Использование мультимедийных средств для проведения Дня памяти, посвященного снятию блокады Ленинграда

Разделы: История и обществознание


Впервые термин «мультимедиа» появился в 1965 году для описания театрализованных шоу, с использованием слайдов, видео- и аудиофрагментов. С латинского языка «мультимедиа» можно перевести на русский как « много сред». Сегодня существует много различных определений, например, такое  мультимедиа –  это компьютерное программное обеспечение, формирование которого связано с обработкой и  представлением информации разных типов.

В нашей стране за последние годы многие преподаватели начали использовать возможности современных компьютеров и телекоммуникаций непосредственно в учебной и воспитательной работе. За счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видеоинформации, анимации такие средства обладают большим эмоциональным зарядом. Поэтому не удивительно, что в организации и проведении групповых и общих колледжных мероприятий стали  использовать новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, которые нашли самое разнообразное применение.

Мультимедиа используются у нас в колледже на День знаний, на праздник «День первокурсника», на музыкально-литературных композициях, на выпускных мероприятиях, театрализованных представлениях и ,конечно, на литературно-исторических и музыкальных вечерах.

Преподаватели гуманитарного и социально-экономического цикла имеют определенный опыт в организации и проведении общеколледжных   мероприятий – это конкурс электронных презентаций «Мой Петербург»,турнир «Знатоки Санкт-Петербурга» и День Памяти, посвященный снятию блокады Ленинграда.   Использование мультимедиа-технологий порождает новые формы организации и проведения различных мероприятий, имеет свои положительные и отрицательные стороны.

  • Ускорение процесса осуществления замысла, его материализация в виде, схем, карт, фотографий.
  • Возможность мобилизовать ресурсы образного мышления.
  • Расширение возможностей поисковых действий, которые теперь совершаются компьютером
  • Разгрузка умственной деятельности от  рутинной работы.
  • Обладают большим эмоциональным зарядом, т.к. одновременно используется графическая, звуковая, фото и видео информация
  • Студенты изучают тот материал, который им интересен, реализуя свои индивидуальные способности и предпочтения.
  • Развиваются навыки совместной работы и коллективного познания.
  • Ограничивается живое общение между участниками мероприятия, которое заменяется на общение  в  виде диалога с компьютером.
  • Использование видеофрагментов и документальной хроники позволяет передать в динамике процессы и явления, прочувствовать историческое событие.

Современная методика изучения общественных дисциплин, в том числе истории и истории и культуры Санкт-Петербурга предполагает не только передать определенные знания по предметам студентам, но и выполнить еще одну, с нашей точки зрения, важную задачу - воспитывать студентов на примере отечественной истории и истории родного города.

Воспитание студентов  на примерах мужества и героизма русских людей, на лучших традициях петербургской культуры дает возможность педагогам  развивать духовный потенциал студентов. Эта задача выполняется не только на уроках, но и во внеурочное время на различных мероприятиях, которые организуют педагоги  социально-гуманитарного цикла.

Чтобы выполнить эту задачу современный педагог должен  владеть общими  и профессиональными компетенциями, освоить новые методические модели, эффективные формы  обучения, включающие разные виды деятельности студентов и педагогов, как этого требует ФГОС СПО.

Перспективными видами учебной деятельности можно считать  проектную деятельность, моделирование (игровая деятельность), коммуникативный диалог (дискуссионную  деятельность), самостоятельное изучение источников (исследовательская деятельность) и использование для этого информационных технологий.

День памяти, посвященный снятию Блокады Ленинграда, проходит у нас в колледже каждый год. Это мероприятие организуется силами комиссии гуманитарного и социально-экономического цикла и комиссии  дисциплин художественно-эстетического цикла.

ЗАДАЧИ, которые были поставлены перед началом подготовки мероприятия ,посвященного снятию блокады Ленинграда.

  • Продолжать знакомить с событиями истории Отечества XX века: Великая Отечественная война, сражение за Ленинград, блокада Ленинграда.
  • Воспитывать уважение к истории  своего Отечества, чувства гордости за свой народ.
  • Воспитывать патриотические чувства у молодежи.
  • Заложить умения самостоятельно работать с разнообразными источниками: литературными, историческими, работать в Интернете и программе Microsoft PowerPoint.
  • Развивать творческий потенциал студентов, формировать свое мнение.

Мероприятие «Снятие Блокады» проходит на первой неделе второго учебного полугодия в Актовом зале колледжа. В мероприятии принимают участие студенты второго курса на базе 9-х классов Подготовка к мероприятию. занимает семестр, а иногда и три семестра, в это время ведется исследовательская  и проектная деятельность.

Какая же работа предшествует мероприятию?

  • Изучение  курса Истории Отечества и курса Истории и культуры Санкт-Петербурга.
  • Самостоятельный выбор темы  для творческой работы и отбор материала: иллюстрации, фотографии, цитаты, документы, текстовый материал в рамках выбранной проблемы, видео хроника и музыка.
  • Экскурсионная работа со студентами.
  • Знание программы Microsoft PowerPoint.
  • Умение работать в Интернете.
  •  Создание  презентаций по теме; «Блокада Ленинграда» и «Дети Ленинграда».
  •  Выставка фотографий.
  • Разучивание песен о Ленинграде.
  • Внеклассное мероприятие на тему « Великая .Отечественная война и моя семья».

В течении длительного времени  педагоги нашей цикловой комиссии организовывали экскурсии пешеходные и автобусные по Санкт-Петербургу, музеи нашего города, организовывалась внеклассная работа по подготовке и проведению мероприятия, посвященного снятию блокады Ленинграда. Студенты готовясь к мероприятию. собирали документальный и исторический материал, используя все источники, включая интернет, самостоятельно фотографировали памятники, героев войны, родных и близких, документы из личных и музейных архивов.
Итогом данной работы было создание презентаций по Великой Отечественной войне и Блокаде Ленинграда. Заранее студентов знакомим с требованиями к созданию и оформлению презентаций. В ходе этой работы студенты совершенствуют как общие компетенции (ОК2,ОК3,ОК4,ОК5,ОК6,ОК7) , так и профессиональные (ПК1.ПК.2).

Они должны  уметь:

  • Представить свою электронную презентацию, выразить свое отношение к данной проблеме, объяснить ее актуальность.
  • Подобрать документальный видео и фото материал.
  • Ответить на вопросы, защитить свою позицию.
  • Выполнить проблемное задание, поставленное  педагогом или студентом перед просмотром презентации.
  • Участвовать в дискуссии в группах с противоположными мнениями

Перед студентами появляется возможность сопоставлять, отбирать нужный документальный материал, думать и обосновывать свои решения. И не важно, что в ходе совместного поиска могут возникнуть разные точки зрения, противоположные выводы. Подбор и интерпретация материала отражают современный взгляд на историю  Великой Отечественной войны, Блокады Ленинграда и нашей страны. С ним можно согласиться, а можно и не соглашаться, важно, чтобы было интересно, а студенты не оставались равнодушными.

Такая методика  позволяет приблизить студентов к непосредственным событиям и их участникам, показать обыкновенных и выдающихся личностей на фоне исторических событий и проблем, свойственных каждому историческому периоду.

Следующий этап подготовки мероприятия – это создание презентации для показа в Актовом зале, подготовка ведущих к мероприятию:

  • Отбор исторического и литературного материала.
  • Отбор фотографий, плакатов, схем и видео хроники.
  • Подбор звукового материала и музыки.
  • Разучивание песен о Ленинграде и блокаде.

День Памяти, посвященный Блокаде Ленинграда по времени занимает 30-40 минут. Главное, не только рассказать о событиях блокады, а дать почувствовать, что же это было за время  и как люди смогли ни только выжить, выстоять, но и бороться против врага. Мультимедийные средства и помогают достигнуть этого результата.

Возможно, что с помощью  создания электронных презентаций и использования новых технологий мы начнем воспитывать новое поколение свободных людей, которые умеют мыслить творчески и самостоятельно, а значит, любят свою Родину и заботятся о ее процветании.

Выводы:

  • Мультимедиа обеспечивает множественные каналы подачи информации и создает условия, когда различные среды дополняют друг друга.
  • Способность в наглядной форме представить различного рода процессы, явления, события.
  • Ориентация на индивидуализацию обучения в условиях коллективной деятельности, в рамках единого воспитательного процесса.
  • Работа с мультимедиа приучает к аккуратности, вниманию, четкости.
  • Средства графики, музыкальные фрагменты снимают напряжение.

На сегодняшний день актуальным будет комплексный подход к использованию мультимедиа-технологий в воспитательном и образовательном процессе. Используя мультимедиа средства, современный педагог должен помнить, что – это технические средства, которые не могут заменить педагога и являются его помощником и в учебной  и в воспитательной деятельности.