций, теста документа. |
4 |
3. |
Выполнение проблемного задания |
ЭОР № 3. Наглядное динамическое представление хода битвы при Кадеше. Информационный и практический. |
Формулирует проблемное задание «О чём говорит тот факт, что после сражения у крепости Кадеш хетты и египтяне договор о мире и никогда больше не воевали, а Египет перешел к оборонительным войнам? |
Работают с атласами карт, слайдами ЭОР, работают с фрагментом текста «Книги для чтения» и выполняют проблемное задание. |
5 |
4 |
Подведение итогов работы учащихся в группах |
|
Анализирует результаты выполнения учащимися заданий, направляет, корректирует деятельность учеников, помогает сделать выводы. |
Капитан каждой группы показывает результаты работы, используя или документ- камеру, или слайды мультимедийной презентации, которые проектируются на экран при помощи мультимедийного проектора. Затем на экран проецируется сводная таблица. |
9 |
5. |
Закрепление изученного материала |
ЭОР № 5. Практический |
Консультирует, направляет деятельность обучаемых. |
Выполняют в группах практический |
6 |
6 |
Формулирование выводов урока. Выдача домашнего задания |
|
Направляет работу обучающихся, корректирует выводы, просит сформулировать ответ на главный проблемный вопрос урока. |
Проходят дебаты, во время которых один учащийся от каждой группы высказывает и аргументируют точку зрения по главному проблемному вопросу урока. Формулируются выводы. |
10 |