Старший дошкольный возраст – это возраст подготовки детей к обучению чтению и письму. Для успешного овладения письменной речью у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:
- различение на слух всех звуков речи;
- правильное произношение всех речевых звуков;
- владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно: выделение звука на фоне слова; определение места звука в слове (начало, середина, конец); выделение ударного гласного звука из начала и конца слова;
- достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений (умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве, что необходимо для прочного усвоения зрительных образов букв) и наглядно-образного мышления;
- достаточный уровень сформированности изобразительно-графических способностей, способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.
В случае несформированности необходимых предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертаний букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова, что приведет к появлению у него в школе дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки (таким детям труднее усваивать правила), которые будут «сосуществовать» с дисграфическими.
Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения письму и чтению. Несмотря на то, что большому числу детей с ОНР до поступления в школу оказывается логопедическая помощь, у них возникают трудности во время обучения в общеобразовательном учреждении, начиная уже с первого класса. В связи с этим работа по предупреждению дисграфии и дислексии у детей-логопатов представляется актуальной и необходимой. Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушений письменной речи должны осуществляться комплексно. Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников и профилактика нарушений письменной речи является одним из важнейших условий обеспечения готовности детей с ОНР к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.
Изучив специальную литературу и используя свой многолетний опыт работы, я составила рабочую тетрадь по обучению грамоте детей 6-7 лет с ОНР (Приложение 1), содержание которой соответствует перспективному плану (Приложение 2).
Цель пособия: подготовка детей 6-7 лет с ОНР к обучению чтению и письму, профилактика нарушений письменной речи, обеспечение готовности к школьному обучению.
В основу пособия положены такие принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность. Задания носят обучающий и развивающий характер, распределены по темам, которые соответствуют Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи (Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.). Данную тетрадь можно использовать как на фронтальных, так и индивидуальных занятиях, а также при работе родителей с детьми по рекомендации учителя-логопеда.
Пособие содержит занимательный материал и направлено на решение разноплановых развивающих и коррекционных задач: развитие навыка языкового анализа и синтеза, формирование навыка письма и чтения, развитие мыслительных операций. Кроме этого, игровые задания помогут развить зрительно-пространственное восприятие, графо-моторные навыки и зрительно-моторную координацию, развить произвольность внимания.
В тетрадях представлены следующие виды заданий.
1. Для развития внимания, зрительного, пространственного восприятия и анализа и синтеза, формирования буквенного гнозиса:
- «Найди правильно написанную букву»,
- «Буквы кувыркаются»,
- «Допиши букву»,
- «Какие буквы спрятались»,
- «Напечатай правильно».
2. Для развития фонематического анализа и синтеза:
- «Определи место звука в словах, соедини со схемой»,
- «Начерти схему слова»,
- «Напиши первые буквы названий картинок, прочитай, что получилось»,
- «Составь слова из слогов»,
- «Подбери слова к слоговым схемам»,
- «Замени букву, напечатай новое слово»,
- «Вставь пропущенную букву»,
- «Составь слова из букв»,
- «Измени одну букву в названии картинки и отгадай вновь получившееся слово»,
- «Из букв данного слова составь новое слово».
3. Для развития анализа структуры предложения:
- «Прочитай предложение, найди ошибки, исправь»,
- «Из слов составь предложение».
4. Для развития зрительного восприятия, внимания:
- «Найди фрагмент, обведи его», «Среди букв найди слова», «Прочитай слова, написанные одинаковым шрифтом», «Напечатай слова, расположив буквы по величине (ширине), прочитай», «расставь буквы по порядку, как подсказывают цифры, составь новое слово»
Данное пособие прошло экспертную оценку и получило положительное заключение Краснодарского научно-методического центра, а также кафедры развития ребенка младшего возраста института развития образования Краснодарского края.