Разработка урока по теме "Линейная функция и ее график"

Разделы: Математика


Цель урока:  обобщить и систематизировать знания обучающихся по данной теме, применить изученный материал в нестандартной ситуации, отработать навыки изученного материала.

Форма урока: Урок с игровой основой

Тип урока: урок защита творческого проекта – изучение нового материала.

Виды учебной деятельности:

  • Проектная работа;
  • Работа в паре;
  • Игра.

Оборудование:

  • Анимированная презентация, выполненная в программе PowerPoint (Приложение 1);
  • Домашнее задание из трех вариантов на карточках (Приложение 2);
  • Презентация, выполненная в программе PowerPoint (Приложение 3);
  • Карточки для игры Математическое лото <Рисунок1>, <Рисунок2>;
  • Опорные конспекты по теме, которые учащиеся вкладывают в свои папки Справочные материалы по математике <Рисунок3>.

Ход урока

В течение недели до урока 4 человека из класса работали над проектом «Построение графика линейной функции».

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок и его необычность в том, что все материалы к уроку подготовили ваши одноклассники.

II. Постановка цели урока

III. Повторение материала по опорному конспекту (Приложение 1. Слайд 1-2)

На прошлом уроке мы познакомились с прямой пропорциональной зависимостью. Посмотрите на опорный конспект и вспомните:

  • Почему эта зависимость так называется?
  • Через какую точку всегда проходит график прямой пропорциональной зависимости?
  • При каких значениях углового коэффициента график функции y = kx возрастает?
  • При каких значениях углового коэффициента график функции y = kx убывает?
  • Как ведет себя график при увеличении углового коэффициента в плюс бесконечность?
  • Как ведет себя график при приближении углового коэффициента к нулю?
  • Какую формулу имеет функция, график которой является биссектрисой первого и третьего координатного углов?
  • Какую формулу имеет функция, график которой является биссектрисой второго и четвертого координатного углов?

IV. Объявление темы урока (Приложение 1. Слайд 3)

V. Объяснение нового материала (Приложение 1. Слайд 4-15)

Игра: Лови ошибку!

Сейчас мы будем изучать новый материал, а самые внимательные найдут  ошибки на слайдах.

VI. Повторение изученного материала (Приложение 3. Слайд 1-17)

Математическое лото. Работа в парах. Учащиеся на руки получают карточки <Рисунок1>, <Рисунок 2>. На экране – номера с вопросами. Задание: отметить на своей карточке в соответствующей клетке номер правильного ответа с экрана.

VII. Закрепление нового материала

Игра Да-Нет-ка. Сначала из класса выходит учитель. Ученики загадывают одну на всех формулу линейной функции. Затем учитель заходит и задает вопросы, на которые ребята могут отвечать только Да или Нет. Учитель должен отгадать задуманную формулу. Затем выходит из класса ученик. Правила игры те же.

Возможные вопросы:

  • График этой функции возрастает?
  • График этой функции пересекает ось ординат выше начала координат?
  • Угловой коэффициент является целым числом?
  • График этой функции прижимается к оси абсцисс?
  • Свободный коэффициент является четным числом?
  • И т.д.

Для экономии времени лучше сразу договориться о возможных значениях коэффициентов.

VIII. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Технологическая карта учебного проекта

Тема проекта

Построение графика линейной функции

Проблема

Как наглядно продемонстрировать построение графика?

Почему построение графиков вызывают у учащихся затруднения?

Цели:

1) проектные

2) дидактические

Развитие интереса к математике как к предмету.

Разработка обучающей анимационной презентации по построению графика линейной функции.

Формирование умений проектной и исследовательской деятельности у учащихся седьмого класса.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Задачи

Изучить теоретический материал по теме «Линейная функция и ее график».

Изучить настройки анимации в программе Power Point.

В форме анимированной презентации показать параллельный перенос графика.

Подготовить опорный конспект по теме «Линейная функция и ее график».

Разработать трёхуровневое ДЗ по теме и набрать его в текстовом редакторе.

Участники проекта

Учащиеся 7 класса:
Учащийся №1 – разработка трех вариантов домашнего задания.
Учащийся №2– подготовка в текстовом редакторе опорного конспекта по теме.
Учащийся №3– подготовка презентации на повторение темы: Прямая пропорциональность.
Учащийся №4– подготовка анимированной презентации на тему: Линейная функция.

Продукт

Анимационная презентация
Карточки с ДЗ
Опорные конспекты

Тип проекта

По доминантной деятельности - прикладной.
По количеству участников - малогрупповой.
По содержанию - метапредметный.
По характеру контактов - внутриклассный.
По продолжительности – недельный.
По дидактической цели – поддержка мотивации в обучении.

Характеристика содержания проекта

В процессе работы над проектом учащиеся приходят к глубокому пониманию особенностей поведения графика линейной функции при всевозможных значениях углового коэффициента и свободного члена.

Проект позволяет с другой стороны посмотреть на программу PowerPoint. Учащийся раскрывает обучающие возможности программы.

Для работы над проектом учащиеся объединяются в группы по 2 человека. Каждая из групп работает над своей презентацией (дизайн слайдов, угловой коэффициент и свободный член согласуются с учителем), в конце работы презентации сшиваются.

Результат работы – обучающая презентация, которая может использоваться на уроке в качестве демонстрационного материала, а так же в качестве обучающего материала для учащихся, пропустивших или не усвоивших материал.

Защита проекта - на уроке по данному материалу.

Используемые образовательные технологии

Метод проектов, ИКТ.

Исследовательский (или практический) компонент

Воспитание усидчивости, творческого подхода к математике.
Развитие математических способностей, способности увидеть красоту математики.
Раскрытие в себе педагогических способностей, педагогической интуиции.
Понимание многогранности использования знакомых нам компьютерных программ их практического применения.

Список рекомендованных источников

Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк]; под ред. С. А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2013.

https://www.youtube.com/watch?v=a2gl0zGQY7s

https://support.office.com/ru-ru/article/

Материально-технические ресурсы

ПК с установленной программой Microsoft Office PowerPoint 2007, Microsoft Office Word 2007.
Проектор.

Рекомендации по выполнению проекта

Освоить работу с фигурами, дизайном в программе PowerPoint.

Изучить анимационные возможности программы PowerPoint: путь перемещения, вход, выход, выделение, настройка времени.

Изучить материал учебника по теме График линейной функции.

Согласовать с учителем и другими группами формулу, для которой будет создаваться анимация.

В конце работы все слайды собираются в одну общую презентацию.

Опорные конспекты и тексты ДЗ распечатываются.

Список литературы

  1. Гин А.А.  Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 2-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2000. – 88 с.
  2. В.Ф. Шаталов. Алгебраические волны. – М., ИПЦ «ИЧП Чуйкина Л.А.», 2009, 28с.