Педагогическая цель: способствовать развитию речи, творческого мышления учащихся; создать условия для развития умения составлять рассказ по репродукции картины.
Тип урока: решение учебной задачи.
Планируемые результаты (предметные): понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознавать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Личностные результаты: осознавать эстетические потребности и ценности, высказывать своё отношение к картине.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: высказывают своё предположение на основе работы с репродукцией картины.
Познавательные:
- общеучебные – извлекают необходимую информацию из произведения живописи;
- логические - умеют строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, выдвигают гипотезы и обосновывают их.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Основное содержание темы: сочинение по картине.
Образовательные ресурсы: репродукция картины А.А. Рылова “В голубом просторе”.
Ход урока
Этапы урока | Формы, методы. методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Мотивирование к учебной
деятельности (Организационный момент) |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя. |
Приветствие учащихся. - Проверим готовность к уроку. |
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо. |
п п п р р р пе ре пе ре пе ре репродукция пейзаж простор |
Выполняют письмо по образцу. | Вырабатывают каллиграфический почерк. | |
III. Постановка учебной задачи. Лексическая работа |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя. |
- Ребята, почему вы прописывали именно
эти слова? - Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? - Сформулируйте тему и задачи урока. |
Высказывают свои предположения. | Формулируют тему и задачи урока. | |
- Сегодня мы будем писать сочинение по репродукции картины А. А. Рылова “В голубом просторе”. | Слушают учителя, рассматривают репродукцию. | ||||
- Найдите в толковом словаре значение написанных слов. | Работают с толковыми словарями,
отвечают на вопросы учителя. Приложение 1. |
||||
IV. Усвоение новых знаний и способов
действий. 1. Рассказ о жизни и творчестве А.А. Рылова |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя. |
Рассказывает о жизни и творчестве А.А.
Рылова. Приложение 2. |
Слушают учителя, рассматривают портрет художника. | Знакомятся с творчеством художника и историей создания картины. | |
Физкультминутка | Коллективная. Практический. |
А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело! |
Выполняют движения по тексту под руководством учителя. | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни. | |
2. Развитие речи. Беседа по содержанию картины |
Коллективная. Словесный, творческий. Беседа, устный рассказ. |
- Итак, что такое пейзаж? | Рассматривают картину и отвечают на
вопросы учителя. - Пейзаж – это изображение природы. |
Владеют диалогической речью, строят монологические высказывания. | |
- В каких видах искусства мы встречали
этот жанр? - Можно ли считать картину А.А. Рылова пейзажем? Что изображено на этой картине? |
- В живописи, литературе. - Да, это пейзаж. - Здесь дано изображение природы: небо, море, пустынный скалистый берег, гордые и прекрасные птицы. |
||||
- Какое время года изображено на этом полотне? Что позволяет нам сделать такой вывод? | - Это весна: птицы возвращаются с юга домой, к северным берегам. Тёмно-зелёные морские волны кажутся ещё холодными, но в них уже отражаются лучи солнца. Рыжий берег пустынен, на нём видны последние остатки снега. Небо ярко-голубого цвета, как это бывает весной. | ||||
- Прочитайте ещё раз название картины. Как, с помощью изобразительных средств создаётся здесь ощущение простора, широты? |
- “В голубом просторе”. - С помощью изображения безграничного неба и бескрайнего моря; с помощью изображения движения волн, ветра, птиц, корабля. |
||||
- Какое настроение вызывает просмотр этой картины? | - Радости, надежды. | ||||
- Какие радости жизни хотел передать художник на этой картине? | Радость голубого неба, ликование от свободного и быстрого полёта, счастье возвращения на родину, домой, ощущение лёгкости и бодрости от свежего ветра, дующего над морем. | ||||
- Что изображено на переднем плане? | Облака и лебеди, они как бы летят навстречу солнцу, которое скрыто за облаками, но о его присутствии мы можем догадаться по тени, падающей на птиц и облака. | ||||
- Каков колорит картины? Какие краски в
ней преобладают? - Два повторяющихся цвета помогают построить композицию картины: сине-голубое небо - тёмно-синее море, белые лебеди и облака – белые паруса корабля. В правом нижнем углу – остров, земля на нём коричневато-рыжеватого цвета, но и он покрыт остатками белого снега. |
- При написании картины художник использовал два цвета: белый и синий со всеми его оттенками. | ||||
3. Составление плана | Коллективная. Практический. |
- Сколько частей должно быть в сочинении? Назовите. | - В сочинении должно быть три части: вступление, основная часть, заключение. | Рассматривают репродукцию картины по данным вопросам, обсуждают план предстоящего сочинения (под руководством учителя). | |
- Вы усвоили структуру общего
плана сочинения. План состоит из трёх частей,
которые должны быть соразмерными (вступление и
заключение значительно меньше по объёму, чем
основная часть. Основная часть может включать в себя несколько пунктов, раскрывающих содержание картины. |
I. Вступление. II. Основная часть: 1) Голубой простор. 2) Вольные птицы. 3) Пустынные берега. 4) Цвет и настроение картины. III. Заключение. |
||||
4. Написание сочинения | Индивидуальная Творческий, практический. |
- Составьте по картине рассказ и запишите его в тетрадь. | Составляют рассказ по картине и записывают в тетрадь. | Составляют рассказ по картине и записывают в тетрадь. Владеют письменной речью. | |
5. Чтение сочинений | Чтение, беседа. | - Прочитайте свои сочинения. | Читают сочинения. | Осмысленно читают тексты. Анализируют сочинения, соотносят их с картиной. Высказывают своё мнение. | |
V. Рефлексия учебной деятельности | Фронтальная. Словесный. Беседа. |
- Чем занимались на уроке? - Как вы оцените свою работу на уроке? - Что получилось хорошо? - Что вызвало затруднения? |
Отвечают на вопросы. | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. | |
VI Подведение итогов урока | Коллективная. Словесный. |
- Чьё сочинение вам больше всего понравилось? | Отвечают на вопрос. | Открыто осмысливают и оценивают деятельность своих одноклассников на уроке. Проявляют эмоциональную отзывчивость. |
Приложение 1
Пейзаж
1. Общий вид какой-нибудь местности.
Волжский пейзаж.
2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.
Пейзажи русских художников.
Репродукция
1. Воспроизведение картин, рисунков путём фотографии, клише (спец.)
2. Картина, рисунок, воспроизведённые типографическим способом.
Яркие репродукции.
Простор
1. Свободное, обширное пространство.
Степные просторы.
2.Свобода, раздолье.
Колорит
1.Соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.
Тёплый, холодный, яркий колорит.
2.Отпечаток чего-нибудь, совокупность особенностей (времени, местности, характера).
Местный колорит.
Композиция
Построение произведения, обусловленное особенностями данного вида искусства, содержанием, назначением, замыслом автора. В картине – это расположение предметов на плоскости холста. Художник располагает детали – линии, пятна цвета и света так, чтобы сделать произведение цельным и выразительным. Своей композицией художник не только показывает происходящее, но одновременно объясняет его. Композиция придаёт произведению единство и завершенность.
Приложение 2
Аркадий Александрович Рылов (1870-1939) – известный русский живописец.
Вырос в городе Вятка, расположенного на берегу широкой судоходной реки Вятка, притока Камы. Леса подступали тогда к самому городу. Вместе с двумя братьями Аркадий с детства приобщился к природе, полюбил её.
В 14-15 лет мальчиков уже отпускали в поездки по реке с ночёвкой. Незабываемы были эти дни беспредельной свободы, вечера у костра. А какое счастье нестись с быстротой птицы на парусах под свежим ветром! Какое ощущение простора, полёта!
Без таких впечатлений детства, как считал Аркадий Александрович, он не стал бы художником. “Жизнь у костра, у воды, среди дикой нетронутой природы воспитала во мне художника-пейзажиста”, - вспоминал он.
После окончания реального училища Аркадий отправляется в Петербург, чтобы стать художником. В академии художеств ему повезло: он стал учеником знаменитого пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи.
Учитель возлагал большие надежды на этого скромного паренька с умными глазами, из которого – он был уверен – вырастет настоящий художник. И Рылов оправдал эти надежды. Картина “Зелёный шум”, созданная им в 1904 году, прославила его имя не только на Родине, но и за границей.
Рылов мечтал жить тихой, сосредоточенной жизнью, творить на природе, никогда не расставаться с ней. Дома у него даже был кусочек леса: росли в горшках берёзки, ёлочки, сосенки, жили муравьи, ящерка, птицы. Каждую зиму художник скупал на рынке птиц; лечил их, если нужно было; держал в мастерской без клеток, а весной выпускал на волю. И птицы всё чаще становились героями его картин.
Однажды летом на Каме Рылов увидел двух летящих лебедей. Громадные белые птицы, пронзительно-голубое небо, рыжая вода – это видение заворожило художника. Он создаёт картину “Лебеди над Камой”, которая стала вариантом картины “В голубом просторе”. Картина имела большой успех. Знаменитый московский журналист, писатель и поэт Владимир Алексеевич Гиляровский посвятил ей стихи.
Камою жёлтою лебеди белые
Тянутся к северу, в тундры холодные,
Мчатся красивые, гордые, смелые,
Вечно могучие, вечно свободные!
С жаркого юга, лучами спалённого,
К озеру в тень под берёзы плакучие
Манят их радости “шума зелёного”
Свежестью бодрою, силой могучею.
Это было в 1913 году. А зимой 1918 года художник пишет картину “В голубом просторе”.
Создавал он её в тяжелейших условиях, работая в промёрзшей мастерской в шубе и валенках, растапливая остатками мебели печурку, чтоб только не замёрзли руки и краски. Но трудности только подстёгивали художника.
... Легко и свободно парят прекрасные белые птицы в пронизанном светлом голубом просторе. Вздыхают внизу сине-зелёные, тяжёлые морские воды. И нас словно обдувает свежим северным ветром, манит море, охватывает чувство свободы и простора.
Литература.
1. Воробьева В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. – Тула “Родничок”, - Москва “Астрель” “АСТ”, 2006.
2. Кислякова Е.В. Технологические карты уроков по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. – Волгоград: Учитель, 2013.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е издание, дополненное, - Москва, 1997.