Введение. Как часто в своей работе педагоги детских садов сталкиваются с интеллектуальной пассивностью воспитанников. Интересы детей часто ограничены, нет желания узнать что-то новое самостоятельно. Все это связано с тем, что дети получают мало интеллектуальных впечатлений, их желание практически действовать не находит поддержки у родителей (кто-то сердится за испачканную одежду, другие - за испорченные вещи и т.д.), осуждается другими взрослыми, мало условий для экспериментальной деятельности.
Не только в детском саду, но и дома необходимо продумать деятельность детей так, чтобы у них всегда была возможность познавать свойства и качества предметов, сравнивать их между собой. Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”.
Планируя работу по организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, я учитывала наличие двух типов поисковой деятельности детей: самостоятельное экспериментирование, где инициатором выступает ребенок; а также специально организованные педагогом опыты. Для самостоятельного экспериментирования и исследовательской работы в старшей группе были оформлены уголки экспериментов, а для проведения опытов у нас подобрано специальное оборудование и материалы. “Почему старший дошкольный возраст?” – спросите Вы. Потому что у детей уже накоплен некоторый практический опыт и знания, их “нечаянные” открытия вызывают бурю эмоций, а выводы осознанны.
Экспериментировать с детьми можно всегда и везде, во время любого вида деятельности. Дети совершают открытия на прогулке и в группе, во время умывания и различных игр и т.д. Главное для педагога - уметь увидеть возможность для проведения спонтанных опытов и экспериментов, вызвать желание у детей самим “добывать” новые крупицы знаний.
Но особое внимание я хочу уделить опытам. Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Каждый опыт – это возможность раскрыть взаимосвязи и причины наблюдаемых явлений. Позволяют получать новые знания практическим путем, обобщать и систематизировать уже имеющиеся представления.
В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия. Больше всего детям нравятся опыты с водой, песком и воздухом. Предлагаю Вашему вниманию конспект из моей копилки.
Цель - формировать знания о свойствах воды и воспитывать бережное отношение к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.
Задачи:
1) Образовательные:
- познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту;
- сформировать у детей представления о том, как в наш дом приходит вода;
- сформировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать способность понимать знаки, символы, модели, приведённые в учебных пособиях;
- с помощью опытов сформулировать свойства воды.
2) Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- формировать устойчивое внимание, наблюдательность;
- развивать внимание, мышление, моторику рук, речь.
3) Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе (экономить воду);
- воспитывать аккуратность при проведении опытов.
Предварительная работа:
- Изучить уровень знаний детей о воде и её свойствах.
- Составить план работы по экспериментальной деятельности.
- Пополнить уголок экспериментирования материалами и оборудованием.
- Разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по данной теме.
- Разработать цикл занятий по изобразительной деятельности для создания творческих работ по теме: “Вода”.
- Разработать и создать символы, обозначающие свойства и состояния воды.
- Создать наглядный материал “Художественное слово о воде”.
- Организовать выставку детских творческих работ по данной теме.
- Провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Познакомить родителей с содержанием консультации “Как организовать опыты с водой дома”.
- Систематизировать методическую деятельность по разработке и реализации работы в рамках проекта и представить данный опыт коллегам в ДОУ.
- Создать информационный материал:
- для родителей: памятки и консультации.
- для педагогов и родителей: открытый показ совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы, консультации по организации в ДОУ познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
- для детей: разработать презентации PowerPoint, подобрать интерактивные физкультурные минутки, тематические подборки книг о свойствах воды, слайд-шоу по данной теме; в книжном уголке оформить тематическую выставку с научной художественной литературой по экспериментированию (например, химия и физика для детей, занимательные опыты, эксперименты с водой и т.д.)
В группе оформить уголки экспериментирования для опытов.
Фотоотчет см. в приложении-презентации 1.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, глобус, мягкая игрушка Капелька из ткани и ниток, форма исследователей - белые халаты для детей, иллюстрации о значении воды на Земле, рисунок с изображением Злючки – Грязнули, карточки для закрепления свойств воды, материалы для опытов: мерные стаканчики, одноразовые пластиковые стаканы, воронки, фильтр (вата), деревянные палочки.
Ход работы
1-й ЭТАП. Организационная часть. (Воспитатель показывает глобус.)
- Какой цвет преобладает на глобусе? (Синий)
- Что обозначено на глобусе синим (голубым) цветом? (Вода).
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
На огромной планете Земля
Жила скромная чистая капля.
Текст читается совместно с презентацией 2
Ей вопросы мешали, друзья:
Как зовут? Где живу?
Что собой представляю?
Для чего всем нужна я?
На вопросы ответить
Сама капля не сможет.
Ждёт она, не дождётся,
Когда мы ей поможем.
- К нам пришла в гости Капелька. (Воспитатель показывает мягкую игрушку Капельку). Она будет помогать нам узнавать новое о воде...
- Ребята, как вы считаете: зачем человеку нужна вода? Для чего моется человек? (Вода очищает кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы)
- Ребята, кому еще нужна вода? (Животным, насекомым, рыбам, птицам, растениям, грибам, цветам...)
Воспитатель использует опорные карточки, прикрепляет их на магнитную доску.
Вывод 1. Всем живым организмам нужна вода!
- Ребята, Капелька вас спрашивает: знаете ли вы: кто такие “исследователи”? (Ответы детей.) Исследователь – это тот человек, который занимается научной работой и что-то изучает... Вот мы с вами сейчас будем исследовать свойства воды. (Одевают белые халаты.)
2-й ЭТАП. Практическая работа. Опыты с водой.
А имеет ли вода какую-нибудь форму? Можно ли ее положить на стол как кусок дерева или камня?
- Почему нет?
- У вас на партах есть вода в стаканах, скажите, какую форму она имеет?
- А вот вода в бутылке, какую форму она имеет?
- Значит, ребята, какой мы можем сделать вывод, кто скажет?
Вывод 2. Вода не имеет своей формы, а приобретает форму того сосуда, в который налита.
Ребята, скажите, имеет ли вода цвет?
- У вас на партах лежат разноцветные полоски. Сравните цвет воды с цветом разноцветных полосок. Можно ли назвать воду синей, зеленой, желтой, красной? Вы видите вода не окрашена ни в один из этих цветов, значит какой мы можем сделать вывод?
Вывод 3. Вода бесцветна.
- У вас вода налита в прозрачные стаканчики. Поднимите стаканчик на уровень глаз и посмотрите друг на друга через стенки стакана. Что вам видно? Вода прозрачная.
- Понюхайте воду. Есть у нее запах? (Нет.)
Вывод 4. Вода без запаха.
- Попробуйте на вкус питьевую воду. Есть у нее вкус? (Нет.)
Вывод 5. Вода без вкуса.
- Перелейте воду из стаканчика в другой стакан. Легко это сделать? (Легко.)
Вывод 6. Можно перелить (бутылка с отверстиями) Вода – текучая, жидкая. Это жидкость.
- У вас на столе есть баночки с краской (пищевым красителем). Налейте немного в стакан с водой и перемешайте. Что вы заметили? (Вода окрасилась. Краска растворилась.) Опустите камушек в воду. Он растворяется? (Нет.)
Вывод 7. Вода-растворитель. В ней одни вещества растворяются, а другие нет.
Какой еще бывает вода? (Ответы детей.)
Вывод 8. Три состояния воды: лед, вода и пар.
Постановка проблемы.
- У всех ли дома есть вода? Откуда она у вас?
- Капелька спрашивает, знаете ли вы, откуда в кране вода? (ответы детей)
- Все знаете, как вода попала в дом? (Из водоема.)
- Откуда ещё может прийти в дом вода? (из подземных родников) Она проходит через камни и песок и становится чистой.
- А какой она становится после применения, после стирки, мытья рук, мытья посуды? (Грязной.)
- Если воду не очищать, наша голубая Капелька превратится вот в такую Злючку. (Показывает картинку.)
- А какой она становится после применения, после стирки, мытья рук, мытья посуды?
- Почему нельзя спускать грязную воду в реку? (Чтобы не навредить обитателям водоёма)
Физминутка.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.
- Ребята, посмотрите, я вам принесла 2 стакана с водой. Какая вода в первом стакане? Как вы думаете откуда она? ( Вода чистая, из крана, из фильтра.) А эта вода какая, откуда она? (Из водоема, из лужи.) Кто поселился в этом стакане? (Грязная Злючка)
- Подумайте, почему у нее такое имя? Кому она может принести вред?
- Что мы можем сделать с этой водой?
- Давайте проведем грязную Злючку через “лечебницу” (Фильтр). Тогда она очистится и подобреет. Согласны?
Далее воспитатель предлагает провести опыт по очистке воды:
Опыт. Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта. Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой. Затем ещё раз пропустить через фильтр и получить чистую воду.
Дети проводят опыт самостоятельно.
- Что мы делаем? (Выливаем грязную воду в воронку с фильтром.) Что наблюдаем? (Капли воды стали чистыми.) Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку? Где она осталась? Значит, грязную воду можно очищать. Это и происходит на очистных сооружениях.
- Дома тоже можно фильтровать воду. Для этого используют различные фильтры. Посмотрите на слайд. Очищать воду можно песком, замораживанием. Сделайте вывод, пожалуйста. В реке вода недостаточно чистая, поэтому пить ее нельзя.
Вывод 9. В водоемах вода недостаточно чистая, поэтому пить ее нельзя. Загрязненную воду нужно очищать.
Большинство людей просто не задумывается о ценности воды и считает ее возобновляемым ресурсом. Наивность этих заблуждений может иметь непоправимые последствия. Уже сейчас треть всего населения испытывает нехватку пресной воды, и с каждым часом эта проблема становится только глобальнее. Многие удивляются: почему возникает эта проблема, ведь воды так много? Действительно, поверхность всей планеты на 4/5 состоит изводы. Наличие этого факта позволяет людям полагать, будто запасы пресной воды неиссякаемы. Но, к сожалению, это не так... (97% воды находится в морях и океанах (морская вода непригодна для употребления),и лишь 3% составляет пресная вода. Но стоит заметить, что только 1% из 100% доступен человечеству для использования!)
Вывод 10. Пресную воду нужно беречь, разумно использовать!
Опыт. А сейчас понаблюдаем, как образуется облако. Поймаем облако из термоса с горячей водой. Сверху на термос кладем прозрачный одноразовый стаканчик. Что происходит? (Стаканчик запотел, на нем образовались капельки воды.)
- Во что превратилось наше облако? (Дождь)
- Как называется это явление? (Круговорот воды в природе).
Вывод 11. Вода на планете не заканчивается, так как происходит круговорот воды в природе.
3-й ЭТАП. Заключительная часть. Повторение свойств воды (с опорой на карточки).
Образцы карточек о свойствах воды см. в презентации 3.
Последующая работа:
- Беседы с акцентированием внимания детей на проблеме бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле;
- Применение знаний на практике; в том числе, во время режимных моментов, прогулки, игровой и образовательной деятельности.
- Планирование и реализация следующих этапов работы по экологическому воспитанию и водосбережению по теме “Береги воду!”.
- Выполнение работ по изобразительной деятельности в разных техниках по теме “Вода”.
Фотоотчет см. в приложении-презентации 4.
Литература: Рыжова Н.А., Мусиенко С.И. “Вода вокруг нас”, Москва, “Обруч”, 2011 год.