«Расскажи и я забуду (узнаю),
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(Китайская пословица)
Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения. В наше время программа в школах значительно усложнилась и претерпела качественные изменения. Если раньше для успешной учебы в начальной школе требовалось уметь аккуратно писать, правильно решать арифметические примеры и внимательно слушать учителя, то теперь добавляется множество других требований. В школе на учеников обрушивается такое количество информации, что, кажется, запомнить просто невозможно. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. Здесь и умение самостоятельно работать с новым материалом, и способность запоминать большие объемы информации. Без хорошей работы памяти хорошо учиться невозможно. Приемов развития памяти очень много. Мы хотим поделиться теми приемами, которые помогут нашим ученикам запоминать правильно, легко и учиться с удовольствием. Работая в школе с учащимися начальных классов, мы применяем одно из направлений практической психологии, которое называется эйдетика. Мы считаем, что детям на уроках должно быть комфортно! Нестандартные приемы вызывают у детей позитивные эмоции, учат видеть образами, фантазировать, мыслить творчески. Мы изучили различные методы запоминания и обработки информации и всерьёз заинтересовались школой эйдетики.
Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 г. Дальнейшее развитие и оформление в качестве методики эйдетика получила в 1920-х как результат исследований немецкого ученого Эрика Йенша и его единомышленников. В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи — Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия. Но, из-за полемики в научной среде по поводу некоторых положений, исследования были заморожены вплоть до современности. Однако, уже с конца 1990-х годов интерес к методике вновь возвращается – в 1989 г. в России открывается первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель – Матюгин Игорь Юрьевич. Что же такое эйдетика? В переводе с греческого «эйдос» означает «образ».
Эйдетика — это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность. Во время игры младший школьник незаметно для себя выполняет те задания, ту работу, которые в обычном виде кажутся ему скучными, неинтересными, трудными. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Система эйдетики развивает такие важные качества, как: беглость, гибкость оригинальность. Система эйдетики учит детей запоминать без зазубривания, основываясь только на ассоциациях и каких-то запоминающихся особенностях предмета запоминания.
Эйдетика и является таким инструментарием, упорядоченным набором методов и упражнений, которые помогают овладеть осмысленным использованием своего воображения для отображения какой - либо информации. Знание эйдетики дает каждому еще больше шансов, еще больше возможностей в своем развитии и духовном росте. Это очень здорово!
В работе с нашими учениками мы выбираем такие методы эйдетики, которые легко адаптируются к школьной программе. Они описаны в книге "Магия памяти" Игоря Матюгина, автора этой уникальной методики. На наших уроках всегда присутствует творчество и фантазия, смех и шутки.
Основные приемы эйдетики.
Мы считаем, что детям на уроках должно быть радостно! Нестандартные приемы вызывают у детей позитивные эмоции, учат видеть образами, фантазировать, мыслить творчески. Образное мышление сохраняется у учеников на всю жизнь, цифры и буквы становятся уже не просто сухими знаками, они имеют запах, вкус, цвет, разговаривают и движутся. Фантазия и воображение делают детей раскрепощенными и естественными, такими же становятся и их мысли, таким образом, раскрывается их творческий потенциал.
1. Одним из самых любимых учениками методов эйдетики является метод пиктограмм. Дети получают большое удовольствие и удовлетворение от выполненных заданий. Что такое пиктограмма? Это письмо, которое состоит из знаков и рисунков, пожалуй, это самый древний вид письменности, с помощью которого люди могли передавать друг другу информацию.
Пиктограммы повсюду вокруг нас. Знаки, стрелки, маленькие рисунки несут в себе много информации – изображение гантели ассоциируется со спортивным залом, ложка с вилкой – с местом общественного питания и т.д. Пиктограммы очень хорошо использовать при обработке текстов и стихотворений.Как запомнить стихотворение с помощью пиктограмм?
Все очень просто – для этого не нужно быть, на самом деле, художником. Итак, берем лист бумаги и пробуем учить стихи легко!
К словам или фразам стихотворения рисуем значки или изображения, по которым было бы понятно, о чем идет речь. В процессе рисования вы будете незаметно для себя запоминать стихотворение, и в конце рисования вам понадобится всего десяток минут, чтобы несколько раз воспроизвести его по рисункам и отлично запомнить!
Запоминание с помощью пиктограмм позволяет учить стихотворения легко за счет привлечения образного мышления, которое, как правило, позволяет усваивать информацию в несколько раз эффективнее по сравнению с простой «зубрежкой».
Учите стихотворения легко! Подходите к этому процессу творчески!
2. Логические закономерности.
Этот метод подходит мыслительному типу со слабо развитым воображением. Недостаток метода в большом умственном напряжении и в возможности ускользания деталей, не вписывающихся в логические конструкции. Например, «запомни телефон 236-44-10». Размышления могут быть такими: 2 *3=6, 4 – это четвёртая цифра в числе. 10 получается сложением двух четвёрок с первой.
3. Составление ребусов.
Восемь – во7, Заяц - Яц (за буквой я буква ц)
Мы творим с детьми на уроке, забывая о серьезности происходящего. А заучивание словарных слов превращается в увлекательную игру. Результатом такой систематической работы является запоминание словарных слов, что дает учение без принуждения. А к этому стремится каждый учитель.
4. Фонетические ассоциации (по схожести звучания).
Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Тренинг-разминка для «заржавевших» серых клеточек. Заштопать «дырку в голове»
Билет – автобус сигналит: “Би-би, купи билет!”
Ребята – ребята решают ребус
Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня.
Женщина - варит щи
5.«Образы в картинках».
Это упражнение на запоминание слов по картине. Здесь очень важно запоминать слова в виде образов. Показываем картину, называем слово «сосульки».
6. «Запоминание слов по цепочке». Нужно взять карточки со словами. И эти слова нужно запомнить, соединив их по цепочке. Слова не связаны между собой. Нужно соединить эти слова в цепочку так, как не бывает в жизни. У вас получится авангардная цепочка. (Мандарин, лампочка, стул, снег, тополь, яхта, песок, медуза, водоросли, ковер.) Мандарин - мы начинаем чистить его и внутри оказывается лампочка, мы разглядываем ее и вместо нитей накаливания видим стул, на него падает снег, мы берем в руки снежинки, любуемся ими, подбрасываем вверх… и на голову нам падает тополиный пух, мы поднимаем голову и видим большой, могучий тополь, который растет ввысь и превращается в мачту яхты, яхта плывет по синему прекрасному морю и врезается в песок, села на мель, услышьте скрежет яхты о песок! На песке лежит медуза, греется на солнце, вокруг ее шеи как шарф обмотана водоросль, неожиданно количество водорослей увеличивается, они заполняют все пространство и сплетаются в причудливый ковер… Вот так легко, с юмором, опираясь на образы, можно уложить в голову любую информацию и главное, надолго.
Суть метода в том, что запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Да и самого запоминания как бы и нет — есть творчество. Ученики придумывают рассказ, который сам по себе может быть интересен.
Нам, знакомство с методами эйдетики дало очень многое. Их использование позволяет рационализировать урок и получить наилучший результат. Развивая память учащихся, не следует ожидать мгновенных результатов. Это очень долгая и трудная работа. Но ее необходимо проводить для того, чтобы учащиеся научились управлять своей памятью, сделали ее безотказным оружием, помогающим в работе. Память надо настойчиво развивать, формировать, а не относиться к ней как к врожденной и неизменной способности.
Литература.
- Бардин К.В. Чтобы ребёнок успешно учился. - М., 1988 год.
- Блонский С.Н. Память и мышление. – М.;1935 г.
- Занков Л.В. Память школьника. – М., 1994 г.
- Розов А.И. Память. – М., 1970 г.
- Леонтьев А.Н. Развитие памяти. – М., 1977
- г.Житникова Л.М. Учите детей запоминать. – М., 1985 г.
- Изсомова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе \\ Вопросы психологии памяти: 1986- №3
- Шуаре М.О. Возрастная и педагогическая психология. Изд.-во Моск. Университета, 1992
- Безрукова В.С. Педагогика. – Екатеренбург, 1994 год.
- Холодова. Юным умникам и умницам. М. «Росткнига», 2007 г.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке», Москва. «Просвещение», 2004 г.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2002
- Ляудис В.Я Память в процессе развития. – М., 1976
- Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста: Память как центральная психологическая функция младшего школьного возраста//Начальная школа.-2004.-с.41-44.
- Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста.- М.:Академия, 1998.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии.- М.-Академия, 2002.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.1961.- 562 с.Артамонова Е. Память учеников//Народное образование. -2005. - №5.-с. 159-164.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М.: Просвещение, 1996.
- Швец И.М., Марико В.В. Технология развития критического мышления в системе повышения квалификации педагогов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании. Выпуск 1(6). – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2005.- С. 189-201.