Цели:
- образовательная — сформировать представление об обращении, его роли в предложении, учить находить обращение в предложении, учить отличать подлежащее от обращения, учить постановке знаков препинания при обращении;
- развивающая — развивать память, речь, мышление;
- воспитательная — воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Тип урока: урок изучения нового.
Оборудование: учебник, наглядный материал, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие
II. Сообщение темы, постановка целей.
Русский язык богат не только словами, но и синтаксическими конструкциями. Сегодня мы познакомимся с понятием “обращение”, научимся находить обращение в предложении, отличать его от подлежащего.
Запишите в тетрадь сегодняшнее число классная работа. Тему урока: Обращение.
III. Изучение нового. Наблюдение за языковым материалом.
Вы слышали когда-нибудь слово “обращение”? (обращение президента — речь; обращение с животными — отношения)
Давайте попробуем сравнить несколько предложений, запишите их.
1. Друзья радуются своим успехам.
2. Друзья, Я радуюсь вашим успехам.
3. Мои дорогие юные друзья, я радуюсь вашим успехам.
1. Выразительно прочитайте предложения.
2. Подчеркните грамматическую основу в первом предложении.
3. Подчеркните грамматическую основу во втором предложении.
4. Давайте подумаем, чем является слово “друзья” в первом и во втором предложении? (в первом — подлежащее)
Можно ли к слову “друзья” задать вопрос?
Оно не является членом предложения.
Это слово грамматически не связано с основой предложения. Если это слово не связано, то как мы должны отделить это слово от предложения, какой знак препинания мы ставим?
5. Для чего дано в предложении это слово? (оно называет к кому мы обращаемся)
6. Чем выражено? Где находится?
7. Давайте сравним второе и третье предложение. К кому обращаются в этом предложении? (К друзьям) В чем разница? (у слова “друзья” есть зависимые слова Мои Дорогие Юные)
8. С какой интонацией мы обращаемся? (голос сначала повышается, а потом пауза)
Такая интонация называется “звательной”.
Чтение правила.
А теперь посмотрим, правильно ли мы сформулировали правило.
IV. Первичное закрепление.
Откройте учебники на странице 161и прочитайте только правило под цифрой 1.
Посмотрите на доску. Здесь расположены схемы:
Посмотрите, где в предложении может стоять обращение?
Ребята, если обращаемся мы с восклицательной интонацией, то после обращения ставится восклицательный знак и следующее предложение записываем с большой буквы.
К какой схеме подходят наши второе и третье предложения? (1)
V. Работа с упражнениями учебника
Упражнение 481
1. Попробуем найти обращения в предложениях. Упражнение 481. давайте прочитаем первое предложение, соблюдая интонацию. Запишем его в свои тетради. Давайте найдем здесь грамматическую основу. Чем здесь является слово “друзья”? Можно ли к нему задать вопрос? Сверху, над словом “друзья”, мы ставим буковку “О”. Не путайте с обобщающим словом! К какой из схем подходит это предложение?
2. Прочитайте выразительно второе предложение. Записываем. Выделяем здесь грамматическую основу. К кому здесь обращается? Но, посмотрите, здесь не называют к кому обращаемся. Есть ли здесь обращение?
3. Прочитайте выразительно следующее предложение. Записываем. Подчеркните грамматическую основу. Есть ли здесь обращение? Докажите. Над обращением — буковку “о”. Какое это предложение по цели высказывания?
4. Прочитайте выразительно четвертое предложение. Записываем. Подчеркиваем грамматическую основу. К кому здесь обращаются? Кто такой Цветик? (герой произведения Носова). Как здесь обращаются? (ласково). Какое это предложение по цели высказывания?
5. Запишите под диктовку ещё одно предложение.
Ребята! Бежим на речку!
Какие вы знаки здесь поставили? Почему? Где здесь обращение? Над ним - “о”. Какое по цели высказывания? К какой схеме подходит?
Упражнения по развитию речи.
В какой речи мы сейчас использовали обращения? (в разговорной)
Вы часто слышите в разговорной речи обращения. Кто к вам может обратиться? (учителя, друзья, родители и вы сами). Через обращение можно передать и отношение к тому человеку, к которому мы обращаемся.
Посмотрите на третье и четвертое предложение, которые мы выписали. Как здесь обращаются? (ласково).
Составьте 2 предложения, в которых бы вы не только называли, но и показывали свое отношение. Посмотрите это не только имена, но и ласковые прозвища.
Обращения мы используем в разных речевых ситуациях. В официальной и неофициальной. В какой ситуации и как мы обращаемся? Например, как мы поздравим учителя с 8 Марта? Запишите ваши варианты.
VI. Упражнение 482
Ребята, обращения могут использоваться и в художественной речи. (Например в поэтической речи). Посмотрите на упражнение 482. Здесь даны отрывки из стихотворений. Прочитайте выразительно первое стихотворение Никитина. К кому здесь обращается лирический герой? (к Руси) Посмотрите, в поэтической речи мы можем обращаться не только к одушевленным предметам, но и к природе, родине. Прочитайте теперь выразительно отрывок стихотворения Некрасова. К кому здесь обращается лирический герой? (обращение уже не одно слово, а словосочетание.)
Давайте познакомимся с другими примерами обращений, которые встречаются в поэтической речи.
VII. Упражнение 487.
Прочитайте первое предложение. Записываем. Читаем со знаками. Посмотрите, “ТЫ” не входит в состав обращения! Подчеркиваем грамматическую основу. Следующее предложение. Чем здесь выражено обращение.
Какое изобразительное средство языка использует автор? (олицетворение)
VIII. Упражнение 484.
Наша задача — научиться не путать обращения с членами предложения. В упражнении 484 нам необходимо переделать предложения, которые вам даны в побудительные так, чтобы у вас появилось обращение. Посмотрите на образец. Каким по цели высказывания у вас должны получиться предложения? Часто в таких предложениях нет подлежащего. То предложение, которое дано в учебнике, мы не записываем. Первое делаем все вместе, остальные самостоятельно.
Проверяем. Подчеркните в этих предложениях грамматическую основу.
IX. Тест.
А теперь тест. Он проверит, как вы поняли эту тему. Запишите только номера тех предложений, в которых есть обращения.
1. Товарищ помог мне.
2. Товарищ, помоги мне!
3. Спи, мой сыночек!
4. Мой сыночек спит.
5. Миша, выкини мусор!
6. Миша выкинул мусор.
7. Солнце красное уходит, не прощается
8. Что ж ты, солнце красное, все уходишь, не прощаешься?
X. Обобщение и систематизация изученного. подведение итогов урока.
- Что у вас получилось? 2, 3, 5, 7.
- Итак, что мы сегодня узнали нового?
- Что называется обращением?
- Является ли членом предложение?
- Где может находиться в предложении?
- Как выделяется на письме?
Домашнее задание: упражнение 493.
Оценки за урок.
1.Товарищ помог мне. 2. Товарищ, помоги мне! 3. Спи, мой сыночек! 4. Мой сыночек спит. 5. Миша, выкини мусор! 6. Миша выкинул мусор. 7. Солнце красное уходит, не прощается 8. Что ж ты, солнце красное, все уходишь, не прощаешься? |
1.Товарищ помог мне. 2. Товарищ, помоги мне! 3. Спи, мой сыночек! 4. Мой сыночек спит. 5. Миша, выкини мусор! 6. Миша выкинул мусор. 7. Солнце красное уходит, не прощается 8. Что ж ты, солнце красное, все уходишь, не прощаешься? |
Используемая литература.
- Русский язык. 5 класс. УчебникПод ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя / Г.А. Богданова.— М.: Просвещение, 2002.