Цели урока: продолжить изучение процесса образования единого Русского государства на его завершающем этапе, усиление великокняжеской власти и начала формирования системы управления Московским государством; сформировать представление о личности великого князя Ивана III, его роли в процессе объединения русских земель.
Планируемые результаты
Предметные: раскрывать причины образования единого Русского государства и падения ордынского владычества; применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа основных событий при использовании различных исторических источников; показывать на карте территории, вошедшие в состав Русского государства во второй половине XV - начале XVI в; соотносить события и процессы отечественной и всеобщей истории.
Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; использовать современные источники информации, в т.ч. материалы на электронных носителях; формировать способность решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в различных формах;
Личностные: формировать личностную мотивацию к изучению истории России; уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, историческую обусловленность и мотивацию исторических деятелей; оценивать исторические события и роль личности в истории.
Основные понятия и термины: Москва - центр объединения русских земель, Великое княжество Литовское, Большая Орда, боярская республика, посадник, тысяцкий, ополчение, вече, воевода, наместник, государь всея Руси, скипетр, держава, шапка Мономаха, Боярская дума, налоги, уезды, кормление, местничество, Судебник.
Основные даты: 1462-1505 гг. - правление Ивана III, 1471 г. - битва на реке Шелони, 1478 г. - присоединение Новгородской земли к Москве, 1480 г. - Стояние на Угре. Падение ордынского владычества. 1485 г. - присоединение Тверского великого княжества к Москве, 1497 г. - принятие общерусского Судебника, 1497 г. - появление печати с изображением герба России, 1500-1503 гг. - русско-литовская война, 1505-1533 гг. правление Василия III, 1510 г. - присоединение Пскова к Москве, 1514 г. - присоединение Смоленска к Москве, присоединение Рязани к Москве.
Оборудование:
- История России. 6 класс. в 2-х ч./ [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов и др.] под. ред. А.М.Торкунова. - М.: Просвещение, 2016. - §26, вопр., рис., док-ты.
- Компьютерная презентация “Московское государство и его соседи во второй половине XV в.” Приложение 1
- карта "Российское государство во второй половине XV- начале XVI в."
- Видеофильм "Иван III" из серии "Правители Руси".
Источники: Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. - Т.1. С древнейших времен до XVII века. - М.: МИРОС - Междунар.отношения, 1994.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Велик был час, когда восстала
Ты средоточием земли:
Двухвековое иго пало,
И все волнения легли;
Проснулись силы молодые
С тобою вновь, прошла беда, -
И возвеличилась тогда
Тобой скрепленная Россия!..
К.С.Аксаков. Москве
- Как вы думаете, о каком событии пишет поэт? (О падении ордынского владычества)
- Когда, в результате каких событий Русь оказалась в зависимости от Орды? (Нашествие Батыя, 1237-1240 гг.)
- Какие попытки освобождения от этой зависимости вам известны? (Куликовская битва, 1380 г.)
- Что мешало полному освобождению? (Сохранение политической раздробленности Руси, борьба между княжествами).
Актуализация знаний
В 1462 г. на московский престол вступил 22-летний сын Василия Темного Иван. Н.М.Карамзин считал Ивана III героем не только российской, но и всемирной истории..., одним из знаменитейших государей в Европе... первым истинным самодержцем России... но, одновременно, отмечает такие черты как боязливость, нерешительность, проистекающие от осторожности.
Н.И.Костомаров указывает на ум, сметливость, устойчивость в достижении избранных целей... жертвуя даже своими отеческими чувствами, умел наполнять свою великокняжескую сокровищницу всеми правдами и неправдами...Сила его власти переходила в азиатский деспотизм, превращающий всех подчиненных в боязливых и безгласных рабов. Такой строй политической жизни завещал он сыну и дальнейшим потомкам".
Проблемные вопросы.
- Что нужно было сделать для освобождения Руси от ордынского владычества?
- Какую роль сыграл Иван III в создании единого Русского государства?
- Как и почему изменился характер княжеской власти в Московском государстве?
Запись темы урока и плана.
План урока
1. Присоединение Новгорода к Московскому княжеству.
2. Ликвидация ордынского владычества на Руси.
3. Завершение объединения русских земель.
4. Возвышение великокняжеской власти.
5. Органы управления.
III. Работа по теме урока
Работа учеников с текстом учебника (п.1-3) и дополнительным материалом.
1. Присоединение Новгорода к Московскому княжеству.
Работа с учебником - п.1 и доп.материалом (Приложение 2)
1471 г. - договор новгородцев с королем Казимиром IV, стремление к разрыву с Москвой для сохранения вольностей Новгорода.
1471 г. - поход Ивана III на Новгород. Битва на р.Шелони. Победа московского войска.
- Почему не все новгородцы поддержали политику Борецких?
- Почему в битве не принял участие архиепископский полк? (Польско-Литовское государство - католическое; сближение с ним - измена православию)
1478 г. - Окончательная ликвидация Новгородской боярской республики.
Охарактеризуйте политику Ивана III по отношению к Новгороду.
- Какими методами укреплял Иван III свое господство в Новгороде?
- В чем смысл спора о титуловании великого князя "господин" или "государь"? Какие требования предъявил Иван III Новгороду в 1478 г.?
- Какую цель преследовала конфискация земельных владений новгородских бояр и их переселение под Москву?
- Какое значение имело присоединение новгородских земель для развития Русского государства? (Огромные территории, природные ресурсы, торговые связи с Западом)
2. Ликвидация ордынского владычества на Руси.
Работа с учебником - п.2 и доп.материалом (Приложение 3)
- Как развивались московско-ордынские отношения после Куликовской битвы? (Разорение Москвы ханом Тохтамышем в 1382 г. и возобновление выплаты дани; временное усиление зависимости на рубеже XIV-XV вв.; вмешательство Орды в русские дела в период феодальной войны второй четверти XV в.)
- Можно ли считать, что состояние русско-ордынских отношений в первой половине XV в. вернулось ко временам Ивана Калиты? (Нет. Московские князья распоряжались великим Владимирским княжением как своей вотчиной. Орда вмешивалась в русские дела только в период усиления княжеских усобиц. В самой Орде усилилась борьба; ее распад был неизбежен).
30-е гг.XV в. - выделение Казанского ханства. 60-70-е гг. - отделение Крымского ханства (династия Гиреев). Орда продолжала слабеть. Иван III отказался от выплаты дани.
Легенда о ханской грамоте (рис. с.85):
Государь прочитал и, спокоен и строг,
Повернулся к Ахметовым людям,
Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог
И сказал: "Дань платить мы не будем!.."
Кончаловская Н. Наша древняя столица.
- Что усложняло обстановку в Московском государстве? Почему Иван III проявил вначале колебания?(Конфликт Ивана III с братьями; союз хана Ахмата с королем Казимиром)
- Какие действия предпринял Иван III? (Помирился с братьями; заключил союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, который напал на владения Казимира на юге)
1480 г. - Стояние на Угре.
- В чем состоит историческое значение "стояния на Угре"? (Ахмат не решился перейти реку и вступить в сражение. Его отступление означало обретение независимости Русским государством)
- Как отразилась победа Москвы над Ордой на внутренней ситуации в стране? (Укрепление авторитета великого князя)
- Подумайте, как свержение ордынского ига должно было повлиять на международное положение государства?
"Изумленная Европа, в начале царствования Ивана едва замечавшая существование Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была поражена внезапным появлением на ее восточных границах огромного государства..." (Маркс К. Секретная дипломатия XVIII в.)
3. Завершение объединения русских земель.
Работа с учебником - п.3, карта на с.90-91 и доп.материалом (Приложение 4) - составление таблицы "Рост территории Московского государства при Иване III и Василии III".
Время присоединения | Присоединенные территории |
- Как отразились присоединение Новгорода к Москве и победа над ханом Ахматом на положении Тверского княжества? (Оно оказалось окружено Московскими владениями)
- Чем закончилась попытка тверского князя Михаила заключить союз с Казимиром IV? Почему Казимир не пришел на помощь Твери?
- Чем закончился поход Ивана III на Тверь осенью 1485 г.? Кто стал великим князем тверским?
- Какое значение для развития Русского государства имело окончательное присоединение Твери?
- Какие территории вошли в состав Московского государства при сыне Ивана III - Василии III? (проверка таблицы)
4. Возвышение великокняжеской власти.
Работа с учебником - п.4 и док - том с.94, компьютерной презентацией (Приложение 1).
- С какой целью Иван III принял новый титул - Государь всея Руси? Какая внешнеполитическая программа провозглашалась принятием нового титула?
- Какое значение имел брак Ивана III с византийской царевной? (Великий князь - как наследник византийских императоров, верховный глава православного мира).
- Как изменился характер великокняжеской власти в Московском государстве? (приобретает деспотический характер; становится самодержавной - "государство все нам держать")
- Какие символы великокняжеской власти вы знаете? (шапка Мономаха, скипетр, держава)
- Каково происхождение герба Российского государства?
5. Органы управления.
Работа с учебником - п.5 - запись новых терминов в тетрадь, составление схемы "Управление Российским государством" (- Каковы ее сильные и слабые стороны?).
Кормление - порядок содержания должностных лиц за счет местного населения.
Местничество - порядок назначения на должности в зависимости от знатности рода и от того, какую должность занимали предки.
1497 г. - Судебник Ивана III - первый свод единого Российского государства (закреплены важнейшие изменения, произошедшие в государстве).
IV. Закрепление изученного материала
Ответы на проблемные вопросы:
- Что нужно было сделать для освобождения Руси от ордынского владычества?
- Как и почему изменился характер княжеской власти в Московском государстве?
- Какую роль сыграл Иван III в создании единого Русского государства?
Примерные ответы:
1) При Иване III практически завершился процесс собирания русских земель вокруг Москвы, что способствовало освобождению от ордынского владычества.
2) Происходит усиление единоличной власти правителя Московского государства (укрепление самодержавия).
3) Укрепился международный авторитет Московского государства.
V. Подведение итогов урока
- Что вы считаете главным достижением правления Ивана III?
- Какая информация на уроке вызвала наибольший интерес?
- Какие вопросы вызвали затруднение?
Д/з: параграф 26, вопр.
Творческие задания (по выбору):
1) "Иван III - "Создатель российского государства". Изучите мнения историков, публицистов, писателей об Иване III, его правлении. Проанализируйте качества Ивана III как политика и государственного деятеля. С кем из известных государственных деятелей России и Европы можно его сравнить?
2) "Державный орел". Соберите информацию о различных версиях происхождения герба Российского государства, его символов.
Результаты исследований представьте в виде сообщения или презентации.
Литература.
1. История Отечества: люди, идеи. решения". М., 1991.
2. Алексеев Ю. Государь всея Руси. - Новосибирск,1991.
3. Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. Русские княжества в XIII-XV вв. - М., 1990.
4. Каргалов В.В. Конец ордынского ига. - М., 1998.
5. Кучкин В. Русь под игом: как это было. - М., 1991.
6. Скрынников Р.Г. Русская история IX-XVII вв. - М.,1997.