Использование технологии интеграции урочной и внеурочной деятельности на уроке математики. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Технологическая карта урока

Предмет:

Математика

Класс:

5

Базовый учебник:

Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд - 32-е изд., исп. – М.: Мнемозина, 2014

Тип урока:

урок отработки умений и рефлексии.

Цель урока:

формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа, фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения

Задачи урока:

Образовательные

закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов сравнения, сложения и вычитания десятичных дробей

Развивающие

Развивать умение анализировать, делать выводы, развивать устную речь

Воспитательные

Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способности к позитивному сотрудничеству

Планируемые результаты:   УУД

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, умения ясно, чётко излагать свои мысли в устной и письменной речи

Познавательные: выбирают и формируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров, делают предположение об информации, необходимой для решения задачи

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней, умеют анализировать, делать выводы, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, умеют слушать и вступать в диалог, строить в паре продуктивное взаимодействие

Методы:

  • по источникам знаний: словесный, наглядный;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый

Формы работы обучающихся:

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Организация деятельности обучающихся на уроке:

  • самостоятельно выходят на проблему и решают её;
  • самостоятельно формулируют цели урока;
  • ведут диалог, отвечают на вопросы;
  • выполняют практические задания;
  • оценивают себя и друг друга;

Необходимое учебное оборудование:

Компьютер, проектор, экран, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с заданием),  электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint, ЦОРы, листы самооценивания

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Ход урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Оценка результата деятельности ученика

1. Организационный
(2 мин)

Создание благоприятного психологического настроя на работу

Приветствует  учащихся, проверяет  готовность  к уроку.
- У каждого из вас на столах лежат маршрутные листы и  листы самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания, а по окончанию урока вы должны будете оценить свою работу.               - Сегодня у нас в классе много гостей. Давайте дружно поприветствуем их. Вместе: «Здравствуйте!».  Когда к нам в дом приходят гости, мы стараемся их чем- то удивить, показать самое лучшее, что у нас есть. А чем можем мы удивить своих гостей?
( Своими знаниями)
Сегодня в нашей школе проходит день ГТО. Что такое ГТО?  На уроке математики я предлагаю немного изменить этот лозунг: «Готов к Труду и Обученью».
(Слайд 1, 2)

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, слушают учителя

Личностные: мотивация учения
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны

2. Этап мотивации
(5 мин)

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности Отработка навыков устного быстрого счёта, фиксирование индивидуальных затруднений

Мотивирует учащихся на получение знаний. Организует устную работу, подводит к целям:
- Спортивный комплекс ГТО состоит из различных испытаний. Какую тему мы с вами изучаем? Давайте представим себе  из каких заданий мог бы состоять комплекс ГТО по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»?  Хотите проверить,  хорошо ли вы знаете тему?  Тогда вперёд!
Любое спортивное состязание начинается с разминки.  А мы нашу разминку начнём с интересной встречи.
Театрализованная сценка (про запятую) – повторение основных понятий и правил.
Устная работа
1)Прочитайте числа и разделите их на группы.
2)Устный счет – числовая цепочка
2) Сравнение чисел
(Слайд 3,4,5)

Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

Личностные: самоопределение Познавательные: структурирование собственных знаний
Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата
Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач, уметь использовать речь для регуляции своего действия

Участие в устной работе, понимание необходимости совершенствования умения быстрого счёта, знаний.

Считают устно, проверяют правильность выполнения

3. Этап актуализации и пробного учебного действия.
 (10 мин)

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности,
Формирование навыка применения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей

Формулирует задание:
Сравните дроби и проверьте себя с эталонном, найдите ошибки, поставьте пропущенные запятые, выполните сложение и вычитание дробей.
Организует работу над решением задач с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений.
(Слайд 6, 7, 8, 9, 10, 11)

Выполняют задания, работают в паре,
проверку проводят обменявшись тетрадями, ответы на слайде заполняют листы самооценивания

Познавательные: анализируя выполнение заданий извлекают необходимую информацию для отработки навыков,  осознают ответственность за работу пары
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей
Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия

Проговаривают правила сравнения сложения и вычитания десятичных дробей; на конкретных примерах учатся их применять

4. Этап локализации индивидуальных затруднений и обобщения затруднений
во внешней речи
(3 мин)

Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
Обсуждение необходимости повторения понятий и правил

 Выясняет какие трудности возникли у учащихся при выполнении заданий
Выводит на необходимость  повторить формулировку правил.
(Слайд 12)

Приводят примеры формулирования правила

Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для дальнейшей деятельности
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Понимают, что математическое понятие необходимо, участвуют в диалоге, учатся приводить примеры

5. Физкультминутка
(4 мин)

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

(Слайд 13)
Видеоклип.

 

 

 

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (5 мин)

Обеспечение усвоения алгоритма интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу.
(Слайд 14, 15, 16, 17)

учащиеся, допустившие ошибки:
- выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;
- проводят самопроверку своих работ по эталону - фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют дополнительные задания

Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия
Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой

Решают отрабатывают алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей при решении уравнений и заданий,
обучающиеся, которые быстро и успешно справились с  работой выполняют дополнительные задания

8. Этап включения в систему знаний и повторения  (5 мин.)

Применение способов действий, повторение и закрепление ранее изученного.

Предлагает оценить свои спортивные достижения по таблице нормативов для учащихся данного возраста.
Предлагает смоделировать задачу по анализу числовых данных, представленных таблицей.
(Слайд 18)

Выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с  изученными и между собой

Личностные: мотивация учения
Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу

 

9. Подведение итогов урока, рефлексия
 (4 мин)

Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими своей деятельности.

Предлагает учащимся оценить свою успешность на уроке.
1) «Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу»
2) «Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял их»
3) «Мне было трудно работать, я еще не все понял,  но у меня все получится» 
4) «Мне было интересно потому, что…»
(Слайд 19)

Называют способы действий, вызвавшие затруднение,
фиксируют степень  результатов деятельности.
Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса, сдают листы самооценивания

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)
Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий
Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

 

10. Домашнее задание
(2 мин)

Обсуждение домашнего задания

Даёт домашнее задание
1) Рабочая тетрадь на печатной основе Тема «Сложение и вычитание десятичных дробей», стр. 101-102 № 5,6, 7
2) Творческое задание:
Составить примеры  с пропущенными цифрами.
(Слайд 20)

Записывают домашнее задание в дневники