Разработка урока математики по теме "Таблица Пифагора. Связь между компонентами умножения и деления". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель деятельности учителя: Способствовать развитию умений воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи  деления с числом 4, применять знание таблицы при решении задач и вычислении значений числовых выражений.

Тип урока:  Обобщение и систематизация знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: познакомятся с таблицей Пифагора, биографией и его вкладом в математику; научатся воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 4, применять знание данной таблицы при решении задач и вычислении значений числовых выражений.

Метапредметные:

овладеют умениями понимать учебную задачу урока, обобщать собственные представления,  отвечать на вопросы,

оценивать свои достижения на уроке, научатся слушать собеседника и вести диалог, пользоваться учебником.

Личностные: понимают универсальность математических законов.

Методы и формы обучения:

Методы: практический, словесный, наглядный.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование:  компьютер, экран,  проектор.

Основные понятия и термины: Таблица Пифагора, множитель, произведение.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развива

ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятель
ность
учащихся

Формы
организации работы

Формируемые умения
(УУД)

I. Мотивация
(само
определение)
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная под готовка
к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Мы сегодня не одни,                      БРР
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Настроение у нас отличное,  (ученики хором)
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начинать пора.

Послушайте притчу.

Жил на свете великий мастер по стрельбе из лука, у него обучалось много учеников. На одном из уроков, повесив мишень на дерево, он спросил у учеников: – Что Вы видите?

Притча о цели.

Первым последовал ответ: – Я вижу дерево на котором висит мишень.
Затем он услышал: – Красивый ствол дерева, поющие птицы, которые летают около дерева, зеленая листва…..
Было много ответов, они походили один на другой. 

Притча о цели.

И вот учитель подошел к своему лучшему ученику и спросил:
- А что видишь Ты?

Притча о цели.
- Я вижу только мишень, так как это - моя цель! – ответил он.
Учитель медленно повернулся к остальным ученикам и сказал:
- Только такой человек сможет попадать в  цели.
- Для чего я вам прочитала притчу?  

(Чтобы были внимательными, собранными и сосредоточенными на своей цели)
Я желаю вам дружной  и интересной работы.
Подготовим тетрадь для работы.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника, рабочей тетради, ластика, линейки, пишущих
принадлежностей)

 

Записывают число:  18 октября.  Классная работа.

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.
Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

II. Актуализация знаний

1. Устный счёт, повторение теории.

- Как называется раздел, который  мы сейчас изучаем?
– А сейчас, юные математики,  вспомним теорию и проведём математическую разминку.
В начале  каждого урока вы читаете  жужжащим чтением 3 миуты. Посчитаем, сколько минут мы уделяем чтению художественной книги за 1 учебный день, если будем   читать на 3 уроках?  (9 мин в день)
А за 5 дней?  9 * 5=9+9+9+9+9=45мин 
(работают на пластиковых папках маркером на водной основе)
Продолжите высказывание:  - Умножение это … (сумма одинаковых слагаемых)
Назовите верные равенства: 

 8+8+8=8∙2     

3+3+3+3=3∙4    

6+6+7=6 * 3

- Докажите.
- Как называются числа при умножении?
- Как найти неизвестный множитель?  (нужно произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой)
- Действие, взаимообратное умножению…(деление)
Какой период осени идёт?  (Второй период, середина осени – это золотая осень) 
Чем прекрасна данная пора?
(Произносим  строки стихотворения  вместе)
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят…(А. К. Толстой)
- И у нас в классе листопад!

Поиграем в игру «Лови ошибку» (приём развития критического мышления)  (выражения  написаны на  листьях)

Дети выходят  к доске и убирают выражения с ошибками.

4∙5=20           16:2= 8             72:8=9         9:3=2                    4∙7=27
20:4=5           36:4=9                                  27:3=6                  16:4=5
20:5=4           3∙8=24                                   3∙6=17
5∙4=20            28:4=7

- Верное ли  выражение 72:8=9?   (проблема)

- Сможем мы сейчас ответить  на этот вопрос? Почему? Каких нам знаний не хватает?

- На этот вопрос в течение  урока найдем ответ.

- Найдите выражения, которые показывают  взаимосвязь умножения и деления.

- Как нашли первое частное? Второе?

Внимательно слушают.

Числа от 1 до 100. Умножение и деление.

Фронтальная, индивидуальная

П – осуществляют
анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации из текстов; проводят несложные обобщения
и используют математические знания в расширенной области применения; используют матема
тические термины, символы и знаки.
Р самостоятельно
делают несложные
выводы о математических объектах и их свойствах; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении
учебной задачи.
К обмениваются
мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса.
Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

2. Проверка домашнего задания.

- Какое было домашнее задание?  (Запомнить таблицу умножения и деления с числом 4, и повторить с числом 2 и 3)
Повторим и проверим  таблицу умножения необычным способом: 
- Перед вами таблица с пустыми ячейками. На первой строке  напишите  числа от 1 до 9.
- Умножьте каждое из этих чисел на 2 и произведение / результат умножения  запишите во второй строке.
- В третьей строке запишите произведение чисел первого ряда на 3.
- В четвертой строке – на 4.
- С какой целью мы выполняли это задание? 

Проверяем по учебнику с. 35. №1 

- Взаимопроверка 

Кто доволен своим результатом? Поднимите руки. Оцените работу.

Заполнение таблицы

 

 

 

 

III.  Самоопределение к деятельности

Целеполагание.

- У нас получилась таблица умножения.
(подобную таблицу вывешиваю на доску)
Наверное, у этой таблицы должно быть название?
Какие будут предположения?
Проверим ваши предположения. Расположите листочки по возрастанию результатов выражений.
На обратной стороне буквы  П И Ф А Г О Р
- Как называется таблица?  Чему будет посвящен наш урок?
- Сформулируйте тему урока.
Таблица Пифагора (открывается название темы  на доске)
Какая цель урока?

Ученики  берут листочки и встают по заданию.
Познакомиться с таблицей Пифагора и научиться ею пользоваться.

 

IV. Изучение нового материала

1. Рассказ о Пифагоре (слайд)

Таблицу составил великий  учёный Пифагор, который жил в 6 веке до нашей эры. Известно, что родился Пифагор на острове Самос, расположенном в Эгейском море.  Числам придавал очень большое значение. Числа казались ему чем-то таинственным.
Пифагор разделили все числа на чётные и нечётные.

По заданию записывают таблицу в тетрадь.

Физкультминутка

Организует проведение физкультминутки.
«Чётные, нечётные числа»

Выполняют движения

 

2. Работа по таблице  (лист проверки  д/з)

Рассмотрим структуру таблицы. Какую закономерность вы наблюдаете в каждой строке? В каждом столбце? (каждое следующее число больше предыдущего на 2 ед., 3 ед., 4 ед.)
Где в таблице спрятались множители? (в первом столбце и в первой строке)
Выделите множители цветом.
Как найти произведение 3 и 7?
Выполните обратную операцию. (21:3, 21:7)

 

 

3. Первичное закрепление.

Работа по учебнику.  С.35, №2.  -  работа в парах

 

 

 

4. Работа по таблице  (лист проверки  д/з)

- Сможем мы продолжить таблицу на 5 строку? Как?
Эту таблицу  мы будем заполнять по мере изучения таблицы умножения.

Заполнение строки, соблюдая логическое построение таблицы.

 

5. Таблица Пифагора (сканир. с форзаца учебника)

- Эта таблица есть на форзаце нашего учебника. Найдите и рассмотрите.
- Назовите число самого большого  1(2) множителя.
- Найдите, чему равно произведение чисел 5 и 6, 8 и 3.
Частное чисел 24 и 6, 49 и 7?
Что теперь вы скажите о выражении 72:8=9?

 

 

Игра «Попади в цель»

Вспоминаем притчу. Что ученик видел перед собой? (только цель) 
Найдите значения выражений: 6∙6, 2∙2, 3∙2, 4∙4, 5∙5, 2∙3, 7∙7, 7∙5, 3∙3
Работа в малых группах по 3-4 чел.
(По диагонали таблицы появляется рисунок ключика.)
А какое произведение вы знаете, где большую роль в жизни героя сыграл КЛЮЧИК?
«Золото́й клю́чик, или Приключе́ния Бурати́но» — повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого.   (Буратино)
- Для чего нужен был ключ Буратино? (открыть дверь в волшебную страну)
И мы на минутку перенесёмся в сказку!

На карточке с таблицей Пифагора закрашивают клеточку с числом-ответом.

 

Физкульт
минутка

Под песню «Буратино» дети выполняют танцевальные движения. (1 куплет)

 

 

 

А нам этот ключик поможет открыть секрет таблицы Пифагора.
- Как вы думаете, что  ключик  сделал с квадратом.    (поделил на равные части)

А нам он поможет увидеть симметрично расположенные числа.
Задание по таблице Пифагора:
- Наша цель при выполнении этого задания: научиться ориентироваться в таблице «Пифагора».
Найти и заштриховать клетки с повторяющимися  числами.  Помните про перестановку множителей!
В работе использовать цветные карандаши.
Вывод: Таблица Пифагора симметрична. Поэтому числа встречаются по 2, 3  и 4  раза.
Для запоминания таблицы умножения удобна.
Дополнительно: Возможно ли продолжение таблицы вправо и вниз?

 

 

V. Продолжение работы по теме урока.

1. Решение задачи

№3, с. 35.
Учитель вместе с детьми записывает условие задачи в таблицу:

На 1 клетку

Кол-во клеток

Всего м

Одинаковое

2 к.

20 м

5 к.

?

Решают задачу самостоятельно.

 

2.Самостоятельная работа.

Решение примеров № 5, с. 35

 

 

 

3. Разноуровневая самостоятельная работа.

(задания по уровням на листах, с. 35, № 6)

Ребята, вспомните, что за фигура – квадрат.

– Как же мы найдем периметр квадрата?

1 уровень: Найди периметр квадрата, длина стороны которого 5 см.

2 уровень: Найди периметр квадрата, длина стороны которого 6 дм.

3 уровень: Найди периметр квадрата, длина  стороны которого 7 мм.

Вспоминают, как найти периметр квадрата.
Решение, проверка.

 

4. Упражнение «Оратор» 

Толковый словарь Ожегова. Тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия.
- Для чего служит таблица умножения в таком виде? За минуту вы должны убедить всех нас в ее необходимости. (удобна для понимания и заучивания, быстро и  легко можно найти значение)

 

5. Это интересно!

В Российских школах значения таблицы Пифагора обычно доходят до 10×10, в других странах таблица может принимать значения до 12×12, н-р Великобритании, Индии.

 

 

VI. Итоги урока. Рефлексия деятель
ности

Обобщение полученных на уроке
сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок

Вернемся к притче. К кому напоследок обратился великий мастер по стрельбе из лука? Почему он был лучшим учеником?

- Ответим на контрольные вопросы. Запишите только ответы. Оценивание. 

- Какова была учебная задача урока?

- На что были направлены все задания? Для чего мы их выполняли?   

- Какое задание показалось интересным? Трудным? Почему было трудно? 

- Что нового вы узнали на уроке? 

- Оцените свою работу, используя фразеологизмы.

Засучив рукава – стараться изо всех сил. Считать ворон – быть невнимательным, рассеянным. Палец о палец не ударил – ничего не сделал. Работать спустя рукава – не стараться, относиться безответственно. Работать не покладая рук – стараться.

- Эти фразеологизмы вы можете найти в словаре фразеологизмов.
Оцените свою работу на уроке.

Дополнительную интересующую вас  информацию о Пифагоре  и  тайнах таблицы вы можете найти на  сайте «Почемучка»  (сайт для детей и их родителей)  pochemu4ka.ru и на сайте frazbook.ru - словарь фразеологизмов

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются
в своей системе
знаний.
Р оценивают собственную деятельность
на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету

VII. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

1) Раскрасить картинку с опорой на таблицу Пифагора.
2) Придумать симметричный рисунок по таблице Пифагора.

Задают уточняющие
вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи