Разработка урока алгебры "Построение графика квадратичной функции"

Разделы: Математика


Класс: 9, общеобразовательный

Цель учителя: формирование умений и навыков построения графика квадратичной функции, чтения свойств функции по графику.

Задачи учителя:

  • Развивающая: формирование и развития аналитико-синтетического математического мышления
  • Образовательная: провести исследовательскую работу с учащимися по определению специфических свойств для графика квадратичной функции.
  • Воспитательная: обучать навыкам адекватной оценки результатов предметной деятельности на уроке, умения конструктивного сотрудничества в процессе парной или коллективной работы на уроке

ТИП УРОКА: Урок формирование предметных и метапредметных УУД

Методы: практикум, исследование, анализ, синтез данных

Формы: парная, групповая, индивидуальная

Оборудование: доска, проектор, экран, передвижной компьютерный класс (24 нет-бука), документ-камера.

Информационное обеспечение: УМК "Алгебра 9", Макарычев Ю.Н. и др., 2013-2015 гг., "Математический конструктор 3.0", Офисное приложение MicrosoftOffice 2010, включающее текстовый процессор MicrosoftWord со встроенным векторным графическим редактор разработки презентаций MicrosoftPowerPoint.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Примечание
1. Организационный этап. Вызов. Актуализация знаний
Приветствие учащихся.

Проверка домашнего задания в парах с помощью документ - камеры (2-3 учащихся) или презентации (Слайды 3,4,5), если документ - камеры нет.

Побуждает учащихся к аналитической деятельности путём проговаривания алгоритма действий для объяснения источников ошибочных действий товарищей по парте.

- Ребята, поднимите левую руку, если в работе, которую вы проверяли, правильно выполнено задание №120.[1] (на доске записываем количество).

- Поднимите, пожалуйста, правую руку, если в задании №123 не был построен верно график функции, левую руку, если неправильно определены свойства функции по графику, обе руки, если задание не выполнено правильно по обоим пунктам. (на доске записываем количество).

- Ребята, поднимите левую руку, если в работе, которую вы проверяли, правильно выполнено задание №125 б,в. (на доске записываем количество).

(Выключить проектор с целью здоровьесбережения)

Приветствие учителя.

Проверка домашнего задания в парах.

Оценка результатов выполнения домашнего задания соседа по парте по 3-б. шкале: 3 задания верно выполнены - 3 балла, 2 задания верно выполнены 2 балла, 1 задание верно выполнено -0 1 балл, не выполнено домашнее задание - 0 баллов. Результаты проверки вносят в оценочную таблицу.

 

Анализируют результаты проверки по классу в целом.

Л.- сформированность ученической мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание

П. - формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами

5-6 минут
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сделайте вывод о том, какие вопросы темы нуждаются в дополнительном внимании с нашей стороны. Сформулируйте тему и основную цель урока сегодня.

Запишем цель рока на доске (приглашается 1 учащийся, записывающий варианты постановки индивидуальных целей на доске и в тетради).

Делают вывод по итогам проверки.

Формулируют тему урока с помощью учителя: "Построение графика квадратичной функции вида у = ax2+bx + c".

Формулируют цель работы на уроке для учащихся, исходя из личных затруднений: выработать у себя навыки построения графика квадратичной функции по формуле, читать свойства функции по графику, и т.п.

М.- формирование УУД организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории

Р – определяют цель учебной деятельности.

3-4 минуты
3. Формирование предметных УУД. Осмысление
- В синих конвертах на столе находятся ваши задания на этом этапе урока.[2] Используя карточку-инструкцию (Приложение 1), выполните задание, за 8 минут учебного времени. Для самоконтроля используйте тетради для домашних работ, которые мы сегодня проверяли, учебник, п.7, с,41-42.

В жёлтых конвертах лежат карточки-ответы для самопроверки. Оцените результаты своей работы в баллах (Приложение 2). Результаты внесите в оценочную таблицу.

Выполняют задания по карточкам индивидуально. С помощью своей тетради, карточки-инструкции, учебника при необходимости осуществляют контроль и коррекцию своей деятельности.

Выполняют самооценку результатов работы на этом этапе.

Р.- работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации.

П.– передают содержание письменно в развёрнутом виде .

Л. - осуществляют самооценку результатов своей деятельности.

10 мин.
Пауза здоровья. Стоя потянуться вверх, вперёд, собрав кисти рук "в замок". Выполнить 2-3 упражнения для глаз. 2 мин.
4. Исследовательская часть. Фронтальная работа с классом
- Как влияет знак коэффициента а на расположение графика квадратичной функции? - При а > 0 ветви графика функции - параболы, направлены вверх, а при а < 0 ветви параболы направлены вниз.

Выдвигают предположения, высказывают версии.

Р. – работают по составленному плану, используют основные и дополнительные средства получения информации (справочная литература, средства ИКТ).

П – записывают выводы в виде утверждений.

К – умеют отстаивать точку зрения, аргументируя её.

6-7 минут
- Какова роль свободного члена с в положении графика на координатной плоскости? (все версии записать на доске).

- Давайте исследуем этот вопрос с помощью виртуальной математической лаборатории. Откройте нет-буки и запустите работу программы "Математический конструктор". На координатной плоскости постройте графики трёх функций

f(x)=0,5x2-2x,

g(x) = 0,5x2-2x + 3;

h(x) = 0,5x2-2x-4.

- Выполняют исследовательскую работу на нет-буках. Анализируют, записывают вывод в тетрадях.
Проанализируйте положение графика на к. плоскости в зависимости от величины с. Сделайте вывод. Запишите его в тетрадь. - Зачитывают свои выводы по итогам наблюдения за поведением графика на плоскости.
- Как влияет величина свободного члена с на расположение графика функции вида у = ax2+bx + c? - Формулируют общий вывод с помощью учителя: с - ордината точки пересечения графика функции у = ax2+bx + c с осью у.
Выключите нет-буки. Закрывают ПК.
5. Первичная проверка понимания (в малых группах по 4 человека)
Используя выводы нашего исследования, ответьте на вопросы слайдов (Слайды №7,8). Ответ поясните.

(отключить проектор)

- Так как ветви параболы направлены вверх, то варианты 2 и 3 исключаем, так как в них а < 0.

Верным является вариант 1, где точка пересечения с осью у имеет координаты (0;-6), т.е. с=-6.

- Так как ветви параболы направлены вниз, то варианты 2 и 3 могут подойти, так как точка пересечения с осью у имеет координаты (0;8), то есть с=8. Для уточнения результата подставим в уравнение 2 координату х=1 вершины параболы. Получим у=9. Значит, верный ответ под цифрой 2.

П – передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

К – умеют организовывать учебное взаимодействие в группе.

3-5 мин.
6. Рефлексия ( подведение итогов занятия)
Давайте вспомним цели, которые вы ставили перед собой на уроке: удалось ли достичь поставленные цели?

Какие этапы урока принесли новые знания? В чём они заключаются? Какие вопросы требуют нашего внимания на следующем уроке?

Учащиеся ... добавьте в оценочную таблицу (от 0 до 3 баллов) за ответы во время урока.

По оценочным картам переведите сумму набранных баллов в оценку за работу на уроке по шкале ( записана на откидной доске):

11-12 б - "5" - великолепно!

8-10 б - "4" - молодец)

6-7 б - "3" - подучи материал

Менее 6 б - - поработай над темой ещё

Сдайте мне, пожалуйста, на выходе оценочные листы.

Отвечают на вопросы учителя, тем самым проводя рефлексию своей деятельности на уроке. П. - уметь ориентироваться в системе своих знаний, структурировать знания, использовать знако-символические средства.

Л. - уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности своей учебной деятельности.

3-4 мин.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
Запишем домашнее задание:

П.7 - проработать ещё раз, № 127,128,132.

Записывают в дневник домашнее задание, задают уточняющие вопросы.   2 мин.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов

  1. Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков Алгебра, учебник для 9 класса, Мнемозина, 2013-2015.
  2. ГИА 9. Математика: Пособие для “Чайников”. Модуль 1 “Алгебра”. Базовый уровень. ГИА 9./Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова,- 2014.
  3. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра: Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе. - М.: Просвещение, 2013.
  4. ГИА 9. Математика: Сборник заданий:9 класс/М.Н. Кочагин, В.В. Кочагина. - М.: Эксмо, 2009.- 240 с.
  5. http://www.fipi.rufmclass.ru
  6. http://www.statgrad.org