Цель: повторить и закрепить знания по химии в игровой форме, повысить интерес к изучаемому предмету.
Задачи:
- Обучающая задача: повторить и проанализировать полученные знания по химии.
- Развивающая задача: побуждение учащихся к познавательной деятельности; развитие логического мышления; реализация межпредметных связей искусства и химии; развитие сообразительности; обогатить кругозор и интеллект учащихся дополнительными знаниями.
- Воспитательная задача: воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности, коллективизма.
Методы:
1. Методы, в основе которых лежит способ организации мероприятия:
- словесный (устное изложение, рассказ)
- наглядный (показ иллюстраций, эксперимента)
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
- объяснительно-иллюстративный - учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся, подготовка сообщения по заданной теме.
Для повышения интереса к мероприятию были предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, досуговое общение.
Технологии: игровая, сотрудничество
Химическое турне
1
Турне – это путешествие по круговому маршруту. И сегодня мы приглашаем вас в турне по кабинету химии! Вашими экскурсоводами будут члены химического кружка “Последователи Менделеева”: Борисов Ярослав, Ильичёва Анастасия, Куретова Анастасия, Степанов Тимофей и Шелудякова Елизавета – наш видео-оператор.
2
Представьте - вы входите в кабинет химии в школе, а таблицы Менделеева - нет. Вы наверняка ощутите, что в кабинете явно чего - то не хватает, без чегостановится не комфортно, не хватает химии! Потому что, таблица - уникальный путеводитель, который нужно правильно “читать”, а затем воспользоваться полученной информацией.
Таблица Менделеева или Периодическая система химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева – это графическое выражение периодического закона, установленного им в 1869 году. Она отражает самую нужную информацию о химических элементах. В своей таблице Д.И. Менделеев расположил химические элементы по рядам в порядке возрастания их массы, подобрав длину рядов таким образом, чтобы химические элементы в одной колонке имели похожие химические свойства.
Первоначальный вариант таблицы был разработан самим Д. И. Менделеевым в 1869—1871 годах и устанавливал зависимость свойств элементов от их атомного веса (по-современному, от атомной массы). Всего предложено несколько сотен вариантов изображения периодической системы (аналитических кривых, таблиц, геометрических фигур)
Предлагаю вам воспользоваться таблицей, чтобы назвать химические элементы, зашифрованные в ребусах. А также назвать их порядковый номер и относительную атомную массу. (Демонстрируются ребусы, в которых зашифрованы названия химических элементов)
(За верный ответ вручается жетон, кто в итоге соберет большее количество жетонов – получит приз)
Переходим дальше, нас ждёт следующая таблица
3
Таблица растворимости кислот, солей и оснований в воде при комнатной температуре содержит справочный материал, необходимый для решения задач по общей и неорганической химии.
По ней, например, можно посмотреть, протекает реакция или нет, в ней указан тип растворимости, отмечены вещества, не известные науке (не полученные) или полностью разлагающиеся водой.
Используя эту таблицу, сравните растворимость веществ, поставив знаки <> (больше-меньше) между формулами. ПРИЛОЖЕНИЕ №2
(Проверить, вручить жетоны)
У меня пересохло во рту, хочется попить воды
4
Есть вода! Но я бы посоветовал тебе выпить молока – очень хорошо для горла.
Но если не хочешь молоко, то вот тебе опять вода!
ХИМИЗМ
- CaCl2 + Na2CO3=2NaCl+CaCO3 (белыйосадок). Это реакция ионного обмена между солями, протекает за счёт образования осадка.
- CaCO3+2HCl=H2O+CO2 (газ без цвета и запаха) + CuCl2. Это реакция ионного обмена, более сильная кислота вытесняет из соли слабую, реакция протекает за счёт выделения газа.
Я вместо воды предпочитаю сок. Но если ты хочешь воды, то вот опять вода, кипяченая!
ХИМИЗМ
- Na2CO3 + фенолфталеин = малиновая окраска (соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой даёт щелочную реакцию среды при гидролизе её водного раствора)
- Na2CO3 + CH3COOH = CH3COONa + H2O + CO2 (газбезцветаизапаха) Это реакция ионного обмена,более сильная кислота вытесняет из соли слабую, реакция протекает за счёт выделения газа и образования малодиссоциирующего вещества – воды.
5
То вода, то сок, то молоко! Фокусники! Вкусно ли?
Это же всё химические реактивы, при обращении с ними необходимо соблюдать правила. ПРИЛОЖЕНИЕ №4
(Проверить, вручить жетоны)
6
А сейчас следующий экспонат – пианино, что оно делает в кабинете химии?
Химия или музыка? Разрываясь между наукой и искусством, прожил всю жизнь замечательный химик и прекрасный композитор Александр Порфирьевич Бородин. Несмотря на то, что значительную часть своей жизни деятель посвятил именно химии (он был одним из основателей Русского химического общества и автором более чем 40 научных работ), наибольшую известность ему все же принесла музыка. Самое известное из его музыкальных произведений – опера. Название оперы вы прочитаете, разгадав кроссворд. Разгадывайте и слушайте отрывок из этой оперы. ПРИЛОЖЕНИЕ №5+ музыкальный фрагмент
(Проверить, вручить жетоны)
7
Приборы, которые вы видели на рисунке, собраны на столе.
Прибор для фильтрования.
ХИМИЗМ
Смесь речного песка и соли неоднородная. Её можно разделить фильтрованием. Добавим воды, соль растворилась, а песок – нет. В результате фильтрования песок задержался на фильтре, а солёная вода стекла в стакан. Чтобы получить кристаллическую соль воду нужно выпарить.
Прибор для получения газов
ХИМИЗМ
- CuCO3 * Cu(OH)2(при нагревании) =2CuO+H2O+CO2(газ без цвета и запаха, вызывает помутнение известковой воды). Это реакция разложения, признаками реакции являются: изменение окраски (малахит зелёного цвета, а оксид меди (II) – чёрный) и выделение газа.
- CO2+Ca(OH)2=H2O+CaCO3 (белый осадок, помутнение)
8
“Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и её понимает недостаточно”.Сказал Георг Лихтенберг,видный немецкий писатель, публицист, ученый 19 века, почетный член Петербургской Академии наук. Подтверждений этому великое множество, вспомните того же Александра Порфирьевича Бородина, химика и музыканта.
Биографии великих заслуживают пристального изучения. Ознакомьтесь с фактами из жизни одного из величайших русских ученых и скажите: кто он? ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
(Вручить жетоны)
9
Вот и подошло к концу наше химическое турне – экскурсия по кабинету химии, круговой маршрут от Менделеева к Менделееву. Кто же был самым активным участником экскурсии?
(Посчитать жетоны, вручить награду)
Спасибо за внимание!