Цели:
- образовательная: дополнить знания детей о невербальных способах общения; познакомить с индийскими мудрами
- развивающая: развивать умение применять и понимать жесты и мимику;
- воспитательная: воспитывать уважение к окружающим людям.
Форма проведения: классный час
Оборудование:
- для учителя – диск с музыкой, иллюстрации, доска
- для учащихся –
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент - 0,5 минуты.
2. Активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Сергеевна. Садитесь.
Сегодня я проведу у вас классный час.
3. Постановка темы и целей классного часа - 3 минуты.
Подготовить учащихся к восприятию нового материала.
Тема нашего классного часа – невербальные способы общения. Кто-нибудь понял, о чем мы будем говорить? Чтобы понять это необходимо узнать значение слова “невербальные”. Кто-нибудь знает, что оно означает? Вербально значит на словах, а невербально, это как? (не на словах, без помощи языка)
С помощью чего общаются люди кроме голоса, языка? (жестов, или пантомимики, и мимики)
Давайте послушаем тишину! Сегодня все ученики 6 “а” класса постараются молчать эти 40 минут, за исключением тех моментов, когда я попрошу вас говорить.
4. Вводная беседа - 3 минуты.
Дополнить знания учащихся.
Наши жесты и мимика полны очарования – они исполнены одновременно выразительности и загадочности. Резко взмахнув кистью, погрозив пальцем или просто подмигнув, мы можем выразить больше, чем целой речью, и подчас тонкий жест может сказать куда больше, чем слова. Признанный знаток заметил однажды, что проще изменить свое мировоззрение, чем особый индивидуальный способ подносить ложку ко рту.
Как вы понимаете, это высказывание? (все двигаются по-разному).
Для того чтобы понять, какое душевное состояние в данный момент переживает человек, необходимо обратить пристальное внимание все движения в совокупности. Мы разберем походку, приветствие, посадку и движения лица.
Итак, на этом классном часе мы вместе объясним различные телодвижения, а в этом нам поможет мим!
Мим не является клоуном. Мим – это актер в немом театре. Его движения не всегда являются смешными. Вы где-нибудь встречали мима? Вы можете их увидеть на улицах Парижа... захотелось ли вам побывать там?
I этап. Походка - 5 минут.
Актуализация знаний.
Давайте поговорим о походке.
Шаркающая “провисающая” походка. Как вы думаете, что эта походка может означать? Несколько тяжелые, расплывающиеся движения: это означает отказ от волевых усилий и стремлений, вялость, медлительность, леность.
Теперь мим продемонстрирует иную походку.
Тяжеловесная “гордая” походка. Какой человек может так двигаться, как вы думаете? Переоценка самого себя, высокомерие, самовлюбленность.
Давайте теперь кто-нибудь из вас продемонстрирует походку, а мы все вместе постараемся ее разобрать.
II этап. Приветствие - 7 минут.
Актуализация знаний.
Для этого этапа нам понадобится помощник.
Приветствия.
Рукопожатие. В течение долгого времени не считалось знаком приветствия, т. к. таким способом проверяли, есть ли оружие у разговаривавшего с вами. С XIX века с появлением демократии закрепился как знак приветствия.
Объятие. Появилось в Средневековье. Все для той же проверки наличия оружия. Существуют неформальные разновидности объятия:
- Мать встречает сына;
- Приветствие друзей;
- Объятие клиент – адвокат.
- Различаются?
- Помощник может садиться.
“Снимаю шляпу”. Вспомните “Трех мушкетеров” Д артаньян снимает шляпу перед прекрасной дамой. Сегодня имеет ироническую окраску.
Взмах рукой. Зародился в качестве просьбы о помощи в беде. Способ, чтобы вас заметили на расстоянии.
С какого момента рукопожатие закрепилось в качестве знака приветствия?
Какой знак зародился в качестве просьбы о помощи?
III этап. Посадка - 7 минут.
Актуализация знаний.
Мы подошли к новому этапу нашего классного часа – посадке.
Закрытая посадка (ноги и ступни сомкнуты). Как вы думаете, что может означать такая посадка? И действительно, такая посадка может означать боязливость по типу беззащитного подданного или прилежного ученика – боязнь контактов, восприимчивость, недостаточная уверенность в себе.
Беззаботно-открытая посадка (ноги или, по крайней мере, бедра широко расставлены). Как вы думаете, будет ли такая посадка означать противоположное предыдущей? Крайняя беззаботность или (и) стремление к уюту, недостаток дисциплины, леность, невоспитанность.
Давайте теперь кто-нибудь из вас покажет посадку, и мы вместе попробуем ее расшифровать.
IV этап. Жесты согласия, несогласия - 1,5 минуты.
Актуализация знаний.
Согласие, несогласие.
Жесты несогласия – это совокупность движений всех частей тела.
Так нахмуренные брови это исключительно движение мышц лица, но когда это движение сочетается, например, с грозящем пальцем...
Вспомните, какие еще вы знаете движения, обозначающие несогласие или наоборот согласие. Обоснуйте свой выбор.
V этап. Мимика - 5 минут.
Актуализация знаний.
Мимика.
Вы прекрасно знаете, что существует такая вещь, как смайлики. Какие еще выражения лица передают смайлики?
Леонардо да Винчи изобразил прекрасную Джоконду. До сих пор никто не может разгадать, что же значит ее выражение лица. Попробуйте и вы повторить его.
Сложно? На что же в первую очередь необходимо обращать внимание?
Ответ прост: что женщина красит, но то и нужно смотреть в первую очередь. А именно: брови, глаза и губы.
Сейчас я вам предложу рассмотреть несколько картинок и определить основную эмоцию: радость, счастье, удивление, страх, печаль, презрение, отвращение, гнев, возмущение, недовольство.
1. Верхняя губа напряжена и приподнята, брови опущены, складка между бровями, щёки подняты: отвращение.
2. Мышцы лица расслаблены, губы расслаблены, рот приоткрыт, глаза широко открыты: удивление.
3. Симметричная расслабленная улыбка, брови расслаблены, мышцы в уголках глаз напряжены: радость.
4. Мышцы лица напряжены, глаза широко открыты, брови подняты: страх.
5. Нижние веки расслаблены, верхние веки слегка опущены, губы расслаблены, уголки губ вниз, брови приподняты: печаль.
6. Симметричная улыбка, морщинки в уголках глаз, брови расслаблены: радость.
7. Губы напряжены, верхняя губы поджимает нижнюю, уголки губ вниз, брови напряжены: недовольство.
8. Брови опущены и напряжены (складка между бровями), губы напряжены, уголки губ вниз, щёки напряжены, глаза открыты: гнев, возмущение.
9. Брови сведены и опущены, губы напряжены, уголки губ вниз: недовольство.
10. Брови сведены, нос сморщен, верхняя губа приподнята, уголки губ вниз: отвращение.
11. Лицо расслаблено, губы расслаблены, брови подняты: удивление.
12. Симметричные улыбки, губы расслаблены, брови расслаблены: радость.
Для саморегуляции мышечного тонуса мы наденем “маску релаксации”.
Выполняйте следующие указания:
- расслабьте мышцы лба и бровей;
- верхние веки глаз спокойно опустите;
- глазные яблоки слегка поверните кверху так, чтобы внутренний взор оказался сосредоточенным в бесконечность в область переносицы;
- язык должен стать мягким, его кончик – находиться у корней верхних зубов;
- губы полуоткрыты, они не соприкасаются друг с другом.
Вы расслабили мышцы лица, чтобы теперь усердно со мной работать.
VI этап. Игры - 8 минут.
Систематизация знаний.
Давайте теперь немного поиграем.
“Хлоп-лицо”.
Каждый из вас когда-нибудь, наверное, гримасничал, кривлялся. Взрослые люди всегда ругались за это. Сейчас это сделать можно. На мой хлопок в ладоши вы строите гримасу. Сначала подумайте, потом сделайте. Я постепенно буду ускорять темп. Состроив гримасу, замрите, я выберу самую интересную, и мы вместе попробуем объяснить, что же хотел передать этот ученик.
“Индо-русский танец”.
В индийском народном танце существует система обозначений слов движением рук. Посмотрите на изображения на картинке. Попробуйте повторить. Давайте теперь придумаем свои обозначения. Кто-нибудь из вас выйдет к доске и, прослушав музыку, покажет жест, который он придумал, и что он означает.
Эмоция.
У меня есть для вас новое занятие. На карточках написаны эмоции и часть тела, с помощью которой вы должны изобразить эту эмоцию.
(“Грусть. Руки”, “Горе. Лицо”, “Радость. Губы”, “Высокомерие. Правая рука”, “Гордость. Спина”, “Страх. Ноги”, “Счастье. Глаза”, “Усталость. Плечи”, “Беспокойство. Пальцы”.)
Животное.
Один из вас выходит к доске, вытягивает карточку с названиями животных и пробует проиграть в позах и движениях роль животного, отмеченного на ней. Какие движения характерны данным животным?
(Волк, тигр, гиена, заяц, лев, тигр, бегемот, змея, пантера, лисица, обезьяна)
Подведение итогов - 2 минуты.
Обобщить и закрепить знания, полученные в течение классного часа.
Давайте теперь подведем итоги нашего классного часа.
- Что же такое “невербальные способы общения”?
- Какой жест зародился в качестве просьбы о помощи, продемонстрируйте.
- Какая посадка означает боязливость по типу беззащитного подданного, продемонстрируйте.
- Научились ли вы сегодня чему-нибудь новому, например, молчанию?
Ответьте, используя мимику, понравился ли вам сегодняшний классный час.
Литература.
1. Армстронг, Н. Толковый словарь языка жестов / НенсиАрмстронг и Мелиса Вагнер; пер. с англ. В.Г. Панова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
2. Р.Р. Кашапов.Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1996.
3. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993.