Задачи собрания:
- Обсудить с родителями проблему формирования эстетической культуры ребенка.
- Продемонстрировать родителям достигнутые успехи в развитии эстетической культуры учащихся во внеклассной и учебной деятельности.
Форма проведения: час общения (дети и родители).
Кем ты ни был, жизнь твоя должна быть
духовно богатой, ты должен видеть прекрасное,
и уметь любоваться им.
Герман Титов.
Никогда не поздно посадить деревце:
пусть плоды не тебе достанутся, но радость
жизни начинается с раскрытием первой почки,
посаженного растения.
М.Пришвин.
Подготовительная работа к собранию:
- Подготовка выставки рисунков учащихся класса “Мои любимые цветы” и “Берегите природу”. (Все рисунки дети выполняют на листах формата А-4.Рисунки вывешиваются на плакатах.)
- Оформление фотоколлажа “Я познаю мир. Всей семьей на природу”. (Фотоколлаж оформляется следующим образом: каждая семья получает половинку листа ватмана, на котором она должна представить знакомство ребенка с природой, начиная с младенчества.Если в семьях есть соответствующее фото.)
- Выставка рассказов и сочинений “О братьях наших меньших” с их фотографиями или рисунками. (Ребята пишут стихи, рассказы, сочинения о тех животных, которых они имеют или хотели бы иметь. Им помогают родители. К сочинению можно приложить фото, если оно и
Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
Анкетирование родителей.
- Считаете ли вы необходимым знакомить ребенка с окружающей его природой?
- Часто ли вы проводите со своим ребенком время на природе?
- Учите ли вы своего ребенка бережно относиться к природе?
- Есть ли в вашем доме домашнее животное?
- Как к нему относится ваш ребенок?
- Прибегает ли он к вашей помощи в уходе за животным?
- Учите ли вы ребенка наблюдать природные явления, народные приметы?
- Есть в вашей домашней библиотеке книги о природе и животных?
- Украшаете ли вы свой дом растениями, и помогает ли в этом вам ваш ребенок?
- Как вы относитесь к такому мнению, что “знакомство с природой развивает наблюдательность и любознательность ребенка в первую очередь?”
Анкетирование учащихся.
- Твоя любимая пора года.
- Твой любимый цветок.
- Твоя любимая погода.
- Твое любимое дерево.
- Твоя любимая книга о природе.
- Твое любимое животное.
- Твоя любимая птица.
- Твое любимое занятие в любимую пору года.
Музыкальное сопровождение по теме часа общения.
Песня “Не дразните собак”, “Если добрый ты”.
Украшения помещения.
Сцена украшается вырезанными из бумаги солнышками.
Ход собрания.
1. Организационный момент.
Звучит музыка.
Учитель: - Начинаем наше собрание – час общения на тему “Слова любви и благодарности родной природе!”. У наших детей нередко отсутствует чувство сострадания. Причины этого явления кроются в равнодушном, потребительском отношении к природе и обитателям леса. Впоследствии это приводит к такому же отношению к человеку.
Ученик:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
Учитель: - Дорогие папы, мамы, все, кто сегодня пришел к нам, чтобы вместе с нами сказать слова любви и благодарности родной природе. Солнцу, которое щедро дарит нам свое тепло, голубому небу, в неоглядную высь, которого смотрим мы с замиранием сердца, цветам, которые делают нашу жизнь яркой и праздничной. Мы говорим слова благодарности и просим нас простить за сорванную травинку, поломанный куст, покалеченное дерево.
2. Итоги анкетирования родителей. (Учитель зачитывает ответы родителей , анализирует).
Ученики читают слова песни “Раненая птица” (Просьба) (Музыка: А. Пахмутовой, слова: Р. Рождественского.
1 ученик.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
2 ученика
припев читают хором.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!
2 ученик.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.
2 ученика припев читают хором.
3 ученик.
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
2 ученика припев читают хором.
Учитель: А сейчас посмотрите сценку “Грустный щенок Кузя”.
Кузя. Какое солнышко теплое! И утро чудесное! А мне грустно...А почему сейчас поймете. Я об этом песенку сочинил. (Поет песенку).
Жил-был на свете грустный щенок,
Добрые руки найти он не мог.
Добрые руки, чтоб взяли его
И не бросали – только всего.
А беда в том, что я не очень красивый... Вернее, совсем не красивый. Какой-то разноцветный...Лохматый... Но как мне хочется кому-нибудь понравиться! Чтобы меня погладили... Почесали за ушком... Просто позвали: “Кузя!” Возьмите меня, пожалуйста! Я вас очень – очень буду любить.
(Появляется девочка. Кузя настораживается, затем тянется к ней. Девочка хочет его погладить. Появляется мама девочки).
Мама. Ты что?! С ума сошла? Посмотри, как щенок оскалился! Может он бешеный? Идем отсюда скорей! (Тащит девочку за руку).
Кузя (с отчаянием). Я не оскалился! Это я улыбаюсь. И я никогда никого не кусал и не укушу. Возьмите меня, пожалуйста, возьмите!
(По сцене из одного угла в другой идет прохожий с палкой.Останавливается недалеко от Кузи).
Прохожий. Развели собак! В деревни их надо держать! В конуре! А в городе бы я их всех, всех... (Замахивается на Кузю палкой, тот прячется за скамейку).
Голос из-за кулис. За что вы его? Неужели вам не жалко щенка? Вы никого не любите? Ни собак, ни кошек, ни птиц? Может, любите рыбок?
Прохожий (сердито). Я порядок люблю! И дисциплину! Ясно? (Уходит, стуча палкой) Развели тут собачье! Всех их надо...
(Кузя выглядывает из-за скамейки.Появляется мальчик с фотоаппаратом).
Мальчик.Ах какой смешной пес! Сейчас я его сфотографирую. Да ты не бойся, не бойся! Поди сюда! Я тебе ничего не сделаю. Просто ты очень смешной и хорошо получишься. Ну-ка стой! (Щелкает затвором).
(Подходит мама мальчика).
Мама (Недовольно). Нашел кого снимать! Бродячего пса! Фу!
Мальчик. Мамочка! Он очень хороший! Ты погляди, какие у него умные глазки. Он все понимает. Возьмем его?
Мама. Кого? Этого страшилу?
Мальчик. Он не страшила. Он забавный. Таких в мультиках показывают: одно ушко вверх, другое вниз...
Мама. Вот именно. Беспородная дворняга. Учись без троек, и мы тебе купим породистого щенка с медалью.
Мальчик. Я не хочу щенка с медалью, я хочу этого.
Мама. Мало ли что ты хочешь! Говорю, щенка с медалью купим! Идем !
(Тащит за собой упирающегося мальчика).
Голос из-за кулис. Извините, пожалуйста, но ведь с медалью щенки не рождаются: их вырастить, выучить надо. А этот любить вас будет не меньше. Поверьте!
Мама. А вы чего ввязываетесь в наш разговор?
Голос из-за кулис. Да, трудный случай! Смотрите. Бедный Кузя и не лает больше! Не просит, чтобы его взяли.
Кузя (Тяжело вздыхает). А зачем? Все равно я никому не нужен... Никому!
(Появляется слепой старик, которого ведет за руку внук).
Внук. Садись, дедушка, отдохни на скамейке (Внук замечает Кузю). Ой, дедушка! Какой симпатичный щенок! Где же его хозяин?
Кузя (Обреченно). Я ничей...
Внук. Дедушка слышишь? Он ничей. Возьмем его? Пожалуйста!
Дедушка. А уроки когда делать будешь? Тебе со мной хлопот хватает... Эх, и жалко-то ведь и щенка-то!
Кузя. Возьмите меня! И вы будете ходить со мной на прогулку, я вас буду водить.
Дедушка. Ишь какой заботливый! А ты добрый пес, красивый, умный! Ну раз ты ничей - будешь нашим! Вот ведь как получилось: из дома вышли вдвоем, а вернемся втроем (Гладит Кузю). Ты будешь верным другом, я знаю.
(Кузя заливается счастливым лаем).
Жил -был на свете добрый щенок,
Добрые руки найти он не мог.
Добрые руки, чтоб взяли его
И не бросали - только всего.
Пес наш хозяев хороших нашел,
В дом вместе с внуком и дедом пришел.
Будет им долго и верно служить,
Дедушку сам на прогулку водить.
Учитель. - А на сколько у нас с вами, ребята, человечье сердце?
(Ребята зачитывают свои сочинения, стихи о том, как они ухаживают за животными).
Песня "Не дразните собак". Слова М. Пляцковского, Музыка Е. Птичкина
Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц
Ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи
Песенкой разбудят,
А царапать и кусать
Вас никто не будет!
Если очень шуметь
Около берлоги,
То придется потом
Уносить вам ноги.
И пчела просто так
Тоже не пристаанет,
Ведь и жалить, и рычать
Зря никто не станет.Ни к чему обижать
Бабочку на ветке,
Веселее в лесу
От ее расцветки.
Не пугайте жуков
С длинными усами,
И поверьте, что жуки
Вас не тронут сами.
Если вам по душе
Красота земная,
Берегите ее,
Устали не зная.
Непремено тогда
Станем мы друзьями...
А про кошек и собак
Пойте вместе с нами!
3. Анкетирование учащихся. Итоги. (Учитель зачитывает анализ анкет учащихся).
4. Путешествие по выставке картин. Картины- рисунки детей о цветах.
1 ученик.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
2 ученик.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
3 ученик.
В нас молчало суровое: "Стой!"
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
4 ученик.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле
Обреченно глядел василек,
Безнадежно ромашки глядели.
5. Танец цветов. (Танцуют девочки)
6. Маленькая сценка "Цветы".
Ромашка.
Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма.
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет еще цветок.
(Протягивает пучок дурмана)
Ромашка.
Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман -
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего!
Забирай назад его!
(Травяная ведьма убегает)
Ромашка.
Знаю хитрости твои,
Яд подсунешь ты!
(Травяная ведьма возвращается).
Травяная ведьма.
Я одумалась ребята,
Лучше вместе в лес пой
Соберем шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвем.
Дома их поставим в воду.
Василек.
Понял это я давно,
Хитрый замысел ее.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем
От таких лихих, как эта
Собирательниц букетов.
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Ландыш.
Нас ведь рвут не на потеху.
Нас несут потом в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
(Звучит запись птичьих голосов).
7. Ученик читает стихотворение А.Яшина "Покормите птиц!".
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель задает вопросы детям.
1. Что такое Красная книга природы?
2. Какие цветы, птицы, звери занесены в Красную книгу?
3. Почему книга называется Красной?
4. Что нужно делать, чтобы беречь природу?
(Рассказы детей по рисункам об охране природы.)
8. Путешествие по фоторепортажам "Я познаю мир. Всей семьей на природу"...
Учитель. - Как научить ребенка бережно относиться к природе, ко всему живому? В большей степени воспитывает пример взрослых, их неравнодушное отношение ко всему, что окружает нас в природе. А сейчас некоторые родители расскажут о знакомстве ребенка с природой.
(Имена родителей).
Путешествие по фоторепортажам "Я познаю мир. Всей семьей на природу".
Ученик 1.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Ученик 2.
Если ты возьмешь щенка,
Если я возьму котенка
Станет лучше вся страна,
Станет радостно ребенку!
Ученик 3.
Не верю, что звери не говорят,
Что думать не могут птицы,
Что только инстинкты у рыжей лисицы,
И пчелы не знают, что чудо творят
Ученик 4.
Пусть живет с человеком природа
Как с хорошим соседом всегда.
Будут чистыми для народа
Луг и поле, земля и вода.
Учитель. А сейчас закончим наше собрание песней "Если добрый ты".Слова А.Хайта, Музыка Б.Савельева
Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал...
Если ясный день, это - хорошо,
А когда наоборот - трудно.
Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно...
Если песни петь, с ними - веселей,
А когда наоборот - скучно
9. Вручение памяток родителям. (Можно сделать памятки в виде открыток, украсит аппликацией на уроках труда.)
Памятка “Правила поведения в лесу”
Уважаемые родители, обучите, пожалуйста, этим правилам ребенка. А правила эти такие:
А) Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.
Б) Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
В) Не ломай зря деревьев, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.
Г) Не лови ради забавы бабочек, муравьев и других животных.
Д) Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.