Цели:
- Создать условия психологически-комфортного микроклимата для каждого обучающегося.
- Систематизировать и обобщить знания по теме “ Неметаллы” на примере химического элемента и простого вещества – водород.
- Обеспечить условия для формирования устойчивого интереса обучающихся к изучаемому предмету, “химического” стиля мышления.
Задачи:
- Воспитательные: способствовать формирования коммуникативных навыков учащихся; проводить рефлексию собственной деятельности; возбудить интерес к дальнейшей учебной деятельности, снять напряжение при ответах.
- Метапредметные: обеспечить “ситуацию успеха”, создать условия для самореализации личности, развивать у обучающихся способность прогнозировать свойства простого вещества; развивать умение логически мыслить, сопоставлять, анализировать, делать выводы и умозаключения; продолжить развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации.
- Предметные:привести в систему знания учащихся о водороде, закрепить умения применять полученные знания при объяснении новых фактов, продолжить формирование умения составлять формулы веществ, уравнения реакций на основании знания степени окисления элементов
Тип урока: Урок изучения новых знаний и первичных их закреплений.
Методы урока: Частично-поисковый, иллюстративный, эвристический.
Формы урока: индивидуальная, фронтальная беседа.
Средства обучения, оборудование: ПСХЭ, слайд-презентация урока, видеофрагмент, проектор, компьютер, поддерживающий формат Microsoft PowerPoint-2010.
Применяемые технологии: урок построен с использованием современных информационных технологий – программы Microsoft PowerPoint. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. Видеофрагмент активизирует мыслительную активность и познавательную деятельность учащихся. Урок построен на основе личностно-ориентированного подхода в условиях гуманизации обучения.
Планируемые результаты
Урок позволяет создать ситуацию успеха, психологическую комфортную обстановку в учебном процессе, дает возможность, увидеть ученику свои сильные стороны, быть понятым. Личностно-ориентированный подход дает возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности, использовать нетрадиционные формы обучения.
План урока.
1.Организационный момент. Мотивация.
Формулировка темы урока
2. Актуализация темы.
3. Изучение нового материала.
4. Физкультминутка.
5. Первичная проверка понятия материала.
6. Рефлексия (тест по теме)
7. Заключительное слово учителя. Оценка работы
обучающихся на уроке.
8. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация. Формулировка темы урока
Учитель: Сколько всего известно химических элементов?
Сколько химических элементов входят в состав веществ, образующих клетки всех живых организмов?
Основу жизни составляют 6 элементов первых трёх периодов (Н, С, N, О, Р, S), на долю которых приходится 98% массы живого вещества. Один из них мы сегодня будем изучать. А какой именно мы узнаем из загадок.
Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете,
Превращаюсь в лёгкий гелий,
Зажигаю солнце в небе.Гость из космоса пришёл,
В воде приют себе нашёл.Я, газ легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный.
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду.
Итак, тема урока: “ Водород. Химический элемент и простое вещество” (1 слайд)
II. Актуализация темы.
Работа с п.с.х.э. Д.И.Менделеева (2 слайд)
1. Назовите химические элементы относятся к неметаллам.
2. Какие из них имеют постоянную степень окисления в соединениях.
3. Как изменяются неметаллические свойства по главной подгруппе с увеличением заряда ядра атома?
4. Как изменяются неметаллические свойства по периоду с увеличением заряда ядра атома?
5. Назовите самый активный неметалл в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
6. Назовите наименее активный неметалл в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
7. Какие степени окисления проявляет водород в соединениях?
8. В каких соединениях встречается водород в соединениях?
После ответов учащихся переходим и выстраиваем план изучения нового материала.
III. Изучение нового материала.
1. Положение в Периодической системе, строение атома.(3 слайд)
Учащиеся делают запись в тетради:
Порядковый номер:
Период:
Группа:
Подгруппа:
Электронная формула атома:
Двойственное положение водорода в п.с.х.э.(2 слайд)
Водород занимает две клетки в Периодической системе
- в главной подгруппе 1 группы – подгруппе щелочных металлов
- в главной подгруппе 7 группы - подгруппе галогенов.
Учащиеся в процессе фронтальной беседы объясняют двойственное положение водорода в п.с.х.э., выясняют общие свойства водорода и щелочных металлов водорода и галогенов.
2. Открытие водорода. (4 слайд)
Водород открыл английский учёный Г.Кавендиш. Ребята открывают учебник и читают про открытие водорода (с.31).
Английский ученый Генри Кавендиш в 1766 г. получил водород действием серной и соляной кислот на цинк, железо или олово. Однако вывод о том, что водород представляет собой вещество, а не “горючий воздух”, был сделан только в 1784 г., французским химиком А.Лавуазье, который и дал этому элементу название “рождающий воду” - водород. Водород стал первым известным простым газообразным веществом.
(Выделение горючего газа при взаимодействии
кислот и металлов наблюдали в XVI и XVII веках на
заре становления химии как науки. Знаменитый
английский физик и химик Г. Кавендиш в 1766 году
исследовал этот газ и назвал его “горючим
воздухом”. При сжигании “горючий воздух” давал
воду, но приверженность Кавендиша теории
флогистона помешала ему сделать правильные
выводы. Французский химик А. Лавуазье совместно с
инженером Ж. Менье, используя специальные
газометры, в 1783 г. осуществил синтез воды, а затем
и её анализ, разложив водяной пар раскалённым
железом. Таким образом он установил, что
“горючий воздух” входит в состав воды и может
быть из неё получен.
Лавуазье дал водороду название hydrogene —
“рождающий воду” . Русское наименование
“водород” предложил химик М. Ф. Соловьев в 1824
году — по аналогии с ломоносовским
“кислородом”).
3. Нахождение в природе (с.33) (5-7 слайд)
Прочтите текст и ответьте на вопрос: Почему водород самый первый?
По распространенности в нашей Вселенной водород занимает первое место. Из 1000 атомов во Вселенной на долю водорода приходится 930. Наше солнце более чем наполовину состоит из водорода.
Массовая доля водорода в земной коре составляет 1% – это девятый по распространенности элемент, практически весь водород на Земле находится в виде соединений; лишь в очень незначительном количестве водород в виде простого вещества имеется в атмосфере (0,00005% по объему).
Основным соединением водорода является вода. Кроме того, большое его количество входит в состав многочисленных соединений с углеродом (органических веществ), составляющих основу нефти, природного газа и др. Он непременная составная часть веществ, образующих живые организмы.
4. Строение молекулы.
Н2-ковалентная неполярная связь. Между атомами водорода одна общая электронная пара (с.33- три формулы молекулы водорода)
Физкультминутка!!!
5. Физические свойства водорода(слайд 8-9)
Запишите в тетради физические свойства простого вещества по рисунку на слайде.
6. Получение водорода
1) Как в лабораторных условиях получить водород?
Водород в лаборатории можно получить взаимодействием соляной или разбавленной серной кислот с металлами, стоящими до водорода, в первую очередь цинка, используя аппарат Киппа или просто в пробирке (демонстрация).
Учащиеся записывают уравнение реакции получения водорода в лаборатории (10 слайд)
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
Обнаружение водорода.
Обнаруживают водород по характерному хлопку. Если водород смешан с воздухом, то хлопок со свистом, а если чистый – хлопок глухой (опыт “горение водорода”)
Как собрать водород (с.34, с.36).
2) В настоящее время водород в промышленности получают:
Из углеводородов: СН4 = С + 2Н2
Взаимодействием угля с водой: С + Н2О = СО + Н2
Метана с водой: СН4 + Н2О = СО + 3Н2
Электролизом воды: 2Н2О = 2Н2 + О2
7. Химические свойства простого вещества
Учитель: Запишите в тетради химические свойства водорода. У подчёркнутых уравнений реакций определите окислитель и восстановитель методом электронного баланса.
Химические свойства водорода:
I. Взаимодействие с простыми веществами.
+ неметалл:
Н2 + О2 = 2Н2О
Н2 + Сl2 = 2HCl
H2 + S = H2S
3H2 + N2 = 2NH3
+ металл:
H2 + 2Na = 2NaH ( гидрид натрия)
H2 + Ca = CaH2
II. Взаимодействие со сложными веществами – оксидами металлов( кроме оксидов щелочных и щелочноземельных металлов)
CuO + H2 = H2O + Cu
Ученики записывают уравнение реакции, определяет окислитель и восстановитель методом электронного баланса.
8. Применение водорода (слайд 11-12)
Учитель: Запишите в тетради применение водорода, используя материал учебника стр.40.
Рассматриваем применение водорода на слайде.
IV. Закрепление знаний
Тест по теме “Водород”
Учитель: Работайте самостоятельно. Выберите один правильный ответ:
Тест по теме “Водород. Химический элемент и простое вещество”
1. Водород в ПС находится:
1) во 2 А группе
2) в 7 А группе
3) в 6 А группе
2.Водород проявляет степень окисления в соединениях:
1) +1 и - 1
2) +2 и -2
3) 0 и + 1
3. Водород это газ:
1) без цвета, вкуса, запаха, тяжелее воздуха
2) без цвета, запаха, вкуса, легче воздуха
3) без цвета, вкуса, с запахом, легче воздуха
4. Водород – как химический элемент во Вселенной занимает:
1) Второе место
2) Третье место
3) Первое место
5. Водород является продуктом взаимодействия:
1) Cu + HCl
2) Аl + HCl
3) Cu + H2O
6. Укажите соединение, в котором водород имеет степень окисления +1.
1) NaH
2) H2O
3) H2
7. Укажите соединение, в котором водород имеет степень окисления – 1.
1) HCl
2) CaH2
3) NH3
8. Принимая молярную массу воздуха за 29г/моль, определите, во сколько раз водород легче воздуха?
1) в 29 раз
2) в 14 раз
3) в 14,5 раз
9. Связь в молекуле водорода
1) ковалентная неполярная
2) ковалентная полярная
3) ионная
10. Экологически чистым топливом является:
1) бензин
2) мазут
3) водород
Ученики: выполнив задание, меняются тетрадями друг с другом, проверяют и выставляют оценки (слайд 13)
“Кроссворд” (резерв)
Работайте в парах.
Ключевым словом является название ближайшей к Земле звезды, на которой преобладает химический элемент водород. Каждое предложенное химическое явление подтвердите соответствующими уравнениями химических реакций.
- Бинарные соединения, один из элементов в которых водород в степени окисления минус 2.
- Вещество, которое образуется при горении водорода в кислороде.
- Кислоты, состоящие из атомов водорода и другого химического элемента.
- Кислота, которая легко разлагается на оксид углерода (IV) и воду.
- Один из металлов, непосредственно взаимодействующий с водородом.
- Кислота, по уровню производства которой можно судить о мощности химической промышленности страны.
V. Заключительное слово учителя. Оценка работы обучающихся на уроке.
Домашнее задание (слайд 15) параграф 7,8 с.35 упр.1,3,4 (пис.); с.41 1(устно), 4 (пис.)