Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
- знать различные виды простых механизмов;
- понимать, что простые механизмы это - устройства, служащие для преобразования силы;
- знать устройство и принцип действия рычага;
- уметь количественно оценить условие равновесия рычага;
- умение установить связь между физическими величинами, определяющими условие равновесие рычага;
- умение экспериментально проверить условие равновесия рычага;
- овладеть умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;
- приобрести опыт простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений.
Метапредметные:
Познавательные.
Овладение навыками:
- нахождения ответов на вопросы, используя эксперимент, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные.
Развитие умений:
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- распределять функции участников парной работы.
Регулятивные.
Формирование навыков:
- определять и формулировать цель эксперимента;
- планировать этапы экспериментальной работы;
- выдвигать гипотезу, находить способы и методы достижения цели;
- работать по предложенному парой плану;
- анализировать полученный результат.
Личностные:
- воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, этики парной работы;
- овладение синтезом составления целого из частей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- формирование осознанного отношения друг к другу;
- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Тип урока: изучение нового материала.
Используемая технология развивающего обучения:
- Проблемно-исследовательская технология.
Формы учебной работы, используемые на уроке:
1) фронтальная работа;
2) парная работа;
3) индивидуальная работа.
Методы, используемые на уроке:
- эвристический метод;
- исследовательский метод (частично).
Изучив материал урока, учащиеся должны знать:
- виды простых механизмов;
- устройство и принцип действия рычага;
- условие равновесия рычага.
Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:
- набор грузов, демонстрационная линейка – рычаг, сантиметровая лента, бутылка минеральной воды, штатив, ножницы, плоскогубцы, кусачки, открывалка для бутылок, лабораторные рычажные весы.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Время | Примечания |
Организационный момент | Подготовка к уроку | 1 мин | |
1. Этап создания проблемной ситуации. Эмоциональный настрой учащихся |
Диалог с учителем | 1 мин | Создание ценностно-смысловой ситуации |
2. Этап целеполагания | Диалог с учителем | 2 мин | |
3. Этап планирования | Введение понятия “простые механизмы”, постановка целей | 1 мин | |
4. Этап. Актуализация знаний. Повторение и проверка усвоения пройденного материала | Работа с картинками, работа в парах – устный рассказ | 2 мин | Взаимопроверка |
5. Этап изучения нового материала. Организационно-деятельностный этап: помощь и контроль над работой учащихся | Работа с учебником, составление схемы | 6 мин | Самооценка |
6. Физминутка | Физические упражнения | 2 мин | |
7. Этап изучения нового материала. Организационно-деятельностный этап: практическая работа, актуализация и целеполагание | - Сбор установки. - Введение понятия “рычаг”, постановка целей. - Введение понятия “плечо силы”. - Экспериментальное подтверждение правила равновесия рычага. |
15 мин | Самооценка |
8. Этап применение нового знания (закрепление) | Решают задачи. Отвечают на вопросы | 2 мин | Взаимопроверка |
9. Этап обсуждения домашнего задания
|
Записывают домашнее задание | 1 мин | |
10. Этап рефлексии: предлагает ученикам выделить новое, интересное, трудное в уроке |
Делятся своими впечатлениями в устной и письменной форме | 7 мин | Предметные и личностные результаты учащихся |
1. Этап создания проблемной ситуации (духовно-нравственная ситуация).
У Ребята, я хочу вам показать один видеоролик, который меня очень поразил. Внимание на экран. (Видеоролик: Евгений Смирнов, “ТАНЦЫ на ТНТ”)
У Евгений, так зовут молодого человека, с ограниченными возможностями самостоятельно передвигаться, захотел принять участие в танцевальном конкурсе. Будет ли он гармонично смотреться в танце, получится ли у него это красиво?
У Давайте посмотрим дальше.
У Какие чувства возникли у вас во время просмотра этого видеоролика?
- Сопереживание, восхищение, восторг, жизнелюбие, удивление...
У Почему у вас возникли эти чувства?
- Восхищение от его силы духа, мужества, огромного внутреннего мира.
У Евгений, все свои чувства выражает в танце, что позволяет ему удерживать равновесие, ощущать точку опоры, опровергая законы механики.
У Ребята, а что поразило жюри, когда Евгений вышел на сцену?
- Он двигался при помощи костылей.
У Действительно так. Это простое приспособление или устройство помогает компенсировать ограничения в движении, уменьшая силу тяжести на ногах, перенося её на руки и верхнюю часть тела.
У Простых приспособлений, преобразующих силы, в нашей жизни очень много.
Посмотрите на демонстрационный стол.
У Сможете ли вы обойтись без каких-либо устройств, когда в повседневной жизни, например, вам надо будет открыть бутылку с минеральной водой, вытащить забитый гвоздь, разрезать бумагу, картон, резиновый шнур?
- Нет.
У Посмотрите на экран.
(На слайде изображены различные простые устройства)
2. Этап целеполагания.
У Все эти простые устройства, которые нас окружают в повседневной жизни, называются механизмами, а полностью – простыми механизмами.
У Первой темой нашего урока будут: “Простые механизмы”.
У Как вы думаете, что мы должны узнать о простых механизмах (совместно с учащимися формулируется цель урока по плану)
Как вы думаете, что мы должны узнать о простых механизмах (совместно с учащимися формулируется цель урока по плану)
- изучить ... (что такое простые механизмы);
- рассмотреть ...(виды простых механизмов);
- применить........ (простые механизмы в жизни)
3. Этап планирования.
У Сегодня на уроке мы заглянем в мир механики, будем учиться сравнивать, анализировать и оценивать свою работу. Перед вами лежат рабочие карты, в которых вы будете записать основные выводы нашего урока и оценочные карты, в которой вы будете самостоятельно выставлять себе баллы на каждом этапе нашего урока. Работать мы будем в парах.
4. Этап. Актуализация знаний.
На следующем слайде представлены сюжетные картинки:
- человек копает яму (рычаг);
- человек поднимает (с помощью ворота) из колодца воду;
- человек катит бочку на корабль (наклонная плоскость);
- человек поднимает ведро (блок).
У Ребята, что выполняют эти люди? (механическую работу). А чтобы работа выполнялась, что надо приложить к телу? (силу )
А с помощью чего выполняют работу? (простых механизмов)
У Давайте вспомним все эти ранее изученные понятия?
У В рабочих картах проведите соотнесение между первой и второй колонкой, с помощью линий, затем поменяйтесь с одноклассником и проверьте правильность ответов. Выставите однокласснику в оценочный лист количество баллов. <Приложение 1, Приложение 2>
5. Этап изучения нового материала.
У Для чего используют простые механизмы?
- Их используют для уменьшения силы, которую мы прикладываем, т.е. для её преобразования.
У Итак, давайте сформулируем ВЫВОД 1: Простые механизмы-приспособления, служащие для преобразования силы.
У Теперь откройте учебник, проведите анализ текста и заполните схему, запишите какие бывают простые механизмы и его разновидности в рабочее карты.
Выставите сами себе баллы за работу в оценочный лист. <Приложение 1, Приложение 2>
У Вторая часть урока посвящена одному из видов простых механизмов. Он лежит у вас на парте.
Что это за механизм? (рычаг).
У Давайте поставим цель второй части урока: изучить понятие “Рычаг”.
На демонстрационном столе учитель показывает рычаг. Совместно с учениками формулирует его определение.
Вывод 2: Рычаг - это твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.
Подвесим по обе стороны рычага грузы, показывая условие действия силы на тело: сила имеет точку приложения, направление и модуль. Обозначение: F1 и F2.
Вывод 3: Плечо силы - кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила. Обозначение: l1 и l2.
Демонстрация рычага первого и второго рода.
6. Физминутка.
Ребята, вы уже немного утомились, поэтому мы проведем с вами сейчас следующее физическое упражнение. Некоторые части тела человека являются рычагами. Перед вами лежат груз. Возьмите его сначала в левую руку, а затем в правую, локоть должен лежать на столе. И покачайте так, как поднимая гирю, качаете мышцу. Затем вытяните перед собой руку и проделайте тоже самое. Рука является рычагом, какого рода? (второго). Что является точкой опоры? (локоть.)
7. Этап изучения нового материала.
У Все внимание на демонстрационный стол. К одному из плеч прикладывается сила в два раз больше, и рычаг выходит из равновесия, заставляя рычаг поворачиваться по ходу часовой стрелки и против.
У Проблемный вопрос: Как мне вернуть рычаг опять в равновесие? Что бы ответить на этот вопрос, вы самостоятельно, работая в парах, придете к этому выводу. Напоминаю, мы, работая в паре, соблюдаем уважительное отношение друг к другу. И обязательно распределяем роли. Один из вас будет лаборантом - вешать грузы на рычаг, регулировать длину плеч. Другой будет исследователем - измерять с помощью линейки длину плеч и вес грузов. Все эти измерения вы записываете в рабочие листы. Делаете вычисления. Оцените свою работу в оценочном листе.
< Приложение 1,2>
У У вас на столах есть оборудование: штатив, грузы, стержень для укрепления рычага, линейка.
Соберем установку, повесьте на правое плечо рычага два груза, а на левое – один, так чтобы уравновесить рычаг. Что надо сделать? (Увеличить длину левого плеча).
У После завершения работы. Ребята, ответьте мне на вопрос: Когда рычаг находится в равновесии? (Больше груз – меньше расстояние от оси вращения)
У Как называется такая зависимость в математике? (Обратно пропорциональная)
С какой силой грузы действуют на рычаг? (Весом тела вследствие притяжения земли)
P = Fтяж= F
Сделайте вывод: Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. < Приложение 1,2>
Это правило установил Архимед в III веке до нашей эры.
8. Этап применение нового знания (закрепление).
У Подвесьте на рычаг груз неизвестной массы, который вы поднимали, выполняя физические упражнения, на левое плечо рычага, а на правом, уравновесьте с помощью грузов известно массы. Найдите силу тяжести груза неизвестной массы.
Решение задач.
Пусть первая сила равна 10 Н, а плечо этой силы 100 см. Чему равна вторая сила, если ее плечо равно 10 см?
9. Домашнее задание.
Параграф 55, 56.
Задача: Рабочий с помощью рычага поднимает груз весом 1000 Н, прилагая силу 50 Н. Каково плечо большей силы, если плечо меньшей силы 100 см? <Приложение 1, Приложение 2>
10. Рефлексия
У Ребята, подведем итоги. Вернуться к цели урока. <Приложение 1, Приложение 2>
- Что называется простыми механизмами?
- Какие виды простых механизмов вы знаете?
- Что такое рычаг?
- Что называется плечом силы?
- Каково правило равновесия рычага?
- Где применяется в нашей жизни рычаг?
- Какое значение имеют простые механизмы в жизни человека?
Итак, подсчитайте баллы в оценочных листах, выставьте себе отметку по следующей шкале
Если я набрал (а)
- От 9 до 11 – “5” красный цвет карточки
- От 7 до 8 – “4” желтый цвет карточки
- От 4 до 6 – “3” зеленый цвет карточки
- Ниже 4 – белый цвет карточки
У Заканчивая урок, хочу вернуться к легенде восклицания Архимеда: “Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!”. Посмотрите на экран. Все эти люди-героя нашего времени, они смогли найти в своей жизни точку опоры. Внутренний стержень является им рычагом, с помощью которого произошло равновесие сил физических, а вернее их недостаток, силами внутреннего мира, сила духа, характера, мировоззрения, стремления жить и добиваться успеха.
У Желаю Вам найти свою точку опоры и всегда оставаться в равновесии!! Спасибо за урок!