Цели урока:
- обучающие: изучить явление электромагнитной индукции и условия его возникновения; показать причинно-следственные связи при наблюдении явления электромагнитной индукции; раскрыть сущность явления при постановке опытов, изучить правило Ленца (правила для определения направления индукционного тока), разъяснить закон электромагнитной индукции.
- развивающие: развивать логическое мышление и внимание, умение анализировать, сопоставлять полученные результаты, делать соответствующие выводы, представлять результаты проделанной работы, развивать общую культуру речи, навыки групповой работы.
- воспитательные: вызвать заинтересованность к изучаемой теме с точки зрения получаемой профессии, способствовать самостоятельному получению знаний.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: Метод проблемного изложения, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
- Групповая
- Фронтальная
Оборудование: электронная доска, презентация, мультимедийный курс Физика: полный курс.7-11 классы (под ред. В. Акопяна), полосовой магнит, соединительные провода, гальванометр, миллиамперметр, катушки, источник тока, ключ, проволочные мотки, магнит дугообразный, прибор для демонстрации правила Ленца.
План урока
Этапы урока | Время, мин | Приемы и методы |
Создание проблемной ситуации, исторические сведения | 8 мин | Создание проблемной ситуации
преподавателем. Демонстрации, подводящие к цели
урока. Беседа. |
Изучение нового материала в ходе экспериментальной работы в группах (явление ЭМИ, правило Ленца) | 2 мин | Эксперимент. Наблюдение. Выделение главного. Формулировка выводов. |
Изучение нового материала (правила определения направления индукционного тока, закон электромагнитной индукции). | 20 мин | Беседа. Ответы на вопросы. |
Подведение итогов. Домашнее задание. | 5 мин | Выделение главного. Оценивание (взаимооценивание) “Цепочка”. |
Ход урока
1. Создание проблемной ситуации (дальняя перспектива)
Здравствуйте, ребята! На слайде (Слайд 1) презентации изображены опоры ЛЭП в разных странах: в Финляндии, например в виде оленей. Но опоры не меняют содержание: все ЛЭП предназначены для передачи электрического тока на большие расстояния, и все ЛЭПы – высоковольтные.
Почему все линии электропередачи высоковольтные?
(Ответы обучающихся, как правило - “Течет ток высокого напряжения”).
Зачем повышают напряжение? (Слайд 2). Посмотрите на схему передачи электроэнергии: трансформатор повышает и без того высокое напряжение, а в быту, в осветительной сети необходимо всего 220В! Так зачем повышают напряжение? (Ответы обучающихся)
Пока мы вели с вами беседу через проволочный моток протекал электрический ток.
Демонстрация 1: Проволочный моток закреплен в лапке штатива, по нему пропускают электрический ток.
Какое действие электрического тока можно заметить?
(Ответы обучающихся, как правило - “Проводник, по которому течет ток нагревается. Это тепловое действие тока”).
Молодцы, верно! Ток, текущий по ЛЭП, нагревает линию (провод) происходит потеря энергии: часть электрической энергии превращается в тепловую. Потери тепловой энергии необходимо минимизировать. (Слайд 3) Давайте вспомним закон Джоуля-Ленца: уменьшить тепловые потери можно уменьшив, например, силу тока. Прибор, который уменьшает силу тока и одновременно с этим повышает напряжение во столько же раз (и наоборот), практически без потери мощности был изобретен в 1878 году русским ученым П.Н. Яблочковым и был назван трансформатором.
Давайте подведем небольшой итог: чтобы уменьшить тепловые потери при передаче электроэнергии на большие расстояния необходимо понизить силу тока, а эту роль выполнит повышающий трансформатор, но одновременно с этим он во столько же раз повысит напряжение. Вот почему все линии электропередач высоковольтные.
2. Создание проблемной ситуации (ближняя перспектива)
Но на каком принципе построена работа трансформатора?
(Обучающиеся затрудняются с ответом)
Его работа основана на явлении электромагнитной индукции, которое было открыто Майклом Фарадеем в 1831 году и является величайшим открытием ХIХ века. (Слайд 4)
На этом явлении построен принцип работы индукционных печей (ОМД, сталеплавильное производство) и лагов, индукционных варочных панелей (Технолог), металлодетекторов, трансформаторов(Сварщик) и генераторов переменного тока(Техническое обслуживание электрического и электромеханического оборудования). Ваша будущая профессия (специальность) неразрывно связана с этим явлением: без электрического тока вырабатываемого генераторами на ЭС невозможна работа станков (Станочник), электромагнитов (Машинист крана), электрических печей и плит (Технолог) и т.д.
Демонстрация 2. Моток закреплен в лапке штатива, по нему пропускают электрический ток, подносят магнит.
Какое действие электрического тока можно заметить?
(Ответы обучающихся, как правило - “Магнитное. Если по проводнику течет ток, то вокруг проводника возникает магнитное поле”). Молодцы!
Верно. Если электрический ток порождает собой магнитное поле, то не может ли в свою очередь, магнитное поле породить электрический ток?
В 1821 году этим вопросом был озадачен Майкл Фарадей. “Превратить магнетизм в электричество” было написано у него в дневнике. Через 10 лет, 29 августа 1831 года эта задача была решена.
Запишите тему урока. ЯВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ. ПРАВИЛО ЛЕНЦА. ЗАКОН ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ.
Давайте экспериментально установим, при каких условиях магнитное поле может породить электрический ток в проводнике (контуре).
(Обучающиеся выполняют экспериментальные задания по группам).
- 1 группа: Приложение 1
- 2 группа: Приложение 2
- 3 группа: Приложение 3
Подведем итоги работы наших групп:
1 группа (Ответы обучающихся). (Слайд 5) (ответы обучающихся 1 группы дополняются ответами обучающихся из других групп)
Вывод: В проводящем замкнутом контуре возникает электрический ток, если контур находится в переменном магнитном поле или движется в постоянном во времени поле так, что число линий магнитной индукции, пронизывающих контур, меняется.
Из истории вопроса: Почти одновременно с Фарадеем получить электрический ток в катушке с помощью магнита пытался швейцарский физик Колладон. При работе он пользовался гальванометром, легкая магнитная стрелка которого помещалась внутри катушки прибора. Чтобы магнит не оказывал непосредственного влияния на стрелку, концы катушки, куда вводили магнит, были выведены в соседнюю комнату и там присоединены к гальванометру. Вставив магнит в катушку, Колладон шел в соседнюю комнату и с огорчением убеждался, что гальванометр не показывал тока. Стоило бы ему все время находится рядом с гальванометром, а кого-нибудь попросить заняться магнитом, замечательное открытие было бы сделано. Но этого не случилось. Покоящийся относительно катушки магнит не вызывает в ней тока.
Введем понятие магнитного потока. (Слайд 6)
Магнитный поток — физическая величина, равная произведению модуля вектора магнитной индукции B на площадь S косинус угла ? между векторами и
Ф = В S cos
1 Вб = 1 Тл*1м2
Магнитный поток в 1 Вебер создается магнитным полем с индукцией 1 Тл через поверхность площадью 1 м2, расположенную перпендикулярно вектору магнитной индукции.
Ток, возникающий в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, пронизывающего контур, называют индукционным током.
2 группа (Ответы обучающихся).
Вывод: Величина индукционного тока зависит (Слайд 7)
- сила индукционного тока зависит не от скорости изменения магнитной индукции, а от скорости изменения потока магнитной индукции (от скорости изменения магнитного потока)
- от числа витков в контуре
Общий вывод работы 1 и 2 группы:
Явление возникновения индукционного тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, пронизывающего контур, называют явлением электромагнитной индукции.
3 группа (Ответы обучающихся). (Слайд 8). Правило Ленца.
Исследуя явление электромагнитной индукции, Э. X. Ленц в 1833 г. установил общее правило для определения направления индукционного тока:
Возникающий в замкнутом контуре индукционный ток своим магнитным полем противодействует тому изменению магнитного потока, которым был вызван.
Направление индукционного тока.
Правило правой руки
Если правую руку расположить так, чтобы вектор B входил в ладонь, а отогнутый на 90о большой палец был направлен по движению проводника, то четыре пальца руки укажут направление индукционного тока проводнике.
При объяснении материала можно использовать мультимедийный курс Физика: полный курс.7-11 классы (под ред. В.Акопяна) (урок “Явление электромагнитной индукции”)
- Определить направление линий индукции внешнего поля.
- Определить, увеличивается или уменьшается магнитный поток через контур (если магнит вдвигается в кольцо, то Ф>0, если выдвигается, то Ф<0).
- Определить направление линий индукции магнитного поля В', созданного индукционным током (если Ф>0, то линии В и В' направлены в противоположные стороны; если Ф<0, то линии В и В' сонаправлены).
- Пользуясь правилом буравчика (правой руки), определить направление индукционного тока.
Закон электромагнитной индукции
Известно, что в цепи появляется электрический ток в том случае, когда на свободные заряды проводника действуют сторонние силы. Работу этих сторонних сил при перемещении единичного положительного заряда вдоль замкнутого контура называют электродвижущей силой. Следовательно, при изменении магнитного потока, через поверхность, ограниченную контуром, в последнем появляются сторонние силы, действие которых характеризуется ЭДС, называемой ЭДС индукции.
Так как
~ и =, то = - для 1 витка = * N- для N витков
В соответствии с правилом Ленца:
= - *N - для N витков
ЭДС индукции в замкнутом контуре равна по модулю скорости изменения магнитного потока через поверхность, ограниченную контуром.
Ребята, сегодня мы познакомились с явлением электромагнитной индукции (ЭМИ). Работа многих приборов основана на этом явлении, особенную роль следует отвести генераторам переменного тока, в которых механическая энергия превращается в электрическую. Без электрического тока жизнь современного человека представить практически невозможно, так же как и Вашу будущую работу: индукционные варочные панели – Технолог, индукционные печи - ОМД, трансформатор – Сварщик и т.д.
Подведем итог урока, ответим на вопросы:
Вопросы:
1. В чем заключается явление электромагнитной индукции?
2. Что называют магнитным потоком?
3. Как связана работа станочника (машиниста крана, машиниста локомотива и т. д.) с явлением ЭМИ?
4. Почему закон электромагнитной индукции формулируется для ЭДС, а не для силы тока? Сформулируйте закон ЭМИ.
5. Почему в законе электромагнитной индукции стоит знак “минус”?
6. Как определить направление индукционного тока?
Сегодня мы плодотворно работали, проводили опыты, ребята оцените работу каждой группы: работу своей группы и работу студентов в других группах.
(Обсуждение, диалог обучающихся)
3. Домашнее задание:
8-11, конспект, стр. 27 (привести примеры возникновения индукционного тока, используя две катушки на общем сердечнике), подготовить сообщения (Металлодетекторы, поезд на магнитной подушке, индукционные печи, индукционные варочные панели).
Цепочка:
Как обычно, выходим из класса по “цепочке” (необходимо назвать физическую величину и единицы измерения физической величины).
Приложение 1
Опыт | Вывод |
Внесите постоянный магнит в катушку,
оставьте его в состоянии покоя. Наблюдается ли возникновение тока? |
|
Осуществляйте движение постоянного
магнита относительно катушки. Наблюдается ли возникновение тока? |
|
При внесении и вынесении постоянного магнита из катушки изменялось ли направление возникающего тока? | |
Осуществляйте движение катушки
относительно лежащего неподвижно постоянного
магнита, лежащего неподвижно. Наблюдается ли возникновение тока? |
Приложение 2
Опыт | Вывод |
Осуществляйте движение постоянного
магнита внутри катушки: а) медленно б) быстро Наблюдается ли возникновение тока? Что можно сказать о величине тока? |
|
Подключите катушку с бльшим числом витков. Изменилась ли сила возникающего тока? | |
Осуществите движение проволочного
мотка между полюсами подковообразного магнита: а) перпендикулярно силовым линиям магнитного поля б) вдоль силовых линий магнитного поля В каком случае сила возникающего тока больше? |
Приложение 3
Опыт | Вывод |
Внесите постоянный магнит северным полюсом в разомкнутое кольцо. Что удается пронаблюдать? | |
Внесите постоянный магнит южным полюсом в разомкнутое кольцо. Что удается пронаблюдать? | |
Поднести постоянный магнит к замкнутому
кольцу. Что удается пронаблюдать? Медленно удаляйте магнит от кольца. Что удается пронаблюдать? |