Цель: Познакомить детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым нашей страны, с героями Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Уточнить знания детей о мужестве наших солдат в годы Великой Отечественной войны;
- Развивать умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе;
- Воспитывать чувство патриотизма и гордости за героизм нашего народа, уважение к боевому прошлому нашей Родины.
Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Физическая культура”, “Музыка”.
Оборудование и материалы к занятию:
- Мини-музей “75-летие Битвы за Москву” (иллюстрации и фотографии военных лет, экспонаты посуды, одежды, боеприпасов и других предметов военного времени, самодельные макеты военных действий, игрушечные солдатики и техника);
- Стенд с иллюстрациями Битвы за Москву;
- Наборы картинок для дидактических игр;
- Система мультимедиа (ноутбук, проектор, экран; ПО PowerPoint)
Ход НОД
1 слайд
Воспитатель: 5 декабря. Для нашей страны это непростой день. Это день воинской славы. День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой. Этой дате сегодня 75 лет.
Поэтому я и расскажу вам о тех далеких военных годах, когда наша армия и все жители Москвы защищали наш родной город. Давайте послушаем стихотворение В. Степанова “Родина”.
Ребенок читает стихотворение:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Воспитатель: Ребята, что такое Родина? (Ответы детей)
Для нас с вами Родина - Россия, наш родной город Москва. За всю историю России произошло много событий. На нашу Родину не раз нападали враги.
2 слайд
Воспитатель: 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война.
Огромные вражеские силы двинулись на нашу Родину: танки, пехота, самолеты, артиллерия. Осенью 1941 года фашисты подошли совсем близко к Москве.
3 слайд
Воспитатель: На защиту Москвы встали не только войска нашей армии, но и все жители города, от мала до велика. Они начали строить баррикады, укрепления, рвы и заграждения вокруг нашего с вами города.
4 слайд
Воспитатель: Для защиты от врага нужны были оружие и боеприпасы. Поэтому московские заводы работали днем и ночью. Женщины, старики и подростки заменили у станков мужчин, ушедших на фронт.
5 слайд
Воспитатель: На высоких зданиях поставили зенитные орудия. В часы воздушных налетов москвичи вместе с солдатами занимали на крышах домов боевые посты.
6 слайд
Воспитатель: Чтобы город был неузнаваемым для вражеских летчиков, его тщательно замаскировали. Золотые купола церквей закрасили темной краской. Везде натянули маскировочную сетку. На зданиях нарисовали кусты, деревья, дороги.
7 слайд
Воспитатель: По ночам в небо поднимались специальные воздушные аэростаты. Они мешали вражеским самолетам подлетать к Москве и бомбить ее.
8 слайд
Воспитатель: Однако, отдельные вражеские самолеты прорывались к Москве, сбрасывая бомбы и снаряды. И тогда жители слышали вот такой вой противовоздушной сирены. (Включается звук сирены ПВО)
9 слайд
Воспитатель: Услышав этот вой, люди спускались в метро. В годы войны оно стало надежным укрытием для жителей Москвы.
10-11 слайды
Воспитатель: 7 ноября 1941 г. на Красной площади состоялся военный парад. Его участники прямо с парада уходили фронт. Бойцы и командиры Советской Армии проявляли мужество, стойкость, героизм. Бои не затихали ни днем, ни ночью.
12 слайд
Воспитатель: 5 декабря 1941 года началось Контрнаступление наших войск. В первые дни были освобождены города Тверь, Солнечногорск, Клин, Истра. Немецкие солдаты оказывали упорное сопротивление.
13 слайд
Воспитатель: В ходе зимних боев враг был отброшен от Москвы. Фашистские войска потерпели поражение. Они больше не проводили наступательные операции на московском направлении.
14 слайд
Воспитатель: В битве за Москву солдаты Советской Армии проявили мужество и стойкость. 200 дней и ночей под Москвой шли жаркие бои. Мы никогда не забудем имена героев Великой битвы.
Бессмертный подвиг совершили 28 бойцов дивизии генерала И. В. Панфилова во главе с политруком В. Г. Клочковым. В районе Дубосеково, вблизи Волоколамска они подбили 18 вражеских танков. В живых осталось только 4 бойца, сам политрук и остальные солдаты погибли в этом неравном бою.
15 слайд
Воспитатель: На весь мир известно имя летчика Виктора Талалихина. Ночью, в бою он протаранил фашистский бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран. Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. А всего на подступах к Москве наши летчики совершили 25 таранов.
Другой советский летчик Николай Гастелло направил свой горящий самолет на колонну немецких танков, уничтожив сотни врагов.
Физкультминутка:
Ребята, давайте и мы станем бесстрашными героями-летчиками и полетим на самолете (Дети выполняют движения по тексту).
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! (“Заводят” самолет, встают, говорят: “р-р-р”)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : “р-р-р”)
Приземляться нам пора. (Садятся на корточки)
16 слайд
Воспитатель: Также прославились в годы войны конники генерал-майора Героя Советского союза Льва Михайловича Доватора. Они успешно громили фашистские войска. Гитлеровское командование назначило за голову Доватора крупную денежную награду и создало специальные отряды для его поимки. Но советские конники были неуловимы.
17 слайд
Воспитатель: Героическими усилиями бойцов Красной Армии наступление немцев под Москвой было остановлено. Но эта победа далась дорогой ценой. Повсюду под Москвой стоят памятники павшим воинам. В Подольске, Лобне, Химках, Можайске, Волоколамске, Истре...Они напоминают нам о тех, кто отдал свою жизнь, героически сражаясь за Родину.
18 слайд
Воспитатель: Это была очень тяжелая война для нашего народа. В жесточайших боях под Москвой мы выстояли и победили! Послушайте стихотворение Е. Карасева “Город-герой”
Ребенок читает стихотворение:
Все мы гордимся нашей Москвой,
Наша столица – город-герой,
Красные звезды горят над тобой,
Город родной, Город-герой,
Смело с врагами битву вела
И победила наша Москва.
Воспитатель: 8 мая 1965 года Москве было присвоено почетное звание “город-герой” за огромный вклад жителей города в дело обороны столицы.
Беседа по презентации:
Воспитатель:
- Какую годовщину Московской битвы мы с вами празднуем сегодня? (Ответы детей)
- Имена каких героев вы запомнили? (Ответы детей)
- Как называют человека, который проявил в бою храбрость и отвагу? (Ответы детей)
- Как называют героический поступок? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, наши солдаты отличались храбростью, героизмом и смекалкой. Множество подвигов совершили они в годы войны. А какими стали вы - их внуки и правнуки? Такими же ловкими и сообразительными? Давайте это проверим.
Игра “Разведчики”
Детям раздаются конверты с картинками (план-схема местности), разрезанными на части и предлагается из разрезанных частей собрать целое изображение.
Игра “Снайперы”
Детям необходимо разбить предложенные картинки на пары (2-3 пары для каждого ребенка). Каждая пара состоит из картинки с изображением военной техники и картинки с ее силуэтным изображением. Работа проводится по подгруппам.
Воспитатель: Молодцы. Отлично справились с заданиями. Достойные защитники подросли.
Ребята, любите свою Родину, берегите ее, ведь именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России! И не забывайте тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны – наших ветеранов.