Урок в 1-м классе по обучению грамоте по букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой (УМК “Школа 2100”)
Цель: Обеспечить условие для самостоятельной постановки обучающимися учебной задачи на уроке при формировании навыка различия звуков [Ш] и [С] при чтении.
Задачи:
- Развивать фонематический слух, логическое мышление технику чтения при работе со словами с изученными буквами .
- Продолжить работу по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий:
- навык общения в парах
- умение слушать друг друга
- воспитание культуры поведения при работе в парах.
- Создать условия для формирования умения выделять звуки [Ш], [С] в речи.
Оборудование:
- Слова на карточках
- Конверты для работы в парах
- Учебник, кукла, мяч.
- Презентация.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Сценарий урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД. | ||||||||
I. Организационный момент | - Добрый день. “Здравствуй друг!” - Здравствуй, друг! (за руки) - Как дела? (по плечу) - Где ты был? (за ухо) - Я скучал.(к груди) - Ты пришел. ( в стороны) - Хорошо! (объятие) |
Приветствует учащихся, настраивает их на работу. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
Регулятивные действия.
Обеспечение учащимся организации их учебной
деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
||||||||
II. Актуализация опорных знаний | Прозвенел для нас звонок Начинается урок. Звуки с буквами пришли, Чтоб в мир знаний нас вести! На какие 2 группы делятся все звуки? - Какие звуки называются гласными? Согласными? |
Учащиеся вспоминают ранее
изученные буквы и звуки. Характеризуют их. |
Личностные: формирование
учебно-познавательного интереса к новому
учебному материалу и способам решения новой
частной задачи; установка на здоровый образ
жизни; Регулятивные: учащиеся научатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Коммуникативные: научатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. |
|||||||||
Гласные и согласные. -Гласные можно петь, они образуются только из голоса. Согласные петь нельзя, при их произнесении воздух встречает препятствие. -Звонкие и глухие. Звонкие согласные поизносятся звонка, в их образовании участвует голос, а при образовании глухих согласных голос не участвует, только – шум. |
||||||||||||
III. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы | 1. Побуждающий диалог - постановка
проблемы Послушайте загадку: Днём спит, ночью летает, |
- Сова |
Познавательные (П): умение моделировать, сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли. Коммуникативные (К):умение сотрудничать с учителем и сверстниками. |
|||||||||
- Сегодня на урок к нам прилетела
мудрая тётушка Сова. С собой принесла задания. Но предложение рассыпалось у Совы. Ваша задача узнать какое задание принесла Сова, а для этого нужно восстановить предложение.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку - Что за предложение? (скороговорка) |
Составляют предложение из слов |
Л: выражать своё мнение. Регулятивные(Р): умение самостоятельно выделять учебную задачу. |
||||||||||
- Для чего нужны скороговорки? (Чтобы
речь наша была чёткой, выразительной) - Потренируемся в проговаривании скороговорки. |
Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний | Ученики самостоятельно стараются сформулировать тему и цель урока | П: умение отличать согласные звуки от гласных, сравнивать их, сравнивать согласные звуки. | |||||||||
2. Подведение к формулированию темы - Почему вам смешно? (путаница звуков) - Каких? ([С],[С], [Ш] ) - Какая тема урока? (Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении.) - Какие цели поставим на урок? (Сравнивать звуки [С], [С], [Ш]. Учиться различать. Правильно произносить, и читать в словах). |
Л: высказывание своего мнения. | |||||||||||
IV. Выдвижение версий | -Для чего нам надо различать эти звуки? (Чтобы наша речь была правильной и понятной. Чтобы грамотно писать). | Р: умение делать вывод, применять знания в жизни. | ||||||||||
V. Актуализация имеющихся знаний | 1. Побуждающий диалог - Чтобы сравнить эти звуки, нам нужно все вспомнить о них. – Мудрая тетушка Сова предлагает вам превратиться в звуки. (одевают маски звукариков). |
Развитие фонематического слуха | К: умение сотрудничать | |||||||||
- Все встали. - Вам нужно встать тройками так, чтобы в вашей тройке были разные звуки. - Что общего у вас? (согласные, глухие) - В чём различие звуков в тройке? (я-[С] – дружу с гласными, которые указывают на твердость, я-[С]- дружу с гласными, которые указывают на мягкость, я- [Ш]- всегда твердый.) (При произношении звука С кончик языка упирается в нижние зубы, а при произношении звука Ш кончик языка поднимается вверх. Губы при произношении звука С - улыбаются, а при произношении звука Ш -рупором) - Характеристика звуков [С], [С], [Ш]. (я-[С] – согл., глух., тв., 2. Проведение звуковой разминки - Нам поможет звуковая разминка-игра: “Воздушный шар”. Дети становятся в круг сначала узкий, произнося звук [ш-ш-ш] – “шар надувается”, круг расширяется, [ссссс] – “шар раздувается”, круг сужается. |
Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать букву и звук | |||||||||||
VI. Составление плана решения учебной проблемы, и поиск решения проблемы | П: умение выделять звук в слове Р: умение сопоставлять , делать вывод. |
|||||||||||
VI. Физминутка | - Если я называю гласный звук – машем руками, как дирижеры. Согласный звонкий – хлопаем в ладоши, согласный глухой – топаем ногами. | Дети выполняют движения в соответствии с названным звуком. | Л: в предложенных ситуациях делать выбор. | |||||||||
VIII. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике | тетушка Сова 1. Определение значения слова “Отгадай букву” КА ? КА Прочитать слово, составить схему звуко-буквенного анализа слова. |
Дети подставляют буквы Ш и С. Объясняют, как меняется значение слова. | Р: учиться высказывать своё предположение (версию), учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | |||||||||
2. Работа с текстом Осеева Валентина Просто старушка По улице из школы домой шли Маша и Саша. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала. - Подержи мой рюкзак! – крикнул Саша и бросился на помощь старушке. Когда Саша вернулся, Маша спросила его: - Это твоя бабушка? - Нет ответил Саша. - Мама? – удивленно спросила Маша. - Нет. - Ну тетя? Или знакомая? - Да нет, нет, - ответил Саша. Это просто старушка. |
Дети читают слова по очереди, вставляют
пропущенные буквы.
Дети выполняют зв.б. анализ.
Чтение скороговорки хором. Дети быстро произносят скороговорку по очереди. |
|||||||||||
- А почему девочка задавала ему такие
вопросы? - Она не могла понять зачем он бросился помогать посторонней старушке - Почему мальчик так поступил? - Потому что он увидел, что старушке нужна помощь - А как поступили бы вы? И не стали бы выяснять знакомая она вам или нет. - О каких человеческих качествах заставляет нас задуматься этот рассказ? - О доброте, внимании, отзывчивости, о том что нужно делать добрые дела не на словах а на деле - А мы вами знаем. что...(дети читают хором девиз урока “Жизнь дана на добрые дела”). |
Учитель задаёт наводящие вопросы. | |||||||||||
IX. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка | - Подведем итог нашей работы на уроке. Подумайте каждый о том, что нового вы узнали на уроке, что было интересно, что было трудно? |
“На уроке: - я узнал(а)... - мне было интересно... - мне было трудно... |
Р: умение сделать выводы.
Самооценка, саморегуляция эмоциональная и
познавательная. П: знать правило и уметь его применять на практике. Л: умение выражать свои мысли. |