Предмет | география | |||
Класс | 5 | |||
Урок № | 21 | |||
Место урока по теме | Урок № 9, раздел “Географические модели Земли”. | |||
Тема урока | Географическая карта. | |||
Тип урока | Открытие новых знаний | |||
Уровень | Стандарт | |||
Цель | Сформировать представление о географической карте, как об источнике географических знаний, необходимых для различных видов деятельности человека. | |||
Задачи | Образовательные: знакомство
учащихся с разнообразием географических карт;
широкими возможностями их использования;
выявить отличия географической карты от плана
местности. Развивающая: развитие способности применять полученные знания на практике. Воспитательная: способствовать формированию ответственного отношения к учёбе. |
|||
УУД | Личностные: адекватно оценивать
свои возможности для достижения цели; осознавать
ценность географических знаний для людей и себя
лично. Регулятивные: ставить учебную задачу планировать свою деятельность и работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, выделять главное; высказывать суждения, подтверждая их фактами; Познавательные: умение систематизировать, обобщать и использовать полученную информацию; оценивать процесс и результат познавательной деятельности. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать учителя и одноклассников; эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной форме. |
|||
Предполагаемый результат | ||||
личностные | осознать необходимость изучения окружающего мира | |||
метапредметные | строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, средства, контроль, оценка). | |||
предметные | Знать отличия географической
карты и плана. Уметь выбирать карту по масштабу и содержанию в зависимости от поставленной задачи. Определять объекты географической карты на основе анализа легенды. |
|||
Методы обучения | объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный. | |||
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | фронтальная, индивидуальная. | |||
Средства обучения | проектор, настенная карта “Физическая карта мира”, атлас для 5 класса, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные технологические карты для самостоятельной работы, индивидуальные листы самооценки работы на уроке. | |||
ХОД УРОКА |
||||
Этап | Постановка учебного задания | Деятельность учащихся | Результат деятельности | |
Формулировка темы урока. | Задание: Что изображено на
слайде? (географические карты). Учитель: тема сегодняшнего урока - географические карты. |
Формулируют тему урока и записывают в тетрадь. (Р) | Классная работа в тетради | |
Актуализация знаний. | Вопрос: Что мы уже знаем о
географических картах? Что это? - плоское уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков. Как делают?- используя масштаб, уменьшают поверхность, изображённую на карте. Что обозначает масштаб? – во сколько раз уменьшен объект земной поверхности, чтобы изобразить его на карте. |
Высказывают ответы на поставленные вопросы (П, Р, К). Раскрывают полученные знания (понятия). | Ответы учеников. | |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Вопрос: Что мы не знаем о
географических картах? Какие они бывают?(виды карт). Как с ними работать? Зачем они нужны? |
Формулируют цели урока. (Р) | Ответы учеников. | |
Актуализация знаний | Градусная сеть (проверка д/з – таблица “Свойства градусной сети”). | Раскрывают полученные знания (П) | Ответы учеников. | |
Новый материал | Задание №1: Первая задача
нашего урока: Какие бывают карты, т.е. их виды? Вы можете решить эту задачу, если: Прочтёте текст в учебнике на странице 72-73 (и всё). Прочтёте текст в учебнике на странице 72-73 и сделаете запись в тетрадь (какую считаете нужной) Прочтёте текст в учебнике на странице 72-73 и сделаете запись в технологической карте, которую даст учитель (Приложение 1). Выберите способ решения и выполните задание за 5 минут. Свою работу оцениваем на листах самооценки (Приложение 2) |
Обдумывают ситуацию, предлагают пути
решения, выполняют задание, преобразовывая
информацию из одного вида в другой. Оценивают свою работу. (П, Р, К) |
Классная работа в тетради или работают
устно. Ставят оценку в лист самооценки. |
|
Задание №2: Чем карта
отличается от плана? (на доске карта, на
презентации план) Запишите в тетрадь
нумерованным списком очень кратко. Проверьте себя – стр. учебника 70. (лист самооценки) Проверка в классе. ПЛАН: Используется крупный масштаб 1:500 Отсутствует градусная сеть Направление на север показывает стрелка Подробно наносят все географические объекты Изображается небольшая территория |
Высказывают ответы на поставленные вопросы Раскрывают полученные знания. Оценивают свою работу. (П,Р,К). | Классная работа в тетради. Ставят оценку в лист самооценки. |
||
Физминутка | В презентации. | Выполняют гимнастику. | Отдых. | |
Новый материал | Задание №3: Вторая задача
нашего урока: узнать, как работать с картами. Необходимо уметь работать с масштабом, определять стороны горизонта по карте, и конечно, понимать, что изображено на карте. Для этого надо знать условные знаки. Минута внимания - читаем информацию на слайде. (об условных знаках). Всем информация понятна? Решим мини-тест и проверим его.(лист самооценки) Вопрос: Где на карте можно увидеть условные знаки? (покажите и назовите) |
Просматривают презентацию, слушают учителя, делают записи в тетради. Оценивают свою работу. (П,Р,К). | Классная работа в тетради. Ставят оценку в лист самооценки. |
|
Домашнее задание. | Изучить параграф 19, выучить условные знаки в атласе на стр.24. | Записывают в дневник. | Запись в дневнике. | |
Применение знаний и умений на практике. | Вопрос: Карта – это модель Земли?
Используя ПОПС-формулу, выскажите своё мнение по
этому высказыванию. Моделью принято считать любой заменитель реального объекта, она никогда не воспроизводит всех свойств реального объекта, а лишь в большей или меньшей степени приближает к нему. В науках о Земле самыми распространенными и удобными моделями традиционно служат карты. Карта – язык географии. Существует картографический метод исследования. |
Применяют полученные знания,, анализируют, делают вывод, высказывают свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждая их фактами (П, Р, К) | Ответы учеников. | |
Контроль усвоения, обсуждение дополнительных знаний по теме. | Задание: Выбери для себя роль и
будь готов к применению географической карты. Архитектор - Ты проектируешь здания для очень больших городов, где проживает много людей. Где будут построены эти здания? Биолог - Тебе надо изучить жизнь белых медведей. Покажи, куда ты отправишься. Лётчик - Ты со своим экипажем летишь в Китай. Куда ты направишь свой самолёт? Климатолог - Ты учёный, тебе необходимо изучить районы России, где выпадает много осадков. Где ты можешь расположить свою научную лабораторию? Моряк - Ты моряк речного судна, которое плывёт по Волге. Укажите часть реки, где ваше судно благополучно проплывёт, не попав на мель. Турист - Ты из Тайшета путешествуешь на автомобиле и хочешь увидеть речку Тайшетку. Куда тебе необходимо держать путь? (Выполняя задание, дают характеристику карте, которую используют) Ответ: Мы дали ответ на третий вопрос урока – зачем нужны карты? Таким образом, достигли всех поставленных целей. |
Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П, Р, К) | Отвечают устно. Слушают одноклассников. | |
Рефлексия (подведение итогов урока) | Мне было интересно… Я понял, что…… Теперь я знаю….. |
Оценивают свои ощущения после урока (Р,
П,К). Сдают лист самооценки. |
Отвечают устно. Ставят оценку в лист самооценки. |
Литература.
- В.П.Дронов, Л.Е.Савельева География. Землеведение. 5-6 кл. Методическое пособие к учебнику В.П.Дронов, Л.Е.Савельева География. Землеведение. 5-6 кл. 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2015.-106с.
- А.В.Матвеева. География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций-М.6 Просвещение, 2014.-128 с.
- Энциклопедия для детей: ТЗ (География). Составитель С.Т.Исмаилова-М.: Аванта+, 1994.-640 с.