“...у Церкви и светской педагогики, по большому счёту, одна задача:
воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную
личность, живущую осмысленно и одухотворённо, имеющую нравственное
измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе,
но и ближним, равно как и своему Отечеству”.
Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. [1]
Понятие “духовность” относится к разряду трудно определяемых, личностно сокровенных. Оно вмещает в себя всё, что связано с душой, что согревает и возвышает. Когда мы говорим "дух", "духовность", мы говорим о великом человеческом стремлении к правде, добру и красоте. Этим стремлением, этим духом, живущим в людях, создано всё лучшее на земле.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Оно подразумевает развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Особая роль в духовно-нравственном воспитании ребёнка принадлежит музыке, пению, ведь музыка воздействует на эмоциональную, духовную сферу человека, делает его способным тоньше и глубже чувствовать, сопереживать. Ещё у пифагорейцев музыкальное искусство считалось “самым сокровенным и божественно непостижимым”. Согласно их воззрениям, оно “...оказывает катарсическое, т. е. очищающее воздействие на душу человека, исправляет его характер, создаёт определённого рода душевный настрой...”. [2]
На своих уроках, во внеурочной деятельности, я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся научились ориентироваться в мире музыки, стараюсь привить им музыкальный вкус, приобщить к высшим духовным ценностям, помогаю детям в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Внеурочная деятельность, являясь неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, создает условия для проявления и развития детских интересов, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Одной из форм духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения стал Епархиальный Рождественский Хоровой собор, который проводится в нашем городе. Собор (др.-рус. сборъ, соборъ от ст.-слав. съборъ) — собирание, сбор.[ 3]
Цель, которую поставили перед собой организаторы (управление образования и молодёжной политики администрации города, отдел религиозного образования и кахетизации Калачевско-Палласовской Епархии РПЦ, МОУ СШ № 6): формирование духовно-нравственных и семейных ценностей в детском хоровом коллективе через освоение традиций православной культуры в период празднования Рождества Христова.
Дети разного возраста, разных образовательных учреждений собираются вместе, чтобы прожить события Рождества Христова, единым хором исполнив самые разнообразные Рождественские песнопения, среди которых - и народные (колядки) и богослужебные (Тропарь Рождества Христова, Кондак Рождества Христова, Величание праздника Рождества Христова). Исполняемая музыка при этом является не только носителем духовных ценностей, хранимых человечеством, но и языком духовного общения, которым учатся овладевать дети.
Меня заинтересовала столь необычная форма проведения мероприятия, поэтому я решила принять участие. Хоровой собор готовился несколько месяцев.
Подготовительный этап к этому мероприятию я, как учитель музыки начала с анкетирования детей. Проведя карту интересов, проанализировав полученную информацию, я сформировала группу ребят, потенциальных участников предстоящего мероприятия. Особо значимыми для меня стали детские увлечения музыкой, точнее пением. Я посчитала необходимостью побеседовать с родителями учеников, высказавших желание участвовать в Хоровом соборе, ведь предстоящее мероприятие подразумевало не только исполнение музыки, касающейся Библейского события, но и посещение храма.
Далее необходимо было протестировать музыкальные способности учащихся. Сразу отмечу, что прослушивание проходило не с целью отбора имеющих музыкальный слух и голосовые данные, а лишь для того, чтобы знать реальную картину детских возможностей и с учётом этого спланировать предстоящую работу.
Прежде, чем приступить к разучиванию музыкальных произведений, ребята во внеурочной деятельности более подробно, чем, может быть, на уроках музыки, познакомились с событиями, описанными в Библии.
Музыкальный материал собора включал 12 различных произведений. Изучая их, мы с ребятами много работали над чистотой интонирования, звукообразованием и звуковедением, динамикой и фразировкой, цепным дыханием, ансамблем и т д.
“Ночь тиха над Палестиной” - произведение, исполняемое в довольно умеренном темпе. Чтобы не разрушить спокойно - повествовательного, созерцательного характера этого произведения, учащиеся трудились над тем, чтобы восходящие мелодические распевы звучали в одной позиции, некрикливо, а цепное дыхание было незаметным, неслышным. Это произведение, на мой взгляд, одно из самых сложных. Несмотря на то, что учащиеся исполняли его на уроках музыки в первом классе, я включила его в работу с самых первых занятий подготовки к собору.
“Колядка Рождественская” (с перезвоном) – имитация колокольного звона исполняется празднично, радостно. Благовестник, зазвонные, подзвонные колокола - это отдельные хоровые партии, требующие точного ритмического исполнения и соблюдения единого темпа. В исполнении этой колядки от хористов требовалось предельное внимание и подчинение дирижерскому жесту, чтобы избежать ускорения отдельных партий вследствие неконтролируемой эмоциональности.
Хоровая музыка неразрывно связана со словом, содержание ее раскрывается через поэтический текст, воплощенный в музыкальной интонации. Колядки, повествуя об одном и том же событии, абсолютно различны по своему эмоциональному строю: “Ночь тиха над Палестиной” - спокойное, душевное повествование, “Взгляни сюда” - восхищение, “Небо и земля” - торжество, ликование, “Добрый вечер” - доброта, сердечность человеческих отношений. К каждому произведению подбирались особенные слова, иллюстрации, помогающие учащимся в исполнении выразить свои чувства.
Детальное внимание уделялось богослужебным песнопениям, для которых характерны некоторые особенности: слово в них – первично, музыка всегда следует за словом. Учащиеся вникли в смысл непривычных для настоящего времени лексических фраз, употребляемых в песнопениях, чтобы исполнение их стало осознанным.
Кондак Рождества Христова.
ДЕВА ДНЕСЬ ПРЕСУЩЕСТВЕННАГО РОЖДАЕТ
(Сегодня Дева родит Того, кто выше всего существующего),
И ЗЕМЛЯ ВЕРТЕП НЕПРИСТУПНОМУ ПРИНОСИТ
(и земля приносит пещеру Тому, к Которому нельзя приступить):
АНГЕЛИ С ПАСТЫРЬМИ СЛАВОСЛОВЯТ
(ангелы с пастухами славят),
ВОЛСВИ ЖЕ СО ЗВЕЗДОЮ ПУТЕШЕСТВУЮТ
(мудрецы путешествуют со звездою):
НАС БО РАДИ РОДИСЯ ОТРОЧА МЛАДО
(потому что ради нас родилось малое Дитя),
ПРЕВЕЧНЫЙ БОГ.
В пропевании текста этих песнопений соблюдался принцип исполнения: как пишется, так и произносится. Например, “рОждает”, славОсловят”, “Отроча”, “рОждество”.
Перед тем, как приступить к разучиванию Тропаря Рождества Христова, Величания праздника Рождества, Кондака, я давала слушать фрагменты духовных произведений в исполнении профессиональных коллективов. Это определённым образом настраивало учащихся. Музыка русского православия выражает стремление человека к духовной красоте и гармонии, она возвышает его чувства и духовные помыслы. Изучение такой музыки, ее осмысление, понимание, ее хоровое исполнение не только способствует воспитанию высокой духовности, но и побуждает к творчеству, воспитывает чувство коллективизма и ответственности.
Подготовка к Хоровому собору завершена. В назначенный день и время в большом зале собрались детские хоровые коллективы общеобразовательных и воскресных школ города. Без предварительной репетиции единым хором a cappellа зазвучали детские голоса. Пел весь зал – чисто и красиво, сердцем и душой восхваляя величайшее событие всех времен – Рождество Христово.
“В процессе пения духовной музыки ученик не просто созидает её, а становится её сотворцом. Пропевая произведение несколько раз, он ищет в своей душе отклик на музыкальное произведение, стараясь привнести в него частичку своей души. Во время всех этих поисков косвенно происходит духовно-нравственное развитие личности, которое с каждым качественно новым исполнением растёт и переходит на новую духовную ступень”. [4]
Список литературы:
1. Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Выступление на открытии XVII Рождественских чтений 15 февраля 2009 года. (http://sdsmp.ru/smi/3185/)
2. Горюнова Л.В. “На пути к педагогике искусства”. Музыка в школе, №2, 1988 г.
3. Словарь русского языка, 1996 г., с.77 (http://etymolog.ruslang.ru/index.php?act=xi-xvii
4. Медушевский В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания // Искусство в школе. - 1995.