Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
(Семен Данилов)
Мы рады приветствовать всех, кто учит, любит и знает русский язык! Итак, начинаем игру “ЗНАЕМ РУССКИЙ!”
В игре принимают участие три команды: команда желтых, команда красных и команда синих.
Просим капитанов представить свои команды.
Команды представляются.
Жюри вас по пути направит
И без вниманья не оставит.
Коль ошибетесь, то поправит.
За правильный ответ – прославит.
Представляем экспертный совет в составе:
В зале находятся болельщики – группа поддержки наших участников.
Игра состоит из пяти туров.
1 тур - поединок капитанов:
В течение 20 секунд капитан команды должен бросать кольца и одновременно отвечать на вопросы. Каждое попадание дает право на подсказку команды или болельщиков. Если капитан не попадает в круг вопросов, то отвечает на самый сложный вопрос.
Задания капитанам
Желтый сектор (легкие вопросы) 4 балла
Какую букву надо писать в корне слова?
* УвлЕкательный, забрОсать, располОжиться, вытИрать, Ростислав
* обнОвлять, разгОрается, вырАстать, вытЕр, выжЕг
* удАлось, прикОснуться, прилАгательное, слОжение, урАвнение
Красный сектор (средние вопросы) 5 баллов
2. Слитно, раздельно или через дефис.
* Вверх, ярко - красный,не отправлено,не робкий, а смелый,навзничь
* в одиночку, как-нибудь, с размаху, небрежный, железнодорожный
* древнерусский, еле – еле, русско – английский, , не сданная вовремя книга, непросохшая земля.
Синий сектор (сложные вопросы) 6 баллов
3. Изменить слово, поставив его в форму Р.п. мн.ч.
* кочерга – кочерег, дно – доньев, ребенок – детей, поросенок – поросят, ель – елей.
* Жителей Москвы называют москвичами, жителей Петербурга – петербуржцами. А как будут называться жители Ханты-Мансийска, Нижнего Новгорода, Перми, Тулы, Ростова-на-Дону, Тобольска?
Ханты-Мансийск – хантымансийцы, Нижний Новгород – нижегородцы, Пермь – пермяки, Тула – туляки, Ростов-на-Дону – ростовчане, Тобольск – тоболяки.
В каком из слов нет окончания: степной; 2) стеной; 3) герой; 4) долой; 5) второй;
Какого рода слова человечище (м.р.), чудовище (ср.р.), топорище(ср.р и м.р.)?
2 тур - ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
В этом туре участник бросает 3 кольца на круг вопросов.
В круге вопросов есть:
- желтый сектор – легкий вопрос – при правильном ответе команда получает 4 балла.
- красный сектор– вопрос средней сложности – при правильном ответе команда получает 5 баллов.
- синий сектор – сложный вопрос – при правильном ответе команда получает 6 баллов.
Первым попаданием игрок выбирает степень сложности вопроса.
Непопадание на кольцеброс – выпадает самый сложный вопрос.
На обдумывание вопроса дается 1минута.
Желтый сектор (легкие вопросы)
1. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Из данных в ряду фамилий определите, чей предок служил в церкви, чей выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки, чей рубил избы? Расставьте фамилии в соответствующем порядке: Плотников, Скорняков, Сыромятников, Пономарёв, Гончаров.
- Служил в церкви – Пономарёв,
- выделывал кожу – Сыромятников,
- шил тулупы – Скорняков,
- лепил горшки – Гончаров,
- рубил избы – Плотников.
2. Слово красный в древнерусском языке имело значение "красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый". Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?
а) Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.
б) Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.
в) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.
3. “Устаревшие слова”
Недаром Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм. Что означают эти слова:
- Око – глаз
- Чело – лоб
- Выя – шея
- Чрево – живот
- Перст – палец
- Ланиты – щеки
- Длань – ладонь
Красный сектор (средней сложности)
1. Что означают выражения? Когда мы их употребляем?
а) шиворот-навыворот (наоборот);
б) спустя рукава (плохо, кое-как);
в) точить лясы (болтать).
2. Душа в пятки ушла ( человек перетрусивший, испугавшийся)
Ни зги не видно (так темно, что не видно тропинки, дорожки)
Скатертью дорога (уходи, без тебя обойдемся)
3. На блюдечке с золотой каемочкой (получить желаемое с почетом, без особых усилий)
Выйти сухим из воды (остаться безнаказанным, без плохих последствий)
Найти общий язык (достигнуть взаимопонимания).
Синий сектор (сложные)
Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба);
Что означало слово мекать в древнерусском языке? (думать, смекать, понимать, намекать кумекать)
Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства (нахлебник);
Что такое орало? (то, чем пашут: соха плуг)
Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость);
Кого называли в Древней Руси немцами?(всех иностранцев, немец – немой, не говорящий по-русски).
Вопрос залу:
Вот несколько поговорок. В них всех пропущено одно и то же слово. Отгадайте его:
Из ... вон плохо. Мастер на все ... . Сидеть сложа ... . Золотые ... . Как ... сняло.(рука).
Слово жюри (объявляют итоги 1-2 туров)
3-й тур “Блиц-эрудит”
В данном туре каждой команде предстоит в течение 30 сек. ответить на несложные вопросы ведущего из области русского языка и литературы.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
- Чем кончаются день и ночь? (мягким знаком).
- Назвать автора: “Вороне где-то бог послал кусочек сыра”? (Крылов).
- Назовите часть речи, обозначающую признак предмета по действию. (Причастие.)
- Превратите слово мел в мелкое место.(мел – мель)
- Поляки называют эту ягоду “поземка”, а мы? (земляника)
- Закончите пословицу: “Век живи...” (век учись)
- Образуйте причастие от глагола “ИСПЕЧЬ”.
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Как звали трех богатырей? (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец)
- Сколько звуков в слове ЯМА? (4)
- Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?(рак)
- Как пишется слово “пол-листа”? (Через дефис.)
- Какой член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей? (Дополнение.)
- Какой знак пишется в слове “обезьяна”? (Мягкий знак.)
- С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?
- “Больной выздоровел.” Какой частью речи является слово “больной”? (Существительным).
- Какого рода существительное тюль?
- Образуйте краткие прилагательные единственного числа мужского рода от имен прилагательных стройный, спокойный, достойный
- Какой раздел науки о языке изучает строение и значение словосочетаний и предложений? (Синтаксис.)
- Все ли существительные относятся к одному склонению: печь, речь, плащ?
- Слова какой части речи в своём составе имеют суффиксы -УЩ, -ЮЩ? (Причастия.)
- Назовите сонорные звуки. ( [й' л' л м' м н' н р' р])
- Гусенок, гусыня, гусеница, гусь – родственники? (гусеница – лишнее)
- Сколько гласных букв в русском алфавите? (Десять.)
- Слова какой части речи отвечают на вопрос КАК? (Наречия.)
- Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят? (волка)
- Самая математическая часть речи – это ... (Имя числительное)
- Замените словосочетание совсем немного наречием (чуть-чуть)
- Расшифруйте аббревиатуру СНГ. (Содружество независимых государств)
- Закончи пословицу: Язык мой (враг мой).
- Что значит устаревшее слово уста ( губы )
- Поставьте во мн.ч. слово мох (мхи)
4-й тур “Язык художественной литературы”:
В этом туре, как и во 2-м, есть легкий вопрос, вопрос средней сложности и сложный вопрос.
На обдумывание вопроса дается 1 минута.
Желтый сектор – 4 балла
“И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше, и кругом
В тени рассыпанный аул;
Мне слышался вечерний гул”.
- Кто автор? (Лермонтов М.Ю.)
- Название произведения. (“Мцыри”)
- Кому принадлежат слова?
“Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнуты”.
- Кто автор? (Н.А. Некрасов)
- Название произведения. (“Размышление у парадного подъезда”)
- О ком идет речь?
“Запомни же ныне
Ты слово мое:
Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда.”
- Кто автор? (Пушкин А.С.)
- Название произведения.(“Песнь о вещем Олеге”)
- Кто произнес эти слова? ( Кудесник)
Красный сектор – 5 баллов
“Старик не снес своего несчастья: он тут же слег в ту же самую постель, где накануне лежал молодой обманщик”.
- Кто автор? (Пушкин А.С.)
- Название произведения. (“Станционный смотритель”)
- Кто герой? Назвать его. (Самсон Вырин).
“Итак, все кончено, - сказал он сам себе,- еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился”.
- Кто автор? (А.С. Пушкин)
- Название произведения. ( “Дубровский”)
- Как звали этого героя? (Владимир Андреевич)
“Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван: но ничего, не конфузится. “Что же такое? – думает.- Если государю угодно меня видеть, я должен идти, а если при мне тугамента нет, так я тому не причинен и скажу, отчего так дело было”.
- Кто автор? (Н.С.Лесков)
- Название произведения. ( “Левша”)
- Как звали этого героя? (Левша)
Синий сектор – 6 баллов
“Ученик мнется, его растерянная физиономия выражает желание как – нибудь понезаметней проскользнуть в дверь после учителя. Зато лицо его выражает радостное гостеприимство, сдержанное приличием и понимаем необычности этой минуты”.
- Кто автор? (Фазиль Искандер).
- Название произведения. (“Тринадцатый подвиг Геракла”)
- Как звали учителя? (Харлампий Диогенович).
“Вы совершенно правы, ваше величество. Это весьма неприятное занятие. Недаром древние поэты обходились без письменных приборов, почему произведения их отнесены наукой к разряду устного творчества”.
- Кто автор? (С.Я. Маршак)
- Название произведения. (“Двенадцать месяцев”)
- Кому принадлежат слова? (Профессору)
“Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!”
- Кто автор? (Д.И.Фонвизин)
- Название произведения (“Недоросль”)
- Кому принадлежат слова? (Г-жа Простакова)
Слово жюри
Вопрос зрителям:
- Какими тремя нотами можно измерить расстояние? (МИ-ЛЯ- МИ)
5-й тур “Мастерская слова”
В 5-м туре каждая команде предстоит показать басню, которую выбрали и приготовили.
Максимальная оценка – 6 баллов. Учитывается:
- Знание текста,
- Артистизм.
Команды по очереди представляют басню.
Итоги 5-го тура и всей игры.
- Награждение.
- Ответное слово команды-победительницы.
- Фото на память.
Вед. На сегодня наша игра подошла к концу. С вами были ваши учителя. И мы говорим вам: “УЧИТЕ РУССКИЙ!”