Технологическая карта урока по теме "Географические модели Земли". 5-й класс

Разделы: География

Класс: 5


Предмет география
Класс 5
Урок № 21
Место урока по теме Урок № 9, раздел “Географические модели Земли”.
Тема урока Географическая карта.
Тип урока Открытие новых знаний
Уровень Стандарт
Цель Сформировать представление о географической карте, как об  источнике географических знаний, необходимых  для различных видов деятельности человека.
Задачи Образовательные: знакомство учащихся с разнообразием географических карт; широкими возможностями их использования; выявить отличия географической карты от плана местности.

Развивающая: развитие способности применять полученные знания на практике.

Воспитательная: способствовать формированию ответственного отношения к учёбе.

УУД Личностные: адекватно оценивать свои возможности для достижения цели; осознавать ценность географических знаний для людей и себя лично.

Регулятивные:

ставить учебную задачу планировать свою деятельность и работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя;

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, выделять главное;

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

Познавательные: умение систематизировать, обобщать и использовать полученную информацию; оценивать процесс и результат познавательной деятельности.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать учителя и одноклассников; эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной форме.

Предполагаемый результат
личностные осознать необходимость изучения окружающего мира
метапредметные строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, средства, контроль, оценка).
предметные Знать отличия географической карты и плана.

Уметь выбирать карту по масштабу и содержанию в зависимости от поставленной задачи.

Определять объекты географической карты на основе анализа легенды.

Методы обучения объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения проектор, настенная карта “Физическая карта мира”, атлас для 5 класса, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные технологические карты для самостоятельной работы, индивидуальные листы самооценки работы на уроке.

ХОД УРОКА

Этап Постановка учебного задания Деятельность учащихся Результат деятельности
Формулировка темы урока. Задание: Что изображено на слайде? (географические карты).

Учитель: тема сегодняшнего урока - географические карты.

Формулируют тему урока и записывают в тетрадь. (Р) Классная работа в тетради
Актуализация знаний. Вопрос: Что мы уже знаем о географических картах?

Что это? - плоское уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков.

Как делают?- используя масштаб, уменьшают поверхность, изображённую на карте.

Что обозначает масштаб? – во сколько раз уменьшен объект земной поверхности, чтобы изобразить его на карте.

Высказывают ответы на поставленные вопросы (П, Р, К). Раскрывают полученные знания (понятия). Ответы учеников.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Вопрос: Что мы не знаем о географических картах?

Какие они бывают?(виды карт).

Как с ними работать?

Зачем они нужны?

Формулируют цели урока. (Р) Ответы учеников.
Актуализация знаний Градусная сеть (проверка д/з – таблица “Свойства градусной сети”). Раскрывают полученные знания (П) Ответы учеников.
Новый материал Задание №1: Первая задача нашего урока: Какие бывают карты, т.е. их виды?

Вы можете решить эту задачу, если:

Прочтёте текст в учебнике на странице 72-73 (и всё).

Прочтёте текст в учебнике на странице 72-73 и сделаете запись в тетрадь (какую считаете нужной)

Прочтёте текст в учебнике на странице 72-73 и сделаете запись в технологической карте, которую даст учитель (Приложение 1).

Выберите способ решения и выполните задание за 5 минут.

Свою работу оцениваем на листах самооценки (Приложение 2)

Обдумывают ситуацию, предлагают пути решения, выполняют задание, преобразовывая информацию из одного вида в другой.

Оценивают свою работу.

(П, Р, К)

Классная работа в тетради или работают устно.

Ставят оценку в лист самооценки.

Задание №2: Чем карта отличается от плана? (на доске карта, на презентации план) Запишите в тетрадь нумерованным списком очень кратко.

Проверьте себя – стр. учебника 70. (лист самооценки)

Проверка в классе. ПЛАН:

Используется крупный масштаб 1:500

Отсутствует градусная сеть

Направление на север показывает стрелка

Подробно наносят все географические объекты

Изображается небольшая территория

Высказывают ответы на поставленные вопросы Раскрывают полученные знания. Оценивают свою работу. (П,Р,К). Классная работа в тетради.

Ставят оценку в лист самооценки.

Физминутка В презентации. Выполняют гимнастику. Отдых.
Новый материал Задание №3: Вторая задача нашего урока: узнать, как работать с картами.

Необходимо уметь работать с масштабом, определять стороны горизонта по карте, и конечно, понимать, что изображено на карте. Для этого надо знать условные знаки.

Минута внимания - читаем информацию на слайде. (об условных знаках). Всем информация понятна?

Решим мини-тест и проверим его.(лист самооценки)

Вопрос: Где на карте можно увидеть условные знаки?

(покажите и назовите)

Просматривают презентацию, слушают учителя, делают записи в тетради. Оценивают свою работу. (П,Р,К). Классная работа в тетради.

Ставят оценку в лист самооценки.

Домашнее задание. Изучить параграф 19, выучить условные знаки в атласе на стр.24. Записывают в дневник. Запись в дневнике.
Применение знаний и умений на практике. Вопрос: Карта – это модель Земли? Используя ПОПС-формулу, выскажите своё мнение по этому высказыванию.

Моделью принято считать любой заменитель реального объекта, она никогда не воспроизводит всех свойств реального объекта, а лишь в большей или меньшей степени приближает к нему. В науках о Земле самыми распространенными и удобными моделями традиционно служат карты. 

Карта – язык географии. Существует картографический метод исследования.

Применяют полученные знания,, анализируют, делают вывод, высказывают свою точку зрения, приводят аргументы, подтверждая их фактами (П, Р, К) Ответы учеников.
Контроль усвоения, обсуждение дополнительных знаний по теме. Задание: Выбери для себя роль и будь готов к применению географической карты.

Архитектор - Ты проектируешь здания для очень больших городов, где проживает много людей. Где будут построены эти здания?

Биолог - Тебе надо изучить жизнь белых медведей. Покажи, куда ты отправишься.

Лётчик - Ты со своим экипажем летишь в Китай. Куда ты направишь свой самолёт?

Климатолог - Ты учёный, тебе необходимо изучить районы России, где выпадает много осадков. Где ты можешь расположить свою научную лабораторию?

Моряк - Ты моряк речного судна, которое плывёт по Волге. Укажите часть реки, где ваше судно благополучно проплывёт, не попав на мель.

Турист - Ты из Тайшета путешествуешь на автомобиле и хочешь увидеть речку Тайшетку. Куда тебе необходимо держать путь?

(Выполняя задание, дают характеристику карте, которую используют)

Ответ: Мы дали ответ на третий вопрос урока – зачем нужны карты? Таким образом, достигли всех поставленных целей.

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П, Р, К) Отвечают устно. Слушают одноклассников.
Рефлексия (подведение итогов урока) Мне было интересно…

Я понял, что……

Теперь я знаю…..

Оценивают свои ощущения после урока (Р, П,К).

Сдают лист самооценки.

Отвечают устно.

Ставят оценку в лист самооценки.

Приложение 3

Литература.

  1. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева География. Землеведение. 5-6 кл. Методическое пособие к учебнику В.П.Дронов, Л.Е.Савельева География. Землеведение. 5-6 кл. 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2015.-106с.
  2. А.В.Матвеева. География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций-М.6 Просвещение, 2014.-128 с.
  3. Энциклопедия для детей: ТЗ (География). Составитель С.Т.Исмаилова-М.: Аванта+, 1994.-640 с.