Цели:
Познавательные:
- ознакомление с рассказом Е.Чарушина “Томка и корова”;
- осознанное восприятие литературного произведения;
- формулирование ответов на вопросы по содержанию прочитанного и прослушанного произведения;
- построение рассуждений;
Регулятивные:
- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ) необходимые действия, операции, действовать по плану;
Коммуникативные:
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- осуществлять совместную деятельность в парах.
Личностные:
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- участвовать в творческом процессе.
Дидактические средства для учащихся: учебник, карточки для парной работы, смайлики для определения настроения.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Вспоминаем, применяем
И ни минуты не теряем!
- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
- Почему так важно начинать работу с хорошим настроением?
- Зависит ли наш успех на уроке от настроения?
(Показ смайлика. Ответы детей.)
II. Актуализация знаний.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет, сказка, рассказ –
Мы учим их – они учат нас.
- Чему учимся на уроках литературного чтения?
- Как будете работать? Почему?
III. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
Загадка:
Появился в доме друг,
Ласковее всех подруг.
Лает громко, всем играет,
И хвостом смешно виляет.
(Щенок)
- Как вы думаете, о ком пойдет речь в произведении, которое мы будем читать?
- Какие слова в загадке помогли вам ее отгадать?
- Ребята, а у кого из вас есть собака?
- Расскажите, как выглядит ваш питомец, как вы за ним ухаживаете, и как он играет.
IV. Формирование новых знаний.
- Сегодня мы познакомимся с произведением Е.Чарушина “Томка и корова”.
- Читали ли мы произведения этого автора и встречались ли уже с этим героем?
Подумайте, что нового мы можем узнать сегодня на уроке?
V. Первичное знакомство с произведением.
(читает учитель)
- Назовите жанр произведения.
- Понравился рассказ?
- Почему автор назвал рассказ именно так?
- Какую картину представили, слушая рассказ?
- Захотелось вам ещё раз перечитать этот рассказ?- Кто хочет его прочитать вслух?
VI. Физминутка.
Эй, ребята, не ленитесь!
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все – в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
VII. Повторное чтение учениками.
VIII. Обсуждение прочитанного с элементами выборочного чтения.
- Каким был Томка? Найдите ответ в тексте и прочитайте.
- С кем встретился Томка на лугу и как произошла эта встреча? Прочитайте или расскажите.
IX. Работа в парах.
Составление модели обложки.
X. Рефлексия.
- Подумайте, что же нового мы узнали сегодня на уроке? Оправдались ваши предположения?
Составление коллективного синквейна “Томка”.
1. Томка.
2. Маленький, трусливый.
- Какие слова помогают “нарисовать” действия медвежат?
3. Носится, хотел загрызть, испугался.
Обобщение:
4. Томка – маленький забавный щенок.
5. Вывод: собака, друг человека.
XI. Итог.
- Чтобы вы хотели ещё узнать по теме нашего урока?
- А что вас заинтересовало на нашем уроке?
- Что понравилось больше всего?
- Ребята! Если на уроке:
- было интересно, узнали новое, получилось всё отлично – поднимите картинку с веселым щенком;
- не всё получилось, как хотелось – поднимите картинку с грустным щенком.