Внеклассное мероприятие с использованием краеведческого материала «Путешествие по Ярославской железной дороге»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (71 МБ)


Цели мероприятия:

  1. Познакомить учащихся с историей Ярославской железной дороги, городов, населенных пунктов, расположенных вдоль нее;
  2. Оценить значение дороги в прошлом и в современное время;
  3. Привить чувства патриотизма, любви к «малой» Родине.

Ход мероприятия

(рассказ сопровождается мультимедийной презентацией)

1 СЛАЙД
- Ребята, сегодня тема нашей встречи: путешествие по Ярославской железной дороге. А вы знаете почему она называется Ярославская? (потому, что соединяет Ярославль с Москвой).

- Давайте запишем, что второе ее название – Троицкая железная дорога. Кто догадался, почему она так называется? (вела к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре).

В 2017 году исполняется 155 лет со дня открытия дороги из Москвы в Сергиев Посад, которая получила название Троицкой железной дороги. Эта дорога прочными нитями вплетена в историю России, давайте сегодня совершим путешествие по ней из Москвы в Сергиев Посад.

- Вы, наверное, много раз мы ездили на электричке по железной дороге, которая ведет из Москвы в Сергиев Посад? (ответы: конечно, да).

2 СЛАЙД
- Но в нашей обыденной суете, наверное, мало кто обращал из вас внимание на мелькающие виды за окном быстро мчащейся электрички города, храмы, красивые дома. На первый взгляд, они кажутся серыми и неприметными. Выкрашенные в сине-белый цвет станции, равномерное постукивание колес, вид уставших людей, сидящих в вагоне, делает дорогу скучной и однообразной.

3 СЛАЙД Давайте перенесемся в прошлое, когда по Троицкой дороге пролегал путь богомольцев в Троице-Сергиеву Лавру. До революции, наверное, не было такого человека, как из высших иерархов, так и из простых крестьян, который никогда хотя бы раз не побывал на богомолье в Троице-Сергиевой Лавре. Основной поток богомольцев всегда приходился на летние месяцы. В эту пору через Крестовскую Заставу Москвы, откуда начиналась дорога к Троице-Сергиеву монастырю, перемещались до 300 000 человек. Эта огромная масса людей шла в обитель тремя волнами. Крестьяне отправлялись в монастырь, начиная со Святой недели и до Троицына дня. Купцы направлялись поклониться в дни Петрова поста. Дворяне спасали души богомольем в дни Успенского поста. Ночевали паломники в придорожных трактирах и на постоялых дворах, которые построили по всему тракту предприимчивые люди. Народ же победнее коротал ночи дороге на траве и под деревьями.

4 СЛАЙД Началом прокладки современного пути Троицкой дороги можно считать XIVвек – еще при жизни преподобного Сергия, к нему через дремучие леса приходили люди, жаждущие духовного утешения. Такую традицию среди русских князей, а затем и Царей, положил благоверный князь Дмитрий Донской, который неоднократно ходил на исповедь к преподобному Сергию Радонежскому в его обитель. Известен факт, что перед Куликовской битвой в 1380 году он взял благословение у Преподобного в его обители. Вскоре, еще при жизни Преподобного Сергия, этот народный почин из отдельных паломничеств перешел в общий государственный и всенародный обычай, когда русские Самодержавцы, а за ними и вся православная Русь поставили себе в долг ходить на поклонение «в дом Пресвятой и Живоначальной Троицы» - Троице-Сергиеву Лавру. Царские походы к Троице на богомолье бывали ежегодно, иногда по два или три раза в год. Основными причинами этих походов были: «обещания» (по обету), говение (в постные дни) или какая-либо «государская радость». Считалось, что ни одного семейного счастья или государственного дела не начинали русские Самодержцы, не побывав у Троицы. Такую традицию среди русских князей, а затем и Царей, положил благоверный князь Дмитрий Донской, который неоднократно ходил к преподобному Сергию.
А богомолье Царей начиналось с Литургии в Успенском соборе Московского Кремля, где монарх получал благословение Патриарха на путь. Перед выходом процессии вперед высылался вооруженный отряд, чтобы очистить ее от «лихих людей». Вместе с отрядом шли люди, обслуживающие процессию. Походы со свитой и приближенными представляли собой уникальное зрелище.

5 СЛАЙД Со строительством железной дороги от Москвы до Сергиева Посада «богомолье к Троице» существенно изменилось по своей форме. Железная дорога своими удобствами «переманила» к себе большую часть богомольцев, прежде ходивших исключительно пешком. На долю «каменки», как тогда называлась старая Переславльская дорога, остались совсем неимущие, идущие «Христовым именем», простой «серый» люд или странники, вся жизнь которых состояла из таких богомольных переходов из одного монастыря в другой. Кроме того, еще одной категорией пеших богомольцев явились люди, идущие пешком к Троице по обету. Здесь можно было встретить людей всех возрастов и сословий. При этом известна продолжительность таких к тому времени таких редких пеших походов. Отмечается, что привычный богомолец неспешной походкой в ясный день мог пройти от Москвы до Троицы от 3 часов утра до 10 часов вечера, в то время, как непривычному понадобиться два дня.

Конец ХIХ века был периодом бурного развития капитализма в России. Многие московские купцы искали выгодного вложения денег. Дорога Москва – Сергиев Посад стала первой железной дорогой, построенной на частные инвестиции. Идея строительства Троицкой железной дороги тесно связана с двумя фамилиями. Это Федор Васильевич Чижов, который один из первых выдвинул идею строительства стальной магистрали, и купцы Мамонтовы. Постройка железной дороги началась с тщательных расчетов.

6 СЛАЙД У Крестовской заставы, где начиналось Ярославское шоссе, именуемое еще и Троицкой дорогой, И.Ф. Мамонтов в течение месяца ставил специальных людей для подсчета всех проходящих и проезжающих в сторону Сергиева Посада. Зачастую он и самолично просиживал начал у заставы, мысленно прикидывая будущие доходы, которые могли быть получены от перевозки пассажиров. Благодаря этим тщательным подсчетам известно, какое было в середине XIX века движение по Ярославскому шоссе. Вот эти данные за год: проезжало в экипажах более 150 тысяч человек, проходило пеших около 500 тысяч, провозилось различных грузов до 4 млн. пудов.

7 СЛАЙД Давайте с вами посмотрим маленький фильм про этого удивительного человека – Савву Мамонтова.

8 СЛАЙД Таким образом, в мае 1860 года началось строительство участка дороги до Сергиева Посада, в котором участвовало более 6 тыс. рабочих. 17 августа 1862 г., в московских газетах появилось сообщение: "Управление Московско-Ярославской железной дороги извещает, что с 18 числа августа открывается ежедневное движение от Москвы до Сергиева Посада, на первое время по два раза в день". Открытие железной дороги для публики состоялось 18 августа 1862 года. По воспоминаниям очевидцев, специальный поезд из Москвы в Сергиевский Посад отправился в три часа пополудни. Первыми пассажирами вместе с представительной комиссией, возглавляемой Андреем Ивановичем Дельвигом, был митрополит Московский Филарет (Дроздов), именитые акционеры и члены Правления Общества — И. Ф. Мамонтов, Ф. В. Чижов и Н. Г. Рюмин. После короткой остановки в Хотьково, в половине пятого поезд прибыл на станцию Сергиевский Посад. Весь путь был преодолён за полтора часа. С открытием железной дороги по пути следования было пять станций: Москва, Мытищи, Пушкино, Хотьково, Сергиев Посад. К открытию дороги в Германии были закуплены пассажирские вагоны, которые не имели тамбура, и пассажиры из торцевой двери вагона выходили на открытую площадку с поручнями. Немецкие вагоны имели одинарную обшивку, и уже осенью в них было холодно. Движение товарных поездов от Москвы до Сергиева Посада открылось с 3 октября 1862 г. Пассажирские поезда зимой курсировали дважды в день, а летом трижды.

9 СЛАЙД В настоящий момент на участке Ярославской железной дороге от Москвы до Сергиева Посада, расстоянием около 60 км, расположено 28 станций. Железнодорожные станции строились неравномерно. Можно выделить два этапа их строительства. Первый этап – дореволюционный. (1862-1915 гг.), в течение которого были построены 17 станций (Яуза, Лосиноостровская, Перловская, Мытищи, Тайнинская, Тарасовская, Клязьма, Пушкино, Мамонтовская, Зеленоградская, Софрино, Ашукинская, Калистово, Хотьково, Сергиев Посад). Некоторые из них были переименованы в советский период, но к настоящему времени к ним возвращены прежние названия. Второй этап строительства – советский период (1927-1961 года). Было построено 11 станций, названия которых сохранились неизменными до настоящего времени (Москва-3, Маленковская, Северянин, Лось, Строитель, Челюскинская, Заветы Ильича, Правда, платформа 43 км, Радонеж, Абрамцево, Семхоз).

- Теперь, ребята, мы с вами знаем историю Ярославской железной дороги, как она создавалась. Давайте теперь с вами отправимся в путешествие по дороге из Москвы в Сергиев Посад и узнаем ответы на многие вопросы. Например, такие «если есть станция Москва -3-я, то куда потерялась вторая?", "а Маленковская - это потому что станция маленькая?", "что мыли в Мытищах?" и "какие тайны таит Тайнинская?".

10 СЛАЙД Мы отправляемся от Ярославского вокзала. Наше внимание привлекает своебразное здание Ярославского вокзала. Маршрут начинается с Ярославского вокзала. Одной из главных современных достопримечательностей является его здание, построенное в 1904 году, в котором сочетаются элементы модерна и неорусского стиля. Проект был поручен академику Францу Шехтелю (1859-1926). Интересно, будет узнать, что ежедневно с вокзала отправляется 281 электричка и около 150 поездов. Самый продолжительный по времени рейс - это Москва-Владивосток (6 дней 19 часов) и Москва-Пекин (5 дней 13 часов). Внешний облик здания отразил дух эпохи того времени. До революции здание венчал двуглавый орел, в советское время и в наши дни серп и молот.

Следующая станция Москва-3 была открыта в 1929 году для нужд Экспериментального института путей сообщения (ныне - Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ)). Назвали станцию, исходя из того, что Ярославский вокзал – Москва-1, а грузовая железнодорожная станция "Москва-2" располагается на соединительной ветке с Ленинградской и Ярославской железной дорогой на Казанскую. Таким образом, следующая за ней станция третья по счету.

Недалеко от станции Маленковская находится храм Живоначальной Троицы при бывшем сиротском приюте для мальчиков имени братьев Петра, Александра и Василия Алексеевичей Бахрушиных, который был возведен в 1901-1903 гг. Его история восходит к 1895 году, когда известные московские благотворители, русские промышленники, владельцы кожевенного и суконного производства, братья Бахрушины сделали первое пожертвование на устройство в Москве сиротского приюта. Храм был расписан в русско-византийском стиле и богато украшен. В советские годы приют был закрыт, сейчас в храме возобновлены богослужения, но территория до сих пор не отдана Церкви. В 2003 г. при проведении реставрационных работ в алтарной части был открыт лик Спаса Эммануила кисти В. Васнецова. Братья Бахрушины жертвовали на благотворительность до 80% своего дохода. За эффективность Бахрушиных уже в XIX веке прозвали профессиональными благотворителями. Известно, что они построили первый в Российской Империи хоспис, вдовий дом на Софийской набережной, который в настоящее время занимает Роснефть. После революции иностранные журналисты спросили внучку одного из Бахрушиных, как теперь они собираются жить, оставшись без денег. Она ответила: «Ничего не жаль, была бы жива Держава».

За постройками с правой стороны станции Лось находится крупнейший лесной массив Москвы. В XV-XVIII вв. здесь были охотничьи угодья. С 1983 года образован национальный парк «Лосиный остров». Его площадь составляет 128 тыс. кв. км, что соответствует по площади трем Швейцариям. Может, раньше здесь действительно водилось много лосей, чему соответствует название парка, но сейчас в городской части Лосиного острова (внутри МКАД) живут только 8 взрослых лосей, а за МКАДом – около 50. Пересечь МКАД лоси самостоятельно не могут. Некоторые лоси носят ошейники со встроенным GPS маяком и немаленькой батарейкой, которой хватает примерно на полгода. На лосей охотятся бродячие собаки. Взрослого зверя им не поймать, а вот молодого лосенка съедят с удовольствием. Когда лоси выходят в город, их усыпляют, вывозят за МКАД на лосиную ферму, там дают прийти в себя и отпускают.

11 СЛАЙД Первая платформа за границей МКАДа – Перловская. Она названа по имени купца-чаеторговца Василия Семеновича Перлова (1841-1890 гг.), у которого здесь было имение. Платформа была открыта в 1898 году для обслуживания дачного посёлка Перловка, основанного около 1864 года. Мы воспринимаем чай, как русский национальный напиток. А ведь он стал популярным в Москве лишь в конце 18 столетия! И благодарить за это мы должны известную династию чаеторговцев Перловых, которые открыли первую чайную лавку и начали торговать чаем в розницу.

Следующая станция Мытищи. Название местности произошло от слова «мыт» - пошлина, которую собирали здесь с провозимых товаров. Еще при Елизавете Петровне стояла мытная изба у моста, в которой жил мытник, сборщик пошлины. Троицкая дорога вела в торговые города – Ярославль, Ростов, Владимир, Астрахань, поэтому товарооборот здесь был значительный. Другая версия происхождения названия такова – грабители ютились поближе к Москве и около Мытищ от них становилось посвободнее, приходилось терпеть последние мытарства – отсюда и Мытищи. Кроме того, Мытищи известны своей водой. Мытищинские ключи, входящие в состав огромного подземного бассейна, принадлежали к тем самородным ключам, которые назывались Студенцами. По преданию, громовой удар открыл присутствие в Мытищах подземных ключей. Родник, выбившийся на поверхность земли, от громовой стрелы, до сих пор назывался святым или громовым. Екатерина II, узнав, что москвичи испытывают недостаток хорошей питьевой воды, поручила инженеру Ф. Бауру (1734-1783 гг.) найти для Москвы запас воды. В 1779 году императрица подписала указ о строительстве водопровода под руководством Баура. В 1804 году, замечательная мытищинская вода пришла в столицу.  Сохранился участок этого первого московского водопровода - Ростовский акведук.
В Мытищах паровозы заправляли водой, о чем напоминают водонапорные башни с правой стороны дороги. При подъезде к Мытищам мы могли видеть такую краснокирпичную башню, ставшую ненужной после того, как дорога была электрифицирована. В 1940 г. в связи с реконструкцией Ярославского шоссе одна башня были уничтожена.

Следующая платформа – Тайнинская. Первоначальное название села Тайнинского-Тонинское (Танинское). По одной версии, название происходит от женского имени Татьяна, Таня. Но более вероятно другое предположение-название возникло от слова «тоня». Тонями называли запруды, предназначенные для рыбного лова и рыбного хранилища.

Одним из первых в дачном поселке около станции Клязьма устроился писатель Михаил Александрович Шолохов (1905-1984 гг.), тогда еще не слишком известный. Здесь писатель работал над романом "Тихий Дон", принесшим ему мировую славу.

В 1906 году в дачном поселке была возведена церковь Гребневской иконы Божьей Матери. К сожалению, пожар 2007 года лишил нас радости лицезреть старинную Церковь. Однако роковой пожар явил миру истинное чудо. Среди огня уцелела икона Гребневской Богоматери, которая известна со времен великого русского князя Дмитрия Донского. По преданию, ее вручили князю Дмитрию жители древнего городка Гребня в благодарность за ратный подвиг — после победы над Мамаем в 1380 году. Князь принял великую святыню – икону с почтением и благодарностью. И с тех пор икона, созданная неизвестным иконописцем, стала именоваться Гребневской. В 1912 году, рядом с ней выросла другая величественная церковь, которая по сей день радует не только сердца прихожан, но и всех, кто волею случая, оказался в этих местах. Воздвигнутая в честь 300-летия династии Романовых, она известна как Церковь Спаса Нерукотворного.

12 СЛАЙД Далее следует платформа Мамонтовская, которая была открыта в 1897 году. Получила она это название, потому что тут были дачи строителя Ярославской железной дороги С. И. Мамонтова и его брата Анатолия. Постройки не сохранились.

Приближаемся к станции Пушкино…В ХIV веке этой местностью владел боярин Григорий Александрович Морхинин, по прозвищу Пушка. Интересно, что Г.А. Морхинин являлся дальним родственником А.С. Пушкина. В настоящее время в центре города Пушкино стоит ему памятник. Интересно описание местности современного города Пушкино численностью около 120 тыс. чел. в конце XIX века: «Пушкино – одно из типичнейших подмосковных сел – это сплошной трактир. Всевозможные вывески питейных заведений разных цветов и рисунков украшают каждый дом в селе. Кабаки для Пушкино – «историческое» зло. Карамзин писал о Пушкино – здесь не избы, а красивые домики не хуже домов богатых поселян в Англии и других европейских землях. Зажиточность эта являлась благодаря доходам от богомольцев. Но страсть разорила многих...» (Ярцев, 1892).

Недалеко от Пушкина при речке Скаубе село Братовщина (соответствует станции Правда) – в старину главное место отдыха для государей-богомольцев, находящееся на полпути к Троице, а для крестного хода второй ночлег. Возвращаясь с Троицкого богомолья царь Борис Годунов получил в Братовщине грустное известие о болезни жениха своей дочери Ксении, Датского принца Иоанна. Императрица Анна Иоанновна соорудила здесь в 1730 году каменную церковь, а Елизавета Петровна построила деревянный дворец на каменном фундаменте с 27 комнатами. Были около дворца и другие постройки, а в саду беседки и пруды с рыбой. Братовщина славилась в старину своими рыбными прудами, в которых ловили рыбу сам Патриарх Никон. В Братовщине произошла встреча Михаила Феодоровича Романова духовенством и боярами. Юный царь, помолившись у преподобного Сергия, возвратился в столицу и был встречен митрополитом, боярами и множеством народа. Елизавета Петровна любила Братовщину – отдыхала во дворце, любовалась сельской жизнью, одаривала крестьян и крестьянок богатыми платьями. В придворной церкви в присутствии императрицы были обвенчаны две или три крестьянские свадьбы. Благовещенский храм был построен в 1815 г. вместо обветшавшего, из камня от фундамента, недостроенного Екатериной II путевого дворца, строительство которого начала еще Елизавета Петровна.

Софрино являлось поместьем царевны Софьи Алексеевны, от чего и получило название (прежде называлось Софьиным). В настоящее время поселок известен одноименным предприятием «Софрино» по производству церковной утвари и икон. Начало предприятию положили мастерские по производству церковной утвари и икон, открытые после войны в Новодевичьем монастыре. Возрождение производства церковной продукции в первые послевоенные и в последующие годы находилось под постоянным отеческим попечением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. По его благословению тружениками Производственных мастерских была выполнена уникальная работа – серебряная чеканная икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому». Это произведение высокого художественного уровня, не уступающее лучшим дореволюционным образцам. Оно хорошо известно паломникам, посещающим Троице-Сергиеву Лавру. Это священное изображение пребывает в древнем Троицком соборе святой обители, над ракой с мощами Игумена Земли Русской. В настоящее время общая площадь завода – 12 гектаров, здесь работает около 3 тысяч высококлассных специалистов – жителей поселка Софрино, а также близлежащих городов: Пушкино, Красноармейска, Сергиева Посада, Александрова и других. Многие приезжают из Москвы.

В пяти километрах от станции Радонеж расположена Преображенская церковь, построенная в 1836—1842 годах на месте дома родителей преподобного Сергия, где они жили после переезда из Варницы. Там же располагается один из известнейших памятников преподобному Сергию, который установлен в год 1000-летия Крещения Руси.

От станции Абрамцево налево идет пешеходная дорожка в музей-усадьбу Абрамцево, в которой жил с большой своей семьей писатель С. Т. Аксаков, а потом С. И. Мамонтов. Именно здесь возникло объединение художников, вошедшее в историю русского искусства под названием «Абрамцевский художественный кружок». В него входили В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, М.А Врубель, К.А Коровин, В.И. Суриков, И. С. Остроухов, В.А. Серов, М. М. Антокольский. В 1977 абрамцевский музей получил статус музея - заповедника.

Исстари кто ездил или ходил на богомолье к преподобному Сергию, не миновал и основанного ранее Лавры Хотьковского Покровского монастыря, где погребены родители преподобного Сергия, в схиме Кирилла и Марии. Хотьковский монастырь издавна славиться рукоделиями своих монахинь. Существует предание о том, с которых пор это повелось. Петр I, проезжая мимо Хотьковского монастыря по Троицкой дороге, увидел в нем много послушниц. Царь пожелал избавить их от праздности, поэтому выписал монастырю мастериц из Голландии, которые научили их прясть тонкие нитки, ткать лучшие холсты и плести кружева – и с тех пор рукоделие стало одной из «визитных карточек» монастыря. В настоящее время монастырь восстановлен после советского периода, на его территории действует приют для девочек.

Семхоз – предпоследняя станция на отрезке Ярославской железной дороги Москва – Сергиев Посад. Расположена в 66 километрах от Ярославского вокзала города Москвы. Платформа построена в 1927 г. До 1932 года носила название «Блокпост 66 км». Нынешнее название связано с тем, что в годы советской власти рядом с платформой располагались участки семейных хозяйств, от которых и образовано название платформы.

13 СЛАЙД Конечный пункт нашего маршрута – Сергиев Посад – называют сердцем России. Подтверждением того, что Сергиев Посад является духовным центром России, является то, что, по нашим расчётам, в черте города расположено около 30 храмов (трудность точного определения количества заключается в том, что на территории города расположены как многочисленные подворья Лавры, так и приходские храмы Московской епархии). Название города очень часто менялось. В 1782 г., по указу Екатерины II, слиянием нескольких сел был образован город Сергиевский Посад. В 1919 г. постановлением советских губернских властей город был переименован в Сергиев. А в 1930 г. город, а вместе с тем и станция, получили название Загорск в честь секретаря московского комитета партии большевиков В.М. Лубоцкого (Загорского), погибшего в 1919 г. от взрыва бомбы. В 1991 г. городу было возвращено не его историческое название, а усеченная разговорная форма, которая прижилась вXIX в. – Сергиев Посад. На вокзальной площади расположен памятник Савве Мамонтову – главному меценату строительства железной дороги Москва – Сергиев Посад.

Троице-Сергиева Лавра, как и столетия назад, готова и сегодня гостеприимно принять под свои своды каждого человека, пришедшего поклониться игумену Земли Русской – преподобному Сергию Радонежскому.

Рефлексия

- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вы, наверное, удивлены, насколько интересными могут быть на первый взгляд обычные места вокруг нас.

- Что вы, ребята, открыли нового для себя после нашего путешествия?

-Почему Троицкая дорога играет и играла всегда такое важное значение?

- Почему надо узнавать больше про историю, достопримечательности мест, где мы с вами живем и каждый день, может быть, ходим, не замечая ничего вокруг?

Нет на нашей матушке-земле уголков, которые не имели бы за своими плечами богатой истории, восхищающей и поражающей своим величием человеческий ум, будь то история малозабытой деревеньки или крупного города. Я желаю вам быть любознательными, любить свою Родину, наши родные святые места, связанные с преподобным Сергием Радонежским. Давайте в следующий раз совершим путешествие по нашему родному городу, и узнаем много всего интересного!

Благодарю за внимание!

Список использованной литературы

  1. Дороги северо-востока Подмосковья в 1812 году// Подмосковный краевед (интернет-журнал)
  2. Из Москвы в Сергиев Посад. От Крестовской Заставы до Троицкой обители. Путеводитель для автомобилистов (со схемами маршрутов) – М.: Научный мир, 2011. – 104 с.
  3. Забелин И. Троицкие походы. Московск. Губ. Вед. 1846 № 46-48.
  4. Карамзин. Исторические воспоминания по пути к Троице. Вестник Европы, 1802,ч.4№15, ч.5 №17.
  5. Краткая иллюстрированная история станций и платформ железной дороги Ярославского направления от Москвы до Мытищ// Подмосковный краевед (интернет-журнал)
  6. Свято-Троицкая Лавра. Путеводитель – Сергиев Посад: СТСЛ, 2010. – 400 с.
  7. Смирнова Т.В. По железной дороге из Москвы в Сергиев Посад. – Сергиев Посад: ООО «ВДВ «ПАК»», 2012 – 64 с.
  8. Снегирев И. Путевые записки о Троицкой Лавре. М. 1840
  9. Хроника «дачного бума» к северо-востоку от Москвы II пол. ХIX - нач. XX в.// Подмосковный краевед (интернет-журнал)
  10. А.Ярцев На богомолье в Троице-Сергиеву Лавру (По поводу торжественного крестного хода в память 500-летия кончины Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца.). Москва. В Университетской типографии. 1892 – с. 72.

Список использованных источников информации

  1. Дороги северо-востока Подмосковья в 1812 году // Подмосковный краевед (интернет-журнал)
  2. Из Москвы в Сергиев Посад. От Крестовской Заставы до Троицкой обители. Путеводитель для автомобилистов (со схемами маршрутов) – М.: Научный мир, 2011. – 104 с.
  3. Краткая иллюстрированная история станций и платформ железной дороги Ярославского направления от Москвы до Мытищ // Подмосковный краевед (интернет-журнал)
  4. Натурные наблюдения и беседы
  5. Регионы России. Статистический сборник, 2013
  6. Свято-Троицкая Лавра. Путеводитель – Сергиев Посад: СТСЛ, 2010. – 400 с.
  7. Смирнова Т.В. По железной дороге из Москвы в Сергиев Посад. – Сергиев Посад: ООО «ВДВ «ПАК»», 2012 – 64 с.
  8. www. wikipedia.ru – данные по станциям
  9. Хроника «дачного бума» к северо-востоку от Москвы II пол. ХIX - нач. XX в.// Подмосковный краевед (интернет-журнал)