Тип урока: повторение и закрепление знаний, использую метод ключевых учебных ситуаций.
Образовательная цель: получение учащихся, усвоивших основные знания в данной теме:
- механическое движение – это изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени;
- основная задача механики – определение положения тела в любой момент времени;
- траектория движения – линия, вдоль которой движется тело;
- путь – физическая величина, равная длине траектории, пройденной телом за некоторый промежуток времени;
- перемещение – отрезок соединяющий начальное и конечное положение;
- при равномерном движении путь прямо пропорционален времени движения;
- график прямой пропорциональности – прямая, проходящая через начало координат;
- скорость равномерного движения – это физическая величина, характеризующая быстроту движения тела; она определяется отношением пути, пройденного телом, к отрезку времени, за которое был пройден этот путь.
Цель по развитию учащихся: подготовка учащихся, овладевших следующими видами деятельности:
- получать понятие “механическое движение”;
- получать понятие о физических величинах “путь”, “перемещение”, “координата”, “скорость”;
- получать график прямо пропорциональной зависимости пути от времени, координаты от времени с учетом погрешности;
- строить графики зависимости пути от времени, координаты от времени и скорости равномерного движения от времени;
- вычислять скорость, путь, перемещение и координату равномерного движения.
Задачи урока:
- повторить основные понятия и физические величины прямолинейного равномерного движения;
- создать условия для развития личности учеников в процессе их деятельности;
- способствовать развитию практических навыков и умений;
- научить выделять главное, сравнивать, развивать способности к обобщению, систематизации полученных знаний.
Этапы проведения урока:
- Организационный момент.
- Актуализация ранее усвоенных знаний.
- Системная актуализация.
- Контроль и самопроверка знаний.
- Рефлексия.
Ход урока
I. Актуализация раннее усвоенных знаний. (Решение качественных задач. Они позволяют учителю понять, как учащиеся усвоили теоретический материал по данной теме.)
1. Туристы перешли с одного берега озера, где располагалась их база, на другой и, посмотрев на часы, решили устроить краткий отдых. Стояла тихая погода, и им были хорошо слышны передачи радиоузла базы; поэтому последние известия они смогли прослушать, выключив свой транзистор. После этого один из туристов заявил, что расстояние до базы – почти 3 км. Каким образом он определил это расстояние? (Турист знал, что скорость звука воздухе при 20oС 340м/с. Он заметил, что сигналы точного времени, передаваемые по радио, слышны вначале из радиоприемника, а спусти некоторое время – с базы. Определив время запаздывания, он по формуле s = vзвt рассчитал расстояние до базы.)
2. Выехав рано утром из города на ровное и пустынное шоссе, шофер решил устроить первую остановку ровно через час. Как ему выполнить свое намерение, не смотря на часы? Радиоприёмник в автомобиле отсутствует. (В любом автомобиле есть счетчик пути и спидометр. Поэтому шофер должен поддерживать постоянной взятую скорость движения и дождаться увеличение километража пробега на величину, численно равную этой скорости.)
3. “Мировой рекорд” по прыжкам в высоту среди животных принадлежит маленькой южноафриканской антилопе. На какую высоту прыгнет антилопа, если она отталкивается от земли вверх со скоростью 12 м/с? (7,2 м.)
4. Человек, плывущий по реке на лодке, держится середины реки, если плывет по течению, и старается держаться около берега, если плывет против течения. Почему он так делает? (В первом случае скорость его перемещения возрастает благодаря значительной помощи течения, у которого скорость на середине реки наибольшая. Во втором случае течение реки будет мало мешать движению, поскольку у берегов скорость воды в реке всегда меньше, чем на середине.)
II. Решение задач
1. Даны уравнения движения трех различных тел, заданные в одной и той же системе координат: x1 = -20 +5t; x2 = 10 -4t; x3 = 2t. Все данные указаны в СИ.
Определите начальные координаты и проекции скоростей для каждого тела. Постройте графики зависимости координаты и проекции скорости от времени для каждого из движущихся тел.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||||||||||||||||
Запишите значения начальных координат для каждого из тел. | х01=______; х02=______; х03=______. |
||||||||||||||||||
Запишите значения проекций скоростей для каждого из тел с учетом знака проекций. | vх1=______; vх2=______; vх3=______; |
||||||||||||||||||
Заполните таблицы значений координат тел для двух выбранных моментов времени. |
|
||||||||||||||||||
Изобразите на графике координаты, которые занесены в таблицы для каждого из тел. Проведите через построенные точки графики зависимости координаты от времени для каждого из тел. | |||||||||||||||||||
Пользуясь результатами нахождения проекций скоростей, изобразите точки, соответствующие проекциям скоростей тел и постойте графики для каждого из тел. |
Первую задачу решают учащиеся совместно с учителем. Потом предлагаем учащимся самим сформулировать задачи на нахождения начальной координаты, проекции скорости, координаты в определенный момент времени и построение графиков зависимости координаты и проекции скорости от времени.
2. Из двух пунктов А и В, расположенных на расстоянии S = 800 м друг от друга, одновременно навстречу друг другу начинают двигаться прямолинейно и равномерно два пешехода. Первый из них, вышедший из пункта А, движется равномерно со скоростью 4,5 км/ч. С какой скоростью движется второй пешеход, вышедший из пункта В, если встреча пешеходов произошла через 6 мин после начала движения? На каком расстоянии от пункта А встретились пешеходы?
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Выберете систему координат для описания движения пешеходов. | Координатную ось направим _________ Тело отчета поместим в точку ________ |
Запишите уравнение движения пешехода, вышедшего из пункта А, в выбранной системе координат. | х1(t)=_______________________ |
Чему равна начальная координата первого пешехода? | х01=______ |
Чему равна конечная координата первого пешехода в момент времени со вторым пешеходом? | х1=______ |
Чему равна величина проекции скорости первого пешехода? | vх1=______ |
Запишите уравнение движения второго пешехода, вышедшего из пункта В, в выбранной системе координат. | х2(t)=_______ |
Чему равна начальная координата второго пешехода? | х02=______ |
Чему равна конечная координата второго пешехода в момент времени с первым пешеходом? | х2= ______ |
Чему равна величина проекции скорости второго пешехода? | vх2=______; |
Каков знак проекции скорости второго пешехода? | |
Составьте систему из уравнений движения обоих пешеходов с учетом того, что в момент встречи координаты пешеходов одинаковы. | х1 = х2 |
Проанализируйте данную систему уравнений и покажите, что она может быть решена относительно неизвестных v2 и х. | v2 __________ х _________ |
Запишите ответ в общем виде для координаты точки встречи пешеходов. | |
Проверьте наименование искомых величин по полученным формулам. |
Вторую задачу решают учащиеся совместно с учителем. Потом предлагаем учащимся самим сформулировать задачи на определение скорости движения, место встречи и время встречи.
III. Решение теста по теме “равномерное прямолинейное движение” с последующий проверкой и разбором заданий 3 и 5. (15 минут)
1. Движутся три тела: улитка по стеблю растения (1), моторная лодка по поверхности воды (2) и реактивный самолет в небе (3). Движение тела можно характеризовать траекторией
1) только в случае 1
2) только в случае 2
3) только в случае 3
4) во всех трех случаях
2. Наблюдатель у палатки фиксирует с помощью прибора расстояние до всадников, которые скачут в степи с постоянной скоростью. Результаты его измерений представлены в таблице.
t, с | 0 | 4 | 8 | 12 | 16 |
S1, м | 430 | 410 | 390 | 370 | 350 |
S2, м | 170 | 210 | 270 | 310 | 350 |
1) оба всадника удаляются от палатки
2) расстояние между всадниками постоянно сокращается
3) первый всадник приближается к палатке, второй – удаляется от нее
4) на шестнадцатой секунде всадники встретились
3. Муха равномерно переместилась по отрезку длиной 80 мм за 2 с. Чему равна скорость мухи?
Ответ: _________ м/с (0,04)
4. Уравнение движения тел имеют вид: x1 = -200 + t; x2 = -20t; x3 =0. Как и в каком направлении движутся тела?
К каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию второго столбика. Цифры могут повторяться. (231)
Тело | Вид движения |
А) первое | 1) покоится |
Б) второе | 2) равномерно по оси |
В) третье | 3) равномерно против оси |
5. Тело движется прямолинейно вдоль оси ОX согласно зависимости координаты от времени x(t) = -8t + 3 (м). Чему равна координата этого тела через 5 с после начала движения?
После решения теста, учащиеся совместно с учителем проверяют ответы теста и разбирают у доски 3 и 5 задания.
3. Муха равномерно переместилась по отрезку длиной 80 мм за 2 с. Чему равна скорость мухи?
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Читаем внимательно условие задачи. | Читают условие и вникают в смысл задачи. |
Выясняем что известно в данной задачи. | Путь, время. |
Что необходимо найти в задании? | Скорость мухи. |
Записываем условие задачи. | Записывают условие задачи. |
Какая основная единица измерения пути? | м |
Формула по которой вычисляется скорость? | = |
Все ли физические величины известны для вычисления скорости? | Да. |
Вычисляем скорость равномерного движения. | Записывают решение задачи. |
5. Тело движется прямолинейно вдоль оси ОX согласно зависимости координаты от времени x(t) = -8t + 3 (м). Чему равна координата этого тела через 5 с после начала движения?
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Читаем внимательно условие задачи. | Читают условие и вникают в смысл задачи. |
Выясняем что известно в данной задачи. | x0, v, t |
Что необходимо найти в задании? | x |
Записываем условие задачи. | Записывают условие задачи. |
По какой формуле вычисляется координата тела равномерного движения. | x = x0 + vxt |
Все ли физические величины известны для вычисления координаты? | Да. |
Подставляем значения и вычисляем координату движения. | Записывают решение задачи. |
IV. Рефлексия. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Вспоминаем цель урока. Анализируем степень ее достижения. Формулируем выводы. Оцениваем успешность своей работы на уроке и уровень усвоения знаний.