Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся по данной теме, применить изученный материал в нестандартной ситуации, отработать навыки изученного материала.
Форма урока: Урок с игровой основой
Тип урока: урок защита творческого проекта – изучение нового материала.
Виды учебной деятельности:
- Проектная работа;
- Работа в паре;
- Игра.
Оборудование:
- Анимированная презентация, выполненная в программе PowerPoint (Приложение 1);
- Домашнее задание из трех вариантов на карточках (Приложение 2);
- Презентация, выполненная в программе PowerPoint (Приложение 3);
- Карточки для игры Математическое лото <Рисунок1>, <Рисунок2>;
- Опорные конспекты по теме, которые учащиеся вкладывают в свои папки Справочные материалы по математике <Рисунок3>.
Ход урока
В течение недели до урока 4 человека из класса работали над проектом «Построение графика линейной функции».
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок и его необычность в том, что все материалы к уроку подготовили ваши одноклассники.
II. Постановка цели урока
III. Повторение материала по опорному конспекту (Приложение 1. Слайд 1-2)
На прошлом уроке мы познакомились с прямой пропорциональной зависимостью. Посмотрите на опорный конспект и вспомните:
- Почему эта зависимость так называется?
- Через какую точку всегда проходит график прямой пропорциональной зависимости?
- При каких значениях углового коэффициента график функции y = kx возрастает?
- При каких значениях углового коэффициента график функции y = kx убывает?
- Как ведет себя график при увеличении углового коэффициента в плюс бесконечность?
- Как ведет себя график при приближении углового коэффициента к нулю?
- Какую формулу имеет функция, график которой является биссектрисой первого и третьего координатного углов?
- Какую формулу имеет функция, график которой является биссектрисой второго и четвертого координатного углов?
IV. Объявление темы урока (Приложение 1. Слайд 3)
V. Объяснение нового материала (Приложение 1. Слайд 4-15)
Игра: Лови ошибку!
Сейчас мы будем изучать новый материал, а самые внимательные найдут ошибки на слайдах.
VI. Повторение изученного материала (Приложение 3. Слайд 1-17)
Математическое лото. Работа в парах. Учащиеся на руки получают карточки <Рисунок1>, <Рисунок 2>. На экране – номера с вопросами. Задание: отметить на своей карточке в соответствующей клетке номер правильного ответа с экрана.
VII. Закрепление нового материала
Игра Да-Нет-ка. Сначала из класса выходит учитель. Ученики загадывают одну на всех формулу линейной функции. Затем учитель заходит и задает вопросы, на которые ребята могут отвечать только Да или Нет. Учитель должен отгадать задуманную формулу. Затем выходит из класса ученик. Правила игры те же.
Возможные вопросы:
- График этой функции возрастает?
- График этой функции пересекает ось ординат выше начала координат?
- Угловой коэффициент является целым числом?
- График этой функции прижимается к оси абсцисс?
- Свободный коэффициент является четным числом?
- И т.д.
Для экономии времени лучше сразу договориться о возможных значениях коэффициентов.
VIII. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Технологическая карта учебного проекта
Тема проекта |
Построение графика линейной функции |
Проблема |
Как наглядно продемонстрировать построение графика? Почему построение графиков вызывают у учащихся затруднения? |
Цели: 1) проектные 2) дидактические |
Развитие интереса к математике как к предмету. Разработка обучающей анимационной презентации по построению графика линейной функции. Формирование умений проектной и исследовательской деятельности у учащихся седьмого класса. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. |
Задачи |
Изучить теоретический материал по теме «Линейная функция и ее график». Изучить настройки анимации в программе Power Point. В форме анимированной презентации показать параллельный перенос графика. Подготовить опорный конспект по теме «Линейная функция и ее график». Разработать трёхуровневое ДЗ по теме и набрать его в текстовом редакторе. |
Участники проекта |
Учащиеся 7 класса: |
Продукт |
Анимационная презентация |
Тип проекта |
По доминантной деятельности - прикладной. |
Характеристика содержания проекта |
В процессе работы над проектом учащиеся приходят к глубокому пониманию особенностей поведения графика линейной функции при всевозможных значениях углового коэффициента и свободного члена. Проект позволяет с другой стороны посмотреть на программу PowerPoint. Учащийся раскрывает обучающие возможности программы. Для работы над проектом учащиеся объединяются в группы по 2 человека. Каждая из групп работает над своей презентацией (дизайн слайдов, угловой коэффициент и свободный член согласуются с учителем), в конце работы презентации сшиваются. Результат работы – обучающая презентация, которая может использоваться на уроке в качестве демонстрационного материала, а так же в качестве обучающего материала для учащихся, пропустивших или не усвоивших материал. Защита проекта - на уроке по данному материалу. |
Используемые образовательные технологии |
Метод проектов, ИКТ. |
Исследовательский (или практический) компонент |
Воспитание усидчивости, творческого подхода к математике. |
Список рекомендованных источников |
Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк]; под ред. С. А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2013. https://www.youtube.com/watch?v=a2gl0zGQY7s https://support.office.com/ru-ru/article/ |
Материально-технические ресурсы |
ПК с установленной программой Microsoft Office PowerPoint 2007, Microsoft Office Word 2007. |
Рекомендации по выполнению проекта |
Освоить работу с фигурами, дизайном в программе PowerPoint. Изучить анимационные возможности программы PowerPoint: путь перемещения, вход, выход, выделение, настройка времени. Изучить материал учебника по теме График линейной функции. Согласовать с учителем и другими группами формулу, для которой будет создаваться анимация. В конце работы все слайды собираются в одну общую презентацию. Опорные конспекты и тексты ДЗ распечатываются. |
Список литературы
- Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 2-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2000. – 88 с.
- В.Ф. Шаталов. Алгебраические волны. – М., ИПЦ «ИЧП Чуйкина Л.А.», 2009, 28с.