Проектные работы по итогам курса "История средних веков"

Разделы: История и обществознание


Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае информационные технологии (ИТ), изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web-страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

На сегодняшний день становится актуальной подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что является системообразующим фактором учебного содержания предмета истории. Приоритет исследовательских и проектных технологий в преподавании истории предполагает использование широкой базы исторических источников, которая не всегда имеется в школьных библиотеках. Возможности информационно-коммуникативных технологий (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.

Каждый учебный год я организую исследовательскую практику по истории, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития. Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

Учебное исследование по предмету разворачивается как основная и дополнительная работа к уроку и во внеурочное время.

В начале 1 четверти все учащиеся знакомятся с методикой зачета по итогам второй четверти. Работа групповая но допускаются и индивидуальные работы. Выполняется под руководством учителя истории и информатики с использованием методики проектной деятельности. Обязательным условием является участие родителей как руководителей проектными группами.

Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала.

Наиболее сложным стал вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся какую помощь могут оказать родители, а какие разрешимы через их сотрудничество? Как я убедилась, степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др. Не стоит забывать, что ученик подавляющую часть своего времени загружен традиционным классно-урочным обучением и обречен играть лишь одну роль - исполнителя.

Первым этапом (разведка боем) является первое задание по теме “Введение. Вспомогательные исторические дисциплины”. Учащиеся получают определенные темы, или могут выбрать любую из указанных тем. Используя имеющиеся на данный момент знания и умения, выполняют следующую работу:

  • подбирают материал по теме;
  • определяют объем содержания 5-6 слайдов;
  • располагают их в программе PowerPoint.

Моя задача дать необходимые разъяснения по возникающим вопросам. Результаты работы очень подробно анализируются со всеми учащимися.

В дальнейшем в ходе каждого урока, при постановке проблем, учащиеся вынуждены использовать для подготовки не только материал учебника, но и другие ресурсы.

По окончании первой четверти проводится подробная консультация и всем предлагается определиться с темой и начать подготовку к зачетной работе.

С каждым учеником, с каждой группой выстраиваются основные этапы работы, которые заключаются в следующем:

  • актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направления будущего исследования);
  • определение сферы исследования (формулировка основных вопросов, ответы на которые мы хотели бы найти, определение вида продукта и формы презентации);
  • выбор темы исследования (обозначение границ исследования, изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках); предоставляется выбор из предложенного списка;
  • определение последовательности проведения исследования;
  • анализ и обобщение полученных материалов (структурирование полученного материала, используя известные логические правила и приемы) таким образом, результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы входе решения поставленной проблемы.;
  • подготовка защиты результатов перед сверстниками и родителями.

Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Тематикой исследования стал курс истории Средних веков, где на выбор были предложены следующие темы: "Византийская мозаика", "Живые традиции Востока", "История возникновения городов Европы", "История духовного рыцарского ордена", "Непростая история простых предметов", "Самураи и европейские рыцари", "Создание славянской азбуки", "Средневековый монастырь". С каждым ребенком тема обсуждается, дорабатываются вопросы исследования. Сложно подвести ребенка под ту историческую проблему, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания. На данном этапе моя задача состоит в том, чтобы помочь детям сделать выбор, который они считали бы своим. Очень важно, когда выбираешь тему, учитывать наличие литературы и другие источники информации, т.к. недостаток этого приведет к тому, что некоторые работы получатся очень поверхностными. Для того чтобы этого избежать, учащимся рекомендуется, активно использовали компьютерные технологии.

В процессе разработки тем основными направлениями использования возможностей ИКТ (информационные компьютерные технологии) стали:

Прежде всего, ресурсы сети Интернет, где учащиеся получают возможность поиска необходимой информации, а затем ее использование в работах. Одновременно они учатся работать с компьютерными каталогами, банками данных и другими программными средствами, картотеками, библиографическими, справочными и энциклопедическими изданиями.

Наиболее эффективно осуществляется обработка текстов, записей, числовой и графической информации, карт.

При показе презентации некоторые работы имеют звуковое сопровождение, фото-видеомонтаж.

Компьютерные технологии позволяют сделать презентацию яркой и запоминающейся, что привлекает внимание других учащихся работать в данном направлении.

В ходе работы были подготовлены проектные работы всеми учащимися 6-х классов.

Последним этапом нашей работы является защита работ. Это обязательное условие, т.к. во время защиты видны собственные результаты, без нее исследование не может считаться завершенным. Каждый ученик представляет свою часть работы, рассказывает, какой вклад он внес в общее дело. При оценке учитываются качество и форма представления материала; форма его устного изложения (собственный рассказ или чтение с экрана); умение сделать пояснения, разъяснить сущность содержания; точность и емкость ответов на вопросы присутствующих на презентации. В ходе защиты ребенок учится излагать информацию, учиться доказывать свою точку зрения.

Анализ проектного исследования позволил выявить успехи и неудачи этого вида учебной деятельности. Прежде всего, повысилась активность учеников, возрос их интерес к истории, значительнее, совершеннее стали умения в области истории и информатики. К типичным ошибкам можно отнести стремление учащихся включить в проект все многообразие собранной информации, не отдавая отчета в ее научной сложности и трудности для учеников класса. Ну и, конечно, особенно на первом этапе, презентации были перегружены спецэффектами.

Для оценки результатов на зачет привлекаются старшеклассники – участники городских и областных олимпиад и научно-практических конференций по истории.

Так как работа была проделана очень большая, было принято решение данную защиту проектов в 6-х классов считать в рамках научно-практической конференции учащихся секция “История Средних веков”. (Приложение №1). Каждый участник получил сертификат (Приложение №2), а лучшие были награждены грамотами. Не остались в стороне и родители, дети получили от них подарки.

Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Интерес и стремление к исследовательской деятельности у учащихся не вырастают на пустом месте, но опыт показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.

Таким образом, применение новых технологий приводит к следующим результатам:

1. Формирование высокой степени мотивации, повышение интереса к процессу обучения;

2. Повышение интенсивности обучения;

3. Увеличение доли самостоятельной работы позволяет достигнуть индивидуализации обучения;

4. Установление межпредметных связей с основами информатики(ОИ) и вычислительной техники (ВТ), физики, литературы и др.

5. Возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и истории.

6. Улучшаются взаимоотношения учителя с учениками, далекими от истории, но увлеченными ПК. Подростки начинают видеть в преподавателе "родственную душу".

7. А самое главное - у учеников меняется отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Таким образом, информационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

А критерий полезности, можно сформулировать так: та или иная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной “меловой технологии”, существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.

Используемая и рекомендуемая литература

  1. Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории/С.П. Жерлыгина // Преподавание истории в школе. - 2005. - №8. - 68с.
  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании/ И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2007
  3. Калуцкая Е.К. Современный кабинет истории: проблемы и перспективы / Е.К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. - 2008. - №3. - с.3-6.
  4. Проектная работа учащихся. Специальное приложение к журналу “Лицейское и гимназическое образование” (Серия постеров "Мастер-класс. Открытый урок"), 2002. - № 4,9.
  5. Соколовская Н.В. Научно-исследовательская деятельность учащихся
  6. Юрмазова Т.А., Шахова Н.Б. Роль научно- сследовательской ра-боты школьников и студентов в образовательном процессе // Педагогические науки, 2012, № 1.
  7. Шабага А.В. Методические материалы для школьников по организации и проведению исследований. Обществознание.-М.:2012
  8. http://www.researcher.ru/