Цели:
- Дать представление о каменном угле – главной ценности Кузбасса.
- Познакомить со свойствами каменного угля в процессе практической работы.
- Выявить места добычи каменного угля в Кузбассе.
- Познакомить с применением каменного угля и его отходов в разных отраслях народного хозяйства.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Воспитывать чувство гордости за свой край.
Оборудование:
- физическая карта России, карта Кемеровской области, образцы каменного угля, молоточки, стаканы с водой, презентация «Каменный уголь – ценное полезное ископаемое Кузбасса».
- «Перспективная начальная школа». О.Н.Федотова, Г.В.Трофимова, С.А.Трофимов: «Окружающий мир 4 класс» / Москва, Академкнига/ Учебник. 2015.
Организация класса.
Сообщение темы, целей урока.
- Отгадайте загадку. Определите тему урока.
Чёрный камень здесь лежит.
Как зажгут его – горит.
Свет, тепло даёт он людям.
И за это его любят.
(Каменный уголь.)
Проверка домашнего задания.
- Какую тему мы сегодня продолжаем исследовать?
- Что мы уже знаем о полезных ископаемых нашего края? Ваши знания мы сейчас проверим с помощью теста. (Работа в парах.) Выполненные тесты нужно передать соседу для взаимопроверки и оценки.
Тест. Полезные ископаемые.
1. Кто занимается поиском месторождений полезных ископаемых?
а) метеорологи;
б) археологи;
в) геологи.
2. К полезным ископаемым относятся…
а) нефть, газ, глина;
б) кирпич, бензин, бетон;
в) ножницы, гвозди, шурупы.
3. В шахтах добывают…
а) графит, соль;
б) известняк, гранит;
в) железную руду, каменный уголь.
4. Самое прочное полезное ископаемое…
а) торф;
б) известняк;
в) гранит;
5. Какое полезное ископаемое плавится?
а) песок;
б) нефть;
в) железная руда.
6. Из какого полезного ископаемого получают жидкое топливо?
а) из глины;
б) из торфа;
в) из нефти.
7) Какое полезное ископаемое используют для изготовления стекла?
а) известняк;
б) глину;
в) песок.
Подведение итогов.
- Что получилось? Что вызвало затруднение?
Усвоение нового учебного материала.
Работа с физической картой России, картой Кемеровской области. (Карта на доске и в учебнике, с.134-135.)
- Где находится Кемеровская область? Покажите город Кемерово на карте Кузбасса. Покажите на карте города, в которых добывают каменный уголь. Да, очень богат углём наш Кузбасс.
- Кем был открыт каменный уголь в нашем крае?
- Кузнецкий уголь был открыт Михайло Волковым в 1721 году. Где мы узнали об этом? (На экскурсиях: по городу, в музее, в шахте на Красной горке, в краеведческом музее, «Памятники нашего города».)
Выступление первой группы детей с сообщением по теме «Михайло Волков – первооткрыватель кузнецкого угля».
Практическая работа.
- Сейчас мы будем исследовать свойства каменного угля в процессе практической работы. Для этого вы поделитесь на 3 группы. В каждой группе вы распределите роли. (Руководитель, исследователи, экспериментаторы, аналитики, секретарь, фотограф.)
Перед началом работы проводится инструктаж по технике безопасности. (Осторожное обращение с молотком. Кусочек угля перед ударом молотком обернуть бумагой. Нельзя брать уголь в рот.)
- В процессе работы каждая группа заполняет свой исследовательский лист, делает выводы, готовит отчёт о своей работе.
Вывод. Каменный уголь чёрного цвета, блестит, не имеет запаха, твёрдый, но хрупкий, тяжелее воды, в воде не растворяется.
Изучение нового материала.
- Какое главное свойство угля мы не могли исследовать на практической работе? (Горючесть.)
- Почему уголь горит? (Уголь - вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землёй без доступа кислорода.
Деревья поглощали солнечную энергию, отмирали, оказавшись в почве, затвердевали и каменели. Так образовывался уголь. Когда он горит, выделяется энергия Солнца.)
- Так как уголь горит, он выделяет тепло. Значит, его можно использовать как топливо.
Вывод: каменный уголь – источник тепла и энергии.
- При сжигании угля на ГРЭС получают электроэнергию. Нагревают воду, пар вращает турбины и вырабатывает электроэнергию.
Выступление второй группы детей с сообщением о кемеровской ГРЭС.
Физкультминутка.
Уголь нужно добывать,
Чтобы людям отдавать
Обогреет уголь дом,
Светло, уютно будет в нём.
- Можно ли нашу жизнь представить без электричества?
- К какой группе природных ресурсов относится каменный уголь? (Невозобновляемые природные ресурсы.)
- Месторождения каменного угля истощаются. Камень не растёт как растения. Человечество может остаться без природных ресурсов, если будет неразумно относиться к природе.
- Чем можно заменить каменный уголь?
Выступление третьей группы детей с сообщением на тему «Как беречь электроэнергию».
- Как вы экономите электроэнергию дома? В школе? (Выключаем лишние электроприборы, выключаем свет.)
- Какими способами добывают каменный уголь?
- Открытым способом на угольных разрезах. (Кедровский разрез.)
Закрытым способом в шахтах. (Шахта Бутовская, шахта Северная.)
- Люди, какой профессии добывают уголь? (Шахтёры.)
(Выступление ученицы с сообщением «Мой папа – шахтёр». Показ фотографий, слайдов.)
Применение каменного угля в народном хозяйстве.
Выступление четвёртой группы детей с сообщением по теме «Использование каменного угля».
(Из каменного угля получают пластмассы, краски, лекарство, мех, резину.)
Вывод. Каменный уголь – важное химическое сырьё.
- При добыче угля открытым способом происходят изменения в природе. Угольные разрезы должны восстанавливать почву, то есть проводить рекультивацию.
- Какие мероприятия вы можете предложить для восстановления почвы? (Высадка деревьев, кустарников.)
- Давайте хором прочитаем слова А.М.Горького: «Человек должен устраивать свою землю так, как он привык устраивать свой дом, своё жильё».
- Судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов.
Обобщение.
- Что положительное получает человек при использовании угля? (Топливо, электричество, краски, резина, ткани, лекарства.)
- Что отрицательное получает человек при использовании угля? (Разрушение почвы, загрязнение атмосферы, копоть, сажа, не возобновляется.)
Домашнее задание.
- Найти загадки, стихи, интересные сведения о каменном угле.
- Составить памятку «Как экономить электроэнергию».
Рефлексия.
- Оцените, пожалуйста, свой вклад в общий результат деятельности. Заполните оценочные листы.
- Личные достижения.
- На уроке я узнал…
- У меня получилось…
- Я научился…
- Меня заинтересовало…
- Я горжусь…