Внеклассное мероприятие "Знаем русский"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
(Семен Данилов)

Мы рады приветствовать всех, кто учит, любит и знает русский язык! Итак, начинаем игру “ЗНАЕМ РУССКИЙ!”

В игре принимают участие три команды: команда желтых, команда красных и команда синих.

Просим капитанов представить свои команды.

Команды представляются.

Жюри вас по пути направит
И без вниманья не оставит.
Коль ошибетесь, то поправит.
За правильный ответ – прославит.
Представляем экспертный совет в составе:

В зале находятся болельщики – группа поддержки наших участников.

Игра состоит из пяти туров.

1 тур - поединок капитанов:

В течение 20 секунд капитан команды должен бросать кольца и одновременно отвечать на вопросы. Каждое попадание дает право на подсказку команды или болельщиков. Если капитан не попадает в круг вопросов, то отвечает на самый сложный вопрос.

Задания капитанам

Желтый сектор (легкие вопросы) 4 балла

Какую букву надо писать в корне слова?

* УвлЕкательный, забрОсать, располОжиться, вытИрать, Ростислав

* обнОвлять, разгОрается, вырАстать, вытЕр, выжЕг

* удАлось, прикОснуться, прилАгательное, слОжение, урАвнение

Красный сектор (средние вопросы) 5 баллов

2. Слитно, раздельно или через дефис.

* Вверх, ярко - красный,не отправлено,не робкий, а смелый,навзничь

* в одиночку, как-нибудь, с размаху, небрежный, железнодорожный

* древнерусский, еле – еле, русско – английский, , не сданная вовремя книга, непросохшая земля.

Синий сектор (сложные вопросы) 6 баллов

3. Изменить слово, поставив его в форму Р.п. мн.ч.

* кочерга – кочерег, дно – доньев, ребенок – детей, поросенок – поросят, ель – елей.

* Жителей Москвы называют москвичами, жителей Петербурга – петербуржцами. А как будут называться жители Ханты-Мансийска, Нижнего Новгорода, Перми, Тулы, Ростова-на-Дону, Тобольска?

Ханты-Мансийск – хантымансийцы, Нижний Новгород – нижегородцы, Пермь – пермяки, Тула – туляки, Ростов-на-Дону – ростовчане, Тобольск – тоболяки.

В каком из слов нет окончания: степной; 2) стеной; 3) герой; 4) долой; 5) второй;

Какого рода слова человечище (м.р.), чудовище (ср.р.), топорище(ср.р и м.р.)?

2 тур - ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

В этом туре участник бросает 3 кольца на круг вопросов.

В круге вопросов есть:

  • желтый сектор – легкий вопрос – при правильном ответе команда получает 4 балла.
  • красный сектор– вопрос средней сложности – при правильном ответе команда получает 5 баллов.
  • синий сектор – сложный вопрос – при правильном ответе команда получает 6 баллов.

Первым попаданием игрок выбирает степень сложности вопроса.

Непопадание на кольцеброс – выпадает самый сложный вопрос.

На обдумывание вопроса дается 1минута.

Желтый сектор (легкие вопросы)

1. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Из данных в ряду фамилий определите, чей предок служил в церкви, чей выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки, чей рубил избы? Расставьте фамилии в соответствующем порядке: Плотников, Скорняков, Сыромятников, Пономарёв, Гончаров.

  • Служил в церкви – Пономарёв,
  • выделывал кожу – Сыромятников,
  • шил тулупы – Скорняков,
  • лепил горшки – Гончаров,
  • рубил избы – Плотников.

2. Слово красный в древнерусском языке имело значение "красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый". Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?

а) Пустил стрелу средний брат - полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.

б) Стали жёны кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.

в) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

3. “Устаревшие слова”

Недаром Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм. Что означают эти слова:

  • Око – глаз
  • Чело – лоб
  • Выя – шея
  • Чрево – живот
  • Перст – палец
  • Ланиты – щеки
  • Длань – ладонь

Красный сектор (средней сложности)

1. Что означают выражения? Когда мы их употребляем?

а) шиворот-навыворот (наоборот);

б) спустя рукава (плохо, кое-как);

в) точить лясы (болтать).

2. Душа в пятки ушла ( человек перетрусивший, испугавшийся)

Ни зги не видно (так темно, что не видно тропинки, дорожки)

Скатертью дорога (уходи, без тебя обойдемся)

3. На блюдечке с золотой каемочкой (получить желаемое с почетом, без особых усилий)

Выйти сухим из воды (остаться безнаказанным, без плохих последствий)

Найти общий язык (достигнуть взаимопонимания).

Синий сектор (сложные)

Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба);

Что означало слово мекать в древнерусском языке? (думать, смекать, понимать, намекать кумекать)

Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства (нахлебник);

Что такое орало? (то, чем пашут: соха плуг)

Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость);

Кого называли в Древней Руси немцами?(всех иностранцев, немец – немой, не говорящий по-русски).

Вопрос залу:

Вот несколько поговорок. В них всех пропущено одно и то же слово. Отгадайте его:

Из ... вон плохо. Мастер на все ... . Сидеть сложа ... . Золотые ... . Как ... сняло.(рука).

Слово жюри (объявляют итоги 1-2 туров)

3-й тур “Блиц-эрудит”

В данном туре каждой команде предстоит в течение 30 сек. ответить на несложные вопросы ведущего из области русского языка и литературы.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Чем кончаются день и ночь? (мягким знаком).
  2. Назвать автора: “Вороне где-то бог послал кусочек сыра”? (Крылов).
  3. Назовите часть речи, обозначающую признак предмета по действию. (Причастие.)
  4. Превратите слово мел в мелкое место.(мел – мель)
  5. Поляки называют эту ягоду “поземка”, а мы? (земляника)
  6. Закончите пословицу: “Век живи...” (век учись)
  7. Образуйте причастие от глагола “ИСПЕЧЬ”.
  8. Сколько букв в русском алфавите? (33)
  9. Как звали трех богатырей? (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец)
  10. Сколько звуков в слове ЯМА? (4)
  11. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?(рак)
  12. Как пишется слово “пол-листа”? (Через дефис.)
  13. Какой член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей? (Дополнение.)
  14. Какой знак пишется в слове “обезьяна”? (Мягкий знак.)
  15. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?
  16. “Больной выздоровел.” Какой частью речи является слово “больной”? (Существительным).
  17. Какого рода существительное тюль?
  18. Образуйте краткие прилагательные единственного числа мужского рода от имен прилагательных стройный, спокойный, достойный
  19. Какой раздел науки о языке изучает строение и значение словосочетаний и предложений? (Синтаксис.)
  20. Все ли существительные относятся к одному склонению: печь, речь, плащ?
  21. Слова какой части речи в своём составе имеют суффиксы -УЩ, -ЮЩ? (Причастия.)
  22. Назовите сонорные звуки. ( [й' л' л м' м н' н р' р])
  23. Гусенок, гусыня, гусеница, гусь – родственники? (гусеница – лишнее)
  24. Сколько гласных букв в русском алфавите? (Десять.)
  25. Слова какой части речи отвечают на вопрос КАК? (Наречия.)
  26. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят? (волка)
  27. Самая математическая часть речи – это ... (Имя числительное)
  28. Замените словосочетание совсем немного наречием (чуть-чуть)
  29. Расшифруйте аббревиатуру СНГ. (Содружество независимых государств)
  30. Закончи пословицу: Язык мой (враг мой).
  31. Что значит устаревшее слово уста ( губы )
  32. Поставьте во мн.ч. слово мох (мхи)

4-й тур “Язык художественной литературы”:

В этом туре, как и во 2-м, есть легкий вопрос, вопрос средней сложности и сложный вопрос.

На обдумывание вопроса дается 1 минута.

Желтый сектор – 4 балла

“И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше, и кругом
В тени рассыпанный аул;
Мне слышался вечерний гул”.

  1. Кто автор? (Лермонтов М.Ю.)
  2. Название произведения. (“Мцыри”)
  3. Кому принадлежат слова?

“Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнуты”.

  1. Кто автор? (Н.А. Некрасов)
  2. Название произведения. (“Размышление у парадного подъезда”)
  3. О ком идет речь?

“Запомни же ныне
Ты слово мое:
Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда.”

  1. Кто автор? (Пушкин А.С.)
  2. Название произведения.(“Песнь о вещем Олеге”)
  3. Кто произнес эти слова? ( Кудесник)

Красный сектор – 5 баллов

“Старик не снес своего несчастья: он тут же слег в ту же самую постель, где накануне лежал молодой обманщик”.

  1. Кто автор? (Пушкин А.С.)
  2. Название произведения. (“Станционный смотритель”)
  3. Кто герой? Назвать его. (Самсон Вырин).

“Итак, все кончено, - сказал он сам себе,- еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился”.

  1. Кто автор? (А.С. Пушкин)
  2. Название произведения. ( “Дубровский”)
  3. Как звали этого героя? (Владимир Андреевич)

“Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван: но ничего, не конфузится. “Что же такое? – думает.- Если государю угодно меня видеть, я должен идти, а если при мне тугамента нет, так я тому не причинен и скажу, отчего так дело было”.

  1. Кто автор? (Н.С.Лесков)
  2. Название произведения. ( “Левша”)
  3. Как звали этого героя? (Левша)

Синий сектор – 6 баллов

“Ученик мнется, его растерянная физиономия выражает желание как – нибудь понезаметней проскользнуть в дверь после учителя. Зато лицо его выражает радостное гостеприимство, сдержанное приличием и понимаем необычности этой минуты”.

  1. Кто автор? (Фазиль Искандер).
  2. Название произведения. (“Тринадцатый подвиг Геракла”)
  3. Как звали учителя? (Харлампий Диогенович).

“Вы совершенно правы, ваше величество. Это весьма неприятное занятие. Недаром древние поэты обходились без письменных приборов, почему произведения их отнесены наукой к разряду устного творчества”.

  1. Кто автор? (С.Я. Маршак)
  2. Название произведения. (“Двенадцать месяцев”)
  3. Кому принадлежат слова? (Профессору)

“Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!”

  1. Кто автор? (Д.И.Фонвизин)
  2. Название произведения (“Недоросль”)
  3. Кому принадлежат слова? (Г-жа Простакова)

Слово жюри

Вопрос зрителям:

  • Какими тремя нотами можно измерить расстояние? (МИ-ЛЯ- МИ)

5-й тур “Мастерская слова”

В 5-м туре каждая команде предстоит показать басню, которую выбрали и приготовили.

Максимальная оценка – 6 баллов. Учитывается:

  • Знание текста,
  • Артистизм.

Команды по очереди представляют басню.

Итоги 5-го тура и всей игры.

  1. Награждение.
  2. Ответное слово команды-победительницы.
  3. Фото на память.

Вед. На сегодня наша игра подошла к концу. С вами были ваши учителя. И мы говорим вам: “УЧИТЕ РУССКИЙ!”