Урок обучения грамоте по теме "Формирование навыка различения звуков [ш] и [с] при чтении"

Разделы: Начальная школа


Урок в 1-м классе по обучению грамоте по букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой (УМК “Школа 2100”)

Цель: Обеспечить условие для самостоятельной постановки обучающимися учебной задачи на уроке при формировании навыка различия звуков [Ш] и [С] при чтении.

Задачи:

  • Развивать фонематический слух, логическое мышление технику чтения при работе со словами с изученными буквами .
  • Продолжить работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий:
    • навык общения в парах
    • умение слушать друг друга
    • воспитание культуры поведения при работе в парах.
  • Создать условия для формирования умения выделять звуки [Ш], [С] в речи.

Оборудование:

  • Слова на карточках
  • Конверты для работы в парах
  • Учебник, кукла, мяч.
  • Презентация.

Технологическая карта урока

Этапы урока Сценарий урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формирование УУД.
I. Организационный момент - Добрый день.

“Здравствуй друг!”

- Здравствуй, друг! (за руки)

- Как дела? (по плечу)

- Где ты был? (за ухо)

- Я скучал.(к груди)

- Ты пришел. ( в стороны)

- Хорошо! (объятие)

Приветствует учащихся, настраивает их на работу. Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II. Актуализация опорных знаний Прозвенел для нас звонок
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли,
Чтоб в мир знаний нас вести!

На какие 2 группы делятся все звуки?

- Какие звуки называются гласными? Согласными?

  Учащиеся вспоминают ранее изученные буквы и звуки.

Характеризуют их.

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; установка на здоровый образ жизни;

Регулятивные: учащиеся научатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные: научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Гласные и согласные.

-Гласные можно петь, они образуются только из голоса. Согласные петь нельзя, при их произнесении воздух встречает препятствие.

-Звонкие и глухие. Звонкие согласные поизносятся звонка, в их образовании участвует голос, а при образовании глухих согласных голос не участвует, только – шум.

III. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы 1. Побуждающий диалог - постановка проблемы

Послушайте загадку:

Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.

   

 

 

- Сова

Познавательные (П):

умение моделировать, сравнивать, сопоставлять,

выражать свои мысли.

Коммуникативные (К):умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

- Сегодня на урок к нам прилетела мудрая тётушка Сова. С собой принесла задания.

Но предложение рассыпалось у Совы. Ваша задача узнать какое задание принесла Сова, а для этого нужно восстановить предложение.

Саша сосала шоссе по
и Шла сушку  

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

- Что за предложение? (скороговорка)

   

 

 

 

Составляют предложение из слов

Л: выражать своё мнение.

Регулятивные(Р): умение самостоятельно выделять учебную задачу.

- Для чего нужны скороговорки? (Чтобы речь наша была чёткой, выразительной)

- Потренируемся в проговаривании скороговорки.

Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний Ученики самостоятельно стараются сформулировать тему и цель урока П: умение отличать согласные звуки от гласных, сравнивать их, сравнивать согласные звуки.
2. Подведение к формулированию темы

- Почему вам смешно? (путаница звуков)

- Каких? ([С],[С], [Ш] )

- Какая тема урока? (Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении.)

- Какие цели поставим на урок? (Сравнивать звуки [С], [С], [Ш]. Учиться различать. Правильно произносить, и читать в словах).

    Л: высказывание своего мнения.
IV. Выдвижение версий -Для чего нам надо различать эти звуки? (Чтобы наша речь была правильной и понятной. Чтобы грамотно писать).     Р: умение делать вывод, применять знания в жизни.
V. Актуализация имеющихся знаний 1. Побуждающий диалог

- Чтобы сравнить эти звуки, нам нужно все вспомнить о них.

– Мудрая тетушка Сова предлагает вам превратиться в звуки.

(одевают маски звукариков).

Развитие фонематического слуха   К: умение сотрудничать
- Все встали.

- Вам нужно встать тройками так, чтобы в вашей тройке были разные звуки.

- Что общего у вас? (согласные, глухие)

- В чём различие звуков в тройке? (я-[С] – дружу с гласными, которые указывают на твердость, я-[С]- дружу с гласными, которые указывают на мягкость, я- [Ш]- всегда твердый.) (При произношении звука С кончик языка упирается в нижние зубы, а при произношении звука Ш кончик языка поднимается вверх. Губы при произношении звука С - улыбаются, а при произношении звука Ш -рупором)

- Характеристика звуков [С], [С], [Ш].

(я-[С] – согл., глух., тв.,
я-[С] – согл.. глух, мяг.,
я-[Ш]- согл., глух., всегда тв.)

2. Проведение звуковой разминки

- Нам поможет звуковая разминка-игра: “Воздушный шар”.

Дети становятся в круг сначала узкий, произнося звук [ш-ш-ш] – “шар надувается”, круг расширяется, [ссссс] – “шар раздувается”, круг сужается.

Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать букву и звук    
VI. Составление плана решения учебной проблемы, и поиск решения проблемы       П: умение выделять звук в слове

Р: умение сопоставлять , делать вывод.

VI. Физминутка   - Если я называю гласный звук – машем руками, как дирижеры. Согласный звонкий – хлопаем в ладоши, согласный глухой – топаем ногами. Дети выполняют движения в соответствии с названным звуком. Л: в предложенных ситуациях делать выбор.
VIII. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике тетушка Сова

1. Определение значения слова “Отгадай букву”

КА ? КА
КРЫ ? А
МИ ? КА
? ОК

Прочитать слово, составить схему звуко-буквенного анализа слова.

  Дети подставляют буквы Ш и С. Объясняют, как меняется значение слова. Р: учиться высказывать своё предположение (версию), учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
2. Работа с текстом

Осеева Валентина

Просто старушка

По улице из школы домой шли Маша и Саша. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мой рюкзак! – крикнул Саша и бросился на помощь старушке.

Когда Саша вернулся, Маша спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет ответил Саша.

- Мама? – удивленно спросила Маша.

- Нет.

- Ну тетя? Или знакомая?

- Да нет, нет, - ответил Саша. Это просто старушка.

  Дети читают слова по очереди, вставляют пропущенные буквы.

 

Дети выполняют зв.б. анализ.

 

Чтение скороговорки хором.

Дети быстро произносят скороговорку по очереди.

 
- А почему девочка задавала ему такие вопросы?

- Она не могла понять зачем он бросился помогать посторонней старушке

- Почему мальчик так поступил?

- Потому что он увидел, что старушке нужна помощь

- А как поступили бы вы?

И не стали бы выяснять знакомая она вам или нет.

- О каких человеческих качествах заставляет нас задуматься этот рассказ?

- О доброте, внимании, отзывчивости, о том что нужно делать добрые дела не на словах а на деле

- А мы вами знаем. что...(дети читают хором девиз урока “Жизнь дана на добрые дела”).

Учитель задаёт наводящие вопросы.    
IX. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка   - Подведем итог нашей работы на уроке.

Подумайте каждый о том, что нового вы узнали на уроке, что было интересно, что было трудно?

“На уроке:

- я узнал(а)...

- мне было интересно...

- мне было трудно...

Р: умение сделать выводы. Самооценка, саморегуляция эмоциональная и познавательная.

П: знать правило и уметь его применять на практике.

Л: умение выражать свои мысли.