Интегрированное занятие «12 апреля - День космонавтики»

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Задачи:

- воспитать у детей гордость за свою страну;
- воспитывать уважение к людям, прославившим свою Родину;
- развивать творческую фантазию детей, умение лепить по представлению, воплощать свой замысел в лепке;
- развивать умение согласовывать свои замыслы с замыслами других детей при изготовлении совместных поделок;
- развивать навыки работы с пластилином;
- развивать мелкую моторику руки;
- развивать навыки творческого рассказывания;
- расширить представления детей о космических полетах;
- познакомить их с российскими учеными – К.Э. Циолковским, С.П. Королевым;
- закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России - Ю.А. Гагарин;
- дать знания о том, что первая женщина космонавт – тоже из России – В.Н. Терешкова.

Материалы и оборудование:

- портреты К.Э. Циолковского, С.П. Королева, Ю.А. Гагарина, В.Н. Терешковой;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- пластилин;
- лесенки;
- модули;
- обручи.

Предварительная работа:

- чтение произведений: В.Баруздин «Первый в космосе», Е.Левитан «Малышам о звездах и планетах»;
- разучивание стихотворений;
- чтение произведений о космосе;
- рассматривание иллюстраций о космосе.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, вы, наверное, уже знаете, что каждый год 12 апреля наша страна и весь мир отмечает День космонавтики.

А в этом году этот день особенный – 55 лет со дня первого полета человека в космос.

Кто знает, почему именно 12 апреля отмечается этот праздник?

Дети. 12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек. Это был российский космонавт Ю.А. Гагарин.

Воспитатель. А еще об этом может рассказать (имя ребенка)

Ребенок.
 
Спросил я у папы однажды:
«А кто такой Юрий Гагарин?
Наверное, он очень важный,
А я про него мало знаю…»
И папа тогда мне ответил:
«Я рад, что об этом меня ты спросил,
Он летчик отважный и смелый,
Гагарин был первым на свете,
Кто в космос однажды полет совершил.
Мальчишкам на нашей планете
Мечту космонавтами стать подарил».
Теперь я горжусь тем, что знаю,
Кем же был Юрий Гагарин.
Спросите меня, отвечу вам гордо:
Он – космонавт, первым вышедший к звездам!

(На экране портрет Ю. А. Гагарина).

Воспитатель. Спасибо! Правильно. Этот праздник, прежде всего, космонавтов и тех, кто участвует в разработке и создании космических ракет. А кто такие космонавты?

Дети. Космонавтами называются летчики, которые управляют космическим кораблем. Космонавтами называют так же членов экипажа, которые проводят исследования на борту. Это могут быть биологи, врачи и люди других профессий.

Воспитатель. А скажите, сколько же звезд на небе?

Дети. Много миллионов. В темную безоблачную ночь небо усеяно звездами. Но не так просто уследить, за тысячами звезд на небе. Наблюдая за звездами, открывая новые, ученые наносили их изображения на карту, и в итоге получилась карта звездного неба, которую мы можем видеть сейчас.

(На экране изображение звездного неба).

Воспитатель. Что помогает ученым наблюдать за звездным небом?

Дети. Ученые придумали специальные приборы – телескопы, чтобы наблюдать за звездным небом.

(На экране изображение телескопа).

Воспитатель. А что они могли увидеть в телескоп?

Дети. Они могли увидеть другие планеты.

Воспитатель. Какие планеты вы знаете.

Дети. Земля, Марс, Венера и многие другие.

Воспитатель. Правильно, ребята, планет много. А сколько планет в солнечной системе, нам расскажет (имя ребенка)

Ребенок.

По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун,
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(А. Хайт)

(На экране изображение Солнечной системы).

Воспитатель. Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, то кто там живет? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы об этом узнать, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годились, потому что до планет было очень далеко. И что придумали ученые?

Дети. Ракеты.

Воспитатель. Кто же в России придумал первую ракету?

(если дети не вспомнят, воспитатель напоминает и показывает на экране портрет К.Э. Циолковского).

А кто же все-таки сделал такой летательный аппарат?

Дети. С.П. Королев. (показать портрет Сергея Павловича Королева).
 
Воспитатель. Ребята, прошло много времени, и в космос полетела женщина. Кто знает имя первой космонавтки?

Дети. В.Н. Терешкова. (показать портрет Валентины Николаевны Терешковой).

Воспитатель. Как вы думаете, каким должен быть космонавт?

Дети. Смелым, сильным, ловким.

Воспитатель. Давайте, с вами поиграем.

Игра «Пройди препятствие».

(участвуют все дети. На пути можно выставить любые препятствия: прохождение в обруч, переход через лесенки, через модули, в общем любой вид препятствия, доступный детям).

Воспитатель. А теперь я хочу проверить ваши знания. Давайте проведем мини-викторину. Я буду задавать вопросы о космосе, а вы попробуйте отгадать.

Игра-викторина «Угадай-ка!».

1. Самая большая горячая звезда во вселенной? (Солнце).

2. Естественный спутник земли? (Луна).

3. Человек, который летает в космос? (Космонавт).

4. Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль).

5. Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Ю.А. Гагарин).

6. Как называется космический корабль, на котором Ю.А. Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»).

Воспитатель. Молодцы! Ребята, мы с вами знаем, что есть другие планеты? А как вы думаете, есть ли жизнь на других планетах?

Дети. Мы думаем, что есть, там живут инопланетяне.

Воспитатель. А какие они, как вы думаете? Они похожи на нас или совсем другие? Сколько у них рук и ног? А может быть, у них щупальца вместо рук и ног? Есть ли уши и глаза, и какие они?

Подумайте, на каких планетах живут ваши инопланетяне. Сейчас вы можете пофантазировать и слепить инопланетян такими, какими вы их воображаете. Для этого у вас есть пластилин разных цветов, стеки.

(воспитатель предлагает детям сесть за столы по 4-5 человек, по желанию)

В конце занятия каждый ребенок рассказывает о том, с какой планеты прилетел придуманный им инопланетянин.