Урок на тему "Завоевательные походы фараонов Древнего Египта"

Разделы: История и обществознание


Предмет: история, 5 класс

Время урока - 45 минут

Учебник. Базовый уровень. История Древнего мира. 5 класс. В.А. Головина, А.А. Немировский, Г.А. Кошеленко, Уколова. Мнемозина.

Цель урока: формирование представления у обучаемых о египетской армии, причинах и последствиях завоевательных походов египетских фараонов.

Планируемые результаты и УУД, с помощью которых возможно достижение запланированных результатов:
предметные:

Знать: исторический факт - военные походы фараонов Древнего Египта, их участники, вооружение, результаты, последствия; хронология военных походов, историческая карта.

Уметь:

  • раскрывать смысл и значение понятий «регулярная армия, ополчение, оборонительные войны, завоевательные войны, держава, их последствия»;
  • работать с историческими источниками;
  • читать историческую карту с опорой на легенду;
  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;
  • устанавливать причинно-следственные связи военных походов и их последствий (через формирование познавательных УУД – устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения).

развивающие:

Метапредметные:

  • производить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (карта, ЭОР, иллюстрации, текст документа и учебника (через формирование познавательных УУД – осуществлять сравнение, формулировать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, обобщать понятия, объяснять процессы);
  • отрабатывать стратегию смыслового чтения и работы с текстом (через формирование познавательных УУД - основы ознакомительного, усваивающего и поискового чтения);
  • осуществлять управление своей деятельностью (через формирование регулятивных УУД: определение последовательности промежуточных целей, планировать пути достижения цели, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно иусвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности);
  • осуществлять навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в группе (через формирование коммуникативных УУД – эффективно сотрудничать, научиться основам коммуникативной рефлексии, коррекция, оценка действий).

воспитательные:

Личностные:

  • формирование положительной мотивации к изучению истории (через формирование личностных УУД – основы социально-критического мышления, формирование устойчивого познавательного интереса к изучению истории, ориентация в системе моральных норм);
  • в процессе рефлексии умение проводить самооценку (через формирование личностных УУД – основы социально-критического мышления и ориентация в системе моральных норм);
  • выражение собственного мнения, оценка характера военных походов фараонов с точки зрения «справедливости» (через формирование

личностных УУД – основы социально-критического мышления и ориентация в системе моральных норм).

Тип урока - изучение нового материала с использованием ЭОР.

Формы работы учащихся (организация пространства):

Индивидуальная работа:

  • выработка своего мнения;
  • проведение саморефлексии.

Работа в группах:

работа с ЭОР;

  • с текстами фрагментов документов. Отработка стратегии смыслового чтения и работа с текстом. (Древний Восток. – Книга для чтения.
    Под редакцией акад. Струве В.В.. – М.1953. С. 47, 50;
    Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира. Пособие для учащихся 5 класса средней школы. – М.1986. С. 20) и п.5 §12 учебника.
  • работа со словарями, понятиями и терминами (ополчение, колесницы, пехота, корпус, держава, Тутмос III, Рамсес II, завоевательные и оборонительные войны, хетты, крепость Кадеш, Нубия, Палестина, Сирия, Ливия, Синайский полуостров. (Всемирная история. Энциклопедический словарь школьника. – М.: БРЭ, 1999).
  • с памятками «Как работать с текстом», «Как работать с иллюстрациями», «Как работать с картой», «Как анализировать ход войны», «Правила работы в группе»;
  • с Атласом карт по истории Древнего мира. 5 класс
  • с хронологией (1750, 1550, 1500 гг. до н.э.)

Фронтальная работа:

  • работа с ЭОР;
  • работа с настенной картой «Древний Египет»;
  • беседа и дебаты по проблеме урока.

Необходимое техническое оборудование: Ноутбуки (для учителя и один на группу), мультимедийный проектор, экран.

Структура и ход урока

№ п/п

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время (в мин.)

1.

Организация класса, формулирование главного проблемного вопроса урока. Введение нового материала

ЭОР №1. Информационный
Модуль.
Военные походы фараонов. Вариант №1
his2008 DOO3i. OMS Module file.
http://fcior.edu.ru/card/1471/ voennye-pohody-farfonov-variant-1.html

Заранее делит обучающихся на группы, разъясняет, даёт инструкции работы с ЭОР. Организует деятельность обучаемых, уточняет задания, консультирует, создаёт ситуацию успешности.
Направляет деятельность учащихся на формулирование темы и главного вопроса урока. Демонстрация ЭОР. Объясняет новый материал, использует ЭОР как основу для организации самостоятельной работы учащихся в группах.
Каждая группа отдельное получает задание. Предлагает вспомнить «Правила работы в группе» и памятки «Как работать с текстом», «Как работать с иллюстрациями», «Как работать с картой», «Как анализировать ход войны», даёт
ссылки на источники.

Просматривают ЭОР для выполнения заданий в группах. Работают по памяткам с различными источниками для формирования знаний об особенностях военных походов фараонов, вооружении войска, о родах войск в Египте, направлениях завоевательных походов древних египтян; описывают, положение простых воинов в походах. Определяют последствия войн для них. Называют имя фараона, совершившего самые крупные завоевания. Прослеживают по карте походы древнеегипетского войска, границы египетской державы при Тутмосе III.

11

2.

Выполнение самостоятельной работы учащимися

ЭОР № 2 Информационный
Древнеегипетская фреска

«Фараон Рамсес II в битве».
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1891fbda-ce2e-4623-9837-24abf4aac3a2/233.jpg

Формулирует задания для выполнения учащимися

Используя памятку «Правила работы с иллюстрацией», анализируют древнеегипетскую фреску, текст из хрестоматии, описывают положение фараона и вельмож во время походов и формулируют вывод о целях завоевательных войн фараонов. Дают характеристику историческим личностям Рамсеса II и Тутмоса III с использованием иллюстраций, теста документа.

4

3.

Выполнение проблемного задания

ЭОР № 3. Наглядное динамическое представление хода битвы при Кадеше. Информационный и практический.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4cf161af-aa46-4baf-9235-0962417f4b45/232.swf

Формулирует проблемное задание «О чём говорит тот факт, что после сражения у крепости Кадеш хетты и египтяне договор о мире и никогда больше не воевали, а Египет перешел к оборонительным войнам?

Работают с атласами карт, слайдами ЭОР, работают с фрагментом текста «Книги для чтения» и выполняют проблемное задание.

5

4

Подведение итогов работы учащихся в группах

 

Анализирует результаты выполнения учащимися заданий, направляет, корректирует деятельность учеников, помогает сделать выводы.

Капитан каждой группы показывает результаты работы, используя или документ- камеру, или слайды мультимедийной презентации, которые проектируются на экран при помощи мультимедийного проектора. Затем на экран проецируется сводная таблица.
Определяют своё отношение к завоевательным походам фараонов с точки зрения справедливости, аргументируют своё мнение.

 9

5.

Закрепление изученного материала

ЭОР № 5. Практический
Модуль
Военные походы фараонов. Вариант №1 his2008 DOO3p.
http://fcior.edu.ru/card/12951/ voennye-pohody-farfonov-variant-1.html

Консультирует, направляет деятельность обучаемых.

Выполняют в группах практический
модуль (интерактивные текстовые задания, правильность ответов, которых определяется автоматически).
Задания на знание карты и хронологии, на соотнесение понятий и их определение, на выявление причинно-следственных связей, результатов и последствий
военных походов.

6

6

Формулирование выводов урока. Выдача домашнего задания

 

Направляет работу обучающихся, корректирует выводы, просит сформулировать ответ на главный проблемный вопрос урока.
Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность

Проходят дебаты, во время которых один учащийся от каждой группы высказывает и аргументируют точку зрения по главному проблемному вопросу урока. Формулируются выводы.

10