Введение
Настоящее методическое пособие предлагается в качестве практических материалов учителям истории, студентам исторических факультетов по созданию предметно-пространственной среды кабинета истории.
Автор методического пособия: Вышинская Ольга Алексеевна, учитель истории и обществознания Государственного общеобразовательного казенного учреждения “Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания”, высшей квалификационной категории.
Ограничить рамками применение данных методических рекомендаций сложно. Предложенные варианты по оформлению кабинета истории будут полезны как начинающему педагогу, так и педагогу со стажем.
Оснащение предметных кабинетов техническими, наглядными средствами обучения и информационно-методическая поддержка педагогов важны были в разные периоды развития образования, но особенно актуальны стали в связи с введением новых Стандартов. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы. В данном пособии предлагается рассмотреть варианты реализации одного из требований – создание предметно-пространственной среды кабинета истории.
По оформлению и оборудованию предметного кабинета написано много методических пособий и рекомендаций. Но обобщение данного опыта может быть интересным и полезным как реализованного.
Создание предметно-пространственной среды кабинета истории для формирования целостного и системного восприятия курсов обществоведческих наук – цель, которую ставит перед собой автор методических рекомендаций.
Форма написания: вопрос – ответ, что дает основание для продолжения диалога по данной теме.
I. Для чего нужен кабинет истории в школе?
Необходимость создания кабинета истории в школе доказана временем:
- оборудование рабочих мест педагога и обучающихся;
- обучающиеся, занимаясь в оформленном кабинете истории, ощущают себя путешественниками во времени;
- педагог использует возможности своей предметной области: средства наглядности, оборудование, дидактический материал и т.д.;
- есть возможность все сосредоточить в одном месте: ПК, интерактивное оборудование, учебники, атласы, карты, художественную литературу и др.;
- учитель истории через оформление кабинета реализует себя, представляя свое видение исторического процесса;
- оформление стендов помогает использовать материал необходимый для проведения уроков, развивает, дополняет материал, кругозор обучающихся;
- возможностью демонстрации звуковых и зрительных образов средствами ИКТ.
II. Когда и с чего начать создание кабинета истории?
Каждый учитель, начиная свою трудовую деятельность, нарабатывает так называемую “педагогическую копилку”.
В процессе подготовки уроков учитель “переворачивает гору” художественной, методической литературы, периодической печати, энциклопедий, справочников и накапливает много учебного материала.
Создавать кабинет надо с первых дней своей педагогической деятельности, привлекая коллег, родителей и обучающихся.
III. Какую классификацию материала выбрать?
Многообразие учебного материала, наглядных пособий в кабинете истории вызывает необходимость их классификации. Отсутствие такой классификации приведет к путанице, потери времени на поиски материала.
Каждый учитель выбирает свой способ классификации.
Автор предлагает распределять по разделам:
1. Литература:
- учебная;
- художественная;
- научная;
- популярная;
- справочники, словари.
Необходимо в каждом разделе навести порядок:
- составить каталог (список), имеющийся литературы;
- выставить в алфавитном или хронологическом порядке;
- распределить по темам и др.
2. Наглядные пособия.
По содержанию различают изобразительные и условные наглядные пособия.
К изобразительным наглядным пособиям относятся: репродукции исторических памятников, памятники письменности, живописные миниатюры, портреты исторических деятелей, карикатуры.
К условным наглядным пособиям: карты - общие, тематические и контурные; схемы - экономические, социально-политические, военно - и революционно-исторические, а также синхронистические и текстовые.
Изображения исторических памятников являются убедительными наглядными пособиями в силу того, что памятники непосредственные свидетели отдаленных эпох.
По форме (по технике выполнения) есть печатные, экранные и самодельные наглядные пособия.
Печатные наглядные пособия: настенные - картины, карты и аппликации; настольные - альбомы и атласы.
Вторую группу составляют экранные наглядные пособия. К ним относятся учебные, научные и художественные исторические фильмы.
3. Исторические темы:
- “Монголо-татарское иго”;
- “Бунташный век”;
- “Гражданская война” и т.д.
4. Исторические личности:
- “Реформы Петра I”;
- “Просвещенный абсолютизм Екатерины II”;
- “Время правления Ивана IV Грозного” и т.д.
5. Периоды истории:
- “Русь в IX - XI вв.”;
- “Феодальная раздробленность XII - XIV вв.”;
- “Российская империя XVII - XX вв.” и т.д.
6. Учебно-методический комплекс.
УМК по теме: “Отечественная война 1812 года” класс 8, 10
№ п/п | Разделы | Наличие материала |
1. | Учебники | А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России XIX век |
2. | Художественная литература | Русская историческая повесть первой половины XIX века |
3. | Хроника человечества | Папка № 42, 43 |
4. | Методическая литература | Методические рекомендации учителю истории. Е.Е. Вяземский |
5. | Тесты | Р -2; Т-5 |
6. | Карты | Отечественная война 1812 года (10) |
7. | Атласы | 8, 12, 13 к/к |
8. | Аппликация | История России 26 – 31 |
9. | Открытки | Русская армия 1, 2 выпуск. № 17, 28 |
10 | Таблицы | Численность русской, французской армии |
11. | Схемы | Бородинская битва |
12. | Видео | М.И Кутузов (видеофильм) |
13. | Диафильмы | - |
14. | Слайды | 4/1 – 24 |
15. | Глоссарий | Интервенция, патриотизм |
16. | Словарь | + |
17. | Журналы | “1 сентября” № 17, 2003г., “Орел” |
18. | Газеты | “1 сентября” № 30, 2003г., “Москва – память о 1812” |
19. | Интеллектуальные игры | Кроссворд |
20. | Анаграммы | Русская армия |
21. | Опорные конспекты | История России XIX в. |
22. | Рефераты | “Бородино”, “М.И.Кутузов” |
23. | Репродукции, картины | В.В.Верещагин цикл полотен “1812 год” |
24. | Портреты | Полководцы отечественной войны 1812 г. |
25. | Памятки – алгоритмы | Изучение войн |
26. | Хрестоматии | П.П.Епифанов, “Хрестоматия до 1861г.” В.С. Антонов, “Книга для чтения XIX в.” |
27. | Справочники | История России. Хронограф |
28. | Макеты | “Поле Бородинское” |
29. | Мультимедийное приложение | Энциклопедия “История России”, “Кирилл и Мефодий” |
III. Роль УМК в учебном процессе.
Учебно-методический комплект (УМК) позволяет на более высоком уровне активизировать познавательную деятельность обучающихся через:
Классификацию материала по разным направлениям:
- тематическое;
- блочное (создание блоков тем, проблем, направлений);
- хронологическое и др.
Качественное выполнение основных видов деятельности (методов обучения):
- объяснительно-иллюстративный метод (аппликации, репродукции, открытки, альбомы и др.)
- репродуктивный метод позволяет осуществлять имеющиеся в УМК: карточки - сорбонки, алгоритмы, рекомендации, кроссворды, анаграммы.
- метод проблемного обучения (хрестоматии, документы, статьи из периодической печати);
- метод самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (рабочие листы, тесты и др.). Возможности УМК позволяют при применении этого метода провести классификацию самостоятельных работ по дидактическим целям:
- восприятие нового материала (художественная литература, мультимедийные программы, видеофильмы).
- закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений (консультант-тренинг, опорные конспекты, сетка глоссарного обучения).
- источниками знаний, при организации самостоятельной работы обучающихся, являются учебники, исторические карты, статистические данные, справочная и научно-популярная литература.
УМК позволяет осуществлять тематический контроль за ЗУН обучающихся. Распределение тестов, рабочих листов, разноуровневых заданий с поэтапной дифференцированной оценкой по основным темам, блокам, позволяют обучающимся и учителю планировать результаты учебной деятельности.
Значимость УМК переоценить сложно. При различной классификации имеющегося материала есть возможность быстро найти и применить нужный материал по изучаемой теме.
IV. Стенды, их оформление и использование в учебной деятельности.
Синхроническая таблица “Галерея истории человечества”.
Таблица-бордюр по периметру классной комнаты (0,5 х 30 м.).
В основу таблицы положены факты и события, происходящие одновременно в различных частях света, регионах и странах.
Синхроническая таблица важна при цивилизационном подходе к изучению истории, с целью понимания исторических закономерностей мировых цивилизаций.
Структура синхронической таблицы:
- по горизонтали прослеживаются факты, события, происходящие в определенный период, времени в странах мира;
- по вертикали снизу вверх: Азия, Африка, Россия, страны Европы, США.
Работа с синхроническими таблицами позволяет обучающимся:
- рассматривать историю России в сообществе мировых цивилизаций;
- глубже понять исторический процесс в его единстве и многообразии;
- подмечать закономерности в смене событий, властей, качественных характеристик и т.д.;
- прослеживать влияние других цивилизаций на Россию и России на Восток и Запад;
- лучше и легче запоминать необходимый материал, особенно если таблица красочно иллюстрирована.
Синхроническая таблица может быть дополнена приложением в виде набора папок – хроник по определенным периодам.
Например: Фрагмент синхронической таблицы отражает отрезок времени с 1345 года по 1365 год, следовательно, в папке-хронике собирается соответствующее описание фактов, событий, персоналий этого периода.
Примечание автора:
Таблица-бордюр может выполнять и другие функции:
- Гардины (за ней расположены тюль, портьеры и шторы затемнения).
- Зрительно разделяет класс на две половины - класс, музейная комната.
- Опора для крепления карт, таблиц, картин, репродукций и кашпо.
Стенд “Период в истории”
Период – промежуток времени в развитии чего - либо, характеризующейся теми или иными признаками, особенностями. Обучающимся предлагаются важнейшие события истории в законченном виде.
Например: Монголо-татарское иго на Руси. В сжатой форме изложен основной материал, соблюдая хронологическую и логическую последовательность:
- Образование монголо-татарского государства;
- Завоевательные походы;
- Поход на Русь;
- Политическая зависимость Руси от Золотой Орды;
- Борьба русского народа с монголо-татарским иго;
- Свержение монголо-татарского ига;
- Последствия монголо-татарского ига.
Материал используется как предвещающий изучение новой темы, так и закрепляющий ее этап.
Стенд “Хронограф”
Календарь с днями именин, народными приметами, историческими событиями, которые произошли в различное время, но именно в этот день. Хронограф помогает учителю и обучающимся прослеживать событийность, выделять закономерности исторического процесса.
Стенд “Экран результативности”
Раскрывает потемный, итоговый контроль за знаниями обучающихся.
Стенд “Победные дни России”
Перечислены дни воинской славы России. Приближающаяся памятная дата по календарю представлена в виде красочно оформленного коллажа с описанием события, исторической обстановкой, портретами участников тех великих битв и наградами.
27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 г.) |
2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войскв Сталинградской битве (1943 г.) |
23 февраля - День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) - День защитников Отечества |
18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.) |
9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (1945 г.) |
22 июня -День начала Великой Отечественной войны (1941 г.) |
10 июля -День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 г.) |
9 августа -День первой в Российской истории победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 г.) |
23 августа -День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве .1943 |
8 сентября -День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 г.) |
11 сентября -День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.) |
21 сентября -День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве .1380 г. |
7 ноября -День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.) |
1 декабря-День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.) |
5 декабря -День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 г.) |
24 декабря- День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 г.) |
Стенд “Панорама культуры”
Представляет шедевры искусства, архитектуры, живописи и др., позволяет понять и осознать значимость культурного наследия той или иной эпохи
Стенд “Мудрые мысли
Настраивает обучающихся на философское осмысление бытия, является основой для беседы, диспута.
Стенд “Рекомендации для обучающихся”
Здесь даны алгоритмы, необходимые для организации учебной деятельности (памятка докладчика, требование к написанию реферата, подготовка к семинару и др.).
Стенд “Исторический портрет”
Это стенд с краеведческим материалом об истории Дальнего Востока (путешественники, исследователи, первооткрыватели, история нашей области, края и села).
Стенд “Статистические данные”
Позволяет обучающимся самостоятельно анализировать, сравнивать те или иные факты, цифры и показатели экономического, политического и социального развития общества.
Стенд “Словарь исторических терминов”
Материалы стенда способствуют лучшему запоминанию исторических понятий и терминов, развитию зрительной памяти.
Стенд “Хроника человечества”
Информационный стенд из приложения к “Хронологической ленте”, где отражены события изучаемой темы. Материалы данного стенда используются для написания рефератов и сообщений.
Если создать предметно-пространственную среду кабинета истории соответствующую современным требованиям, обучающиеся целостно, системно будут воспринимать исторический процесс.
V. Передняя стена кабинета, ее функциональная нагрузка.
Передняя стена кабинета всегда находится перед взором обучающихся, и перегружать ее оформлением, информацией, высказываниями, портретами нельзя.
В то же время дизайн стены должен носить смысловой сюжет. Данная стена оформлена в виде участка крепостной стены с летописными стендами для информации, используемой на уроке (карта, опорный конспект, схема, древо русских князей и др.).
VI. Как использовать портреты для оформления кабинета?
Портреты исторических деятелей, историков, путешественников, героев войн в кабинете необходимы.
Но интерес к ним теряется, если они висят в одну линию и довольно продолжительное время.
Давайте начнем с содержания портретов: желательно, чтобы они не только имели изображение того или иного исторического деятеля, но и чтобы их одежда, украшения, окружение (интерьер, природа) соответствовали той эпохи.
И в зависимости от темы эти портреты были бы представлены обучающимся.
Для того чтобы они вписались в интерьер кабинета, обратите внимание на рамку(она может быть оформлена под бронзу, золото, серебро, изготовленной из потолочной плитки или плинтусов к ней).
А представленные образцы подсказывают еще один вариант – портреты окаймляют рамки из необработанной древесины березы и тополя.
Для того чтобы портреты крепились не на стене, а висели в пространстве, можно за бордюром (синхронической таблицей) сделать уголки, а рамки повесить на рыболовную леску (создается эффект расположения в пространстве без крепления).
VII. Необходима ли в кабинете истории Музейная комната (уголок, музей)?
Занимаясь вплотную краеведением, приходишь к мысли, что рано или поздно, эту комнату создать надо.
Пути сбора музейных экспонатов тоже различны:
- посещение ветеранов войны и труда нашего села заканчивались не только сбором интересных материалов об этих людях, но обоюдным желанием хозяев и гостей увековечить память через различные предметы быта (самовары, утюги, светильники), радиоаппаратуру (патефоны, радио, радиолы, телевизоры и др.), вещи, изготовленные вручную (домотканые дорожки, лоскутные одеяла, подзоры и многое другое);
- работники нашей школы, гости музея, осознавая причастность к этому, пополняют нашу комнату различными раритетами(настоятель нашего прихода в честь Сретенья Господня отец Олег Волочай преподнес в дар икону XIX века);
- реконструкции (макеты, модели);
- репродукции;
- самодельные наглядные пособия, сделанные нашими обучающимися, воссоздают предметы быта, орудия труда, жилища и одежду разных периодов русской истории.
Материалы, собранные в музейной комнате помогают проводить уроки по краеведению, олимпиады, викторины, декады и другие внеклассные мероприятия.
VIII. Как размещать и хранить учебные материалы в кабинете истории?
Для поддержания учебного материала в рабочем состоянии, учета и своевременного использования на уроках, необходимо организовать его рациональное размещение и правильное хранение.
Каждый предмет (папка, пособие и др.) должен иметь свое постоянное место (можно исходить из способов классификации материала).
Шкафы-стенды очень удобны в эксплуатации. В закрытом виде они являются информационными стендами, а внутри них можно хранить учебный материал. В моем кабинете шкафы отделяют музей от класса.
Столик под телевизор, компьютер лучше сделать легким, удобным для передвижения (на колесиках).
Тумбы на колесиках предназначены для хранения таблиц, опорных конспектов и др. материала.
IX. Как сделать шторы затемнения для кабинета истории?
Для удобства работы ТСО в кабинете нужны шторы затемнения. Можно просто повесить черную, плотную ткань. А можно пофантазировать. Берем белую ткань и, выбрав предварительно рисунок (в данном случае греческие боги), наносим его в центре полотна, разукрашиваем цветной гуашью, смешанной с клеем ПВА, а затем черная гуашь с ПВА завершает работу. Повторить такие шторы для затемнения невозможно, поэтому оригинальность вам гарантируется.
Уважаемые коллеги, пройти чужой путь несложно, найти свой увлекательно и заманчиво. Главное верить в то, что результат вашего труда – предметный кабинет - это:
- Создание условий для ежедневной учебной деятельности;
- Формирование уверенности в собственных возможностях и способностях у обучающихся;
- Создание условий для свободы выражения своих чувств и мыслей;
- Проявление уважения к человеческому достоинству;
- Укрепление психологического здоровья и эмоционального благополучия участников образовательного процесса;
- Формирование и поддержка положительной самооценки;
- Реализация образовательного потенциала пространства;
- Мотивация непрерывного самосовершенствования.
Список литературы
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: Практическое пособие.- М.: ВЛАДОС, 2001.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие.- М.: ВЛАДОС, 2001.
- Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф., Наглядность в преподавании истории и обществоведения: Пособие для учителей. - М.- “Просвещение”, 1978.
- Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории: Практическое пособие.- М.: ВЛАДОС, 2001.
- Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практическое пособие для учителей. – М.: ВЛАДОС, 1999.
- Вагин А. А. Методика обучения истории в школе: Практическое пособие для учителей – М.: Просвещение, 1972.
- Герасимов Т.А., Кабинет истории в школе: Практическое пособие для учителей. – М.: Учпедгис, 1954.