Организация познавательной деятельности обучающихся на основе идеи о стилях учения

Разделы: Начальная школа


Статья посвящена исследованию и внедрению в практику работы учителя дидактических заданий, как средства формирования персонального стиля учения обучающегося начальной школы. Анализируя психолого-педагогические исследования и многолетний опыт работы со школьниками, можно убедительно подтвердить вывод, что “развивать у детей интеллектуальные способности вообще и способности работать в определённом стиле необходимо с раннего возраста” [1]. Использование перспективных методов и форм проведения занятий, современных педагогических технологий обучения даёт возможность решать образовательные и воспитательные задачи, формировать у обучающегося готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. Безусловно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всём. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую ранее он не решал.

По методической теме: “Формирование персонального стиля учения младшего школьника в рамках образовательной области “Филология” выполнен подбор и составлены задания, помогающие планировать предстоящую деятельность, развивать умения составлять и применять алгоритмы.

В рамках данной статьи проиллюстрируем, каким образом на уроках письма различные стили учения могут реализоваться в заданиях для обучающихся в первом классе. Отметим также, что распределение заданий по стилям учения младшим школьникам не даётся в явном виде. О нём необходимо знать скорее учителю или преподавателю, работающему с младшими школьниками.

Цель урока: создать условия для организации деятельности обучающихся по ознакомлению со строчной буквой е.

Предметные задачи урока:

  • содействовать усвоению начертания строчной буквы “е” и соединений её с другими буквами в слоги и в слова;
  • продолжить работу по ознакомлению с основными правилами письма;
  • упражнять обучающихся в звукобуквенном анализе слов, в распознавании звуков и букв;
  • содействовать развитию умения анализировать элементный состав букв, сравнивать начертания строчных и заглавных букв.

Метапредметные задачи урока.

  • Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом.
  • Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, принимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
  • Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, аргументировать и отстаивать своё мнение.
  • Личностные УУД: создавать условия для формирования персонального стиля учения, положительного отношения к себе и другим учащимся, к процессу письма.

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.

Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, телевизор, учебник “Азбука” авторов В.Г. Горецкого и Н.А Федосовой, прописи, модели звуков, касса букв, карточки со словами, видеозапись “Лесная песенка” (весёлая детская песня в исполнении Кристины Семёновой авторов У. Пекки и С.Суэтова [6]).

Ход урока

1. Организационный этап.

— Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно! Как прекрасен этот мир! Птицы и растения, животные, горы и реки – все радует нас. Давайте поприветствуем друг друга такими словами:

Спасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас:
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!

— Дружно, активно, с хорошим настроением начнём наш урок письма.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня на уроке письма мы продолжим путешествие, отгадайте куда? [Интуитивный стиль]

Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет.
А нагрянет холод злой
Скинет с плеч ее долой? (Лес)

— На уроке чтения мы с вами провели игру “Включи телевизор”. Как называлась наша телепередача? (“Русские леса”)

— У вас на наборных полотнах осталось только одно слово. Прочитайте его (леса)

Т, А, Н, И, В, К, Р (Буквы прикреплены на доске).

— Среди букв на доске есть гласная, которая не обозначает мягкость согласного звука, назовите её (А). А у вас на наборном полотне есть такая буква? Возьмите её. Чем она отличается от данной на доске?

— Уберите её в кассу букв.

3. Определение темы урока и постановка учебных задач.

— Представьте себе, как мы письменными буквами будем писать это слово, Всё ли мы умеем? Постарайтесь сформулировать тему урока.

— Рассмотрите внимательно страницу в прописи и поставьте цель нашего урока, используя слова (учиться, упражняться, сравнивать…)

4. Актуализация знаний.

— В лесу живёт наш давнишний друг – Лесовичок. Он пришёл к нам в студию вместе с подружкой - белокурой девочкой в красной кофточке и коротенькой зелёной юбочке. Она очень хитрая и гордится этим.

— Что же это за девочка спряталась за ёлочкой в Прописи на с. 31? (Девочка с буквой “е”).

— Расскажите, что вы знаете о букве “е”? [Алгоритмический стиль]

1). Буква “е” обозначает два звука в начале слова и после гласных.

2). Гласный звук [э] после мягких согласных обозначается буквой “е”.

5. Повторение правил посадки при письме.

Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать!!!

6. Первичное знакомство с прописной буквой “е”.

— Посмотрите на красную букву в прописи – это строчная буква е.

— Из скольких элементов состоит письменная строчная буква “е” Назовите её элементы, обратите внимание на местоположение буквы на рабочей строке.

— На какие буквы она похожа?

Взяли ручку, обведём её мысленно, под счёт: и раз. Обведите под счёт букву е, написанную рядом пунктиром.

— Путешествуя с Лесовичком по лесу, мы вышли на лесное озеро, а там ... [Интуитивный стиль]

По тропинке к водоёму,
Шёл отряд крикливый в ногу,
Кря-кря-кря, да кря-кря-кря,
Не боимся мы врага! (Утята)

— Кто узнал этих героев? На что они похожи? Обведите их в узоре.

7. Первичное закрепление.

Упражнение в самостоятельном письме буквы. [Алгоритмический стиль]

Письмо строчной буквы “е” (2 строчки по “Прописям” [2]).

8. Физминутка.

Утром елочка проснулась.
Потянулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
А четыре – снова села.

9. Первичное усвоение новых знаний.

а). Распределите слова на карточках на две группы: село, красивые, мел, река, высокие, лес, енот, ел. (1группабуква е обозначает 2 звука, 2 группа – буква е обозначает звук [э] после мягких согласных) [Интуитивный стиль]

б). Прочитайте столбики слов в “Прописях”. К какой группе отнесём каждый столбик?

Пропишите 1 столбик и найдите слово, обозначающее живую природу. (Обратить внимание обучающихся на многозначность значений этого слова.) Докажите, составив устно предложения. [Дедуктивный стиль]

— Сделайте звуко – буквенный разбор этого слова. [Алгоритмический стиль]

Пропишите 2 столбик и найдите слово, в котором все согласные мягкие. Докажите, сделав звуко – буквенный разбор этого слова. [Дедуктивный и алгоритмический стиль]

в) Проверка упражнения в письме соединений буквы “е” с ранее изученными буквами в словах, читая их парами: ел – сел, ела – села, ели – сели.

— Что вы заметили в этих парах? (Добавили букву “с”, изменилось слово и его лексическое значение)

10. Физминутка.

Звучит мелодия песни “Лесная песенка” [6], дети выполняют физические упражнения.

11. Работа с предложениями.

Анализ первого предложения. [Дедуктивный стиль]

1). Чтение предложения.

2). Почему это предложение?

3). Сколько слов в предложении?

4). Запись предложения с комментированием.

Анализ 2 предложения.

1). Прочитайте, докажите что это предложение?

2). Какое это предложение? (Вопросительное)

3). Игра “Составь слово” [Игровой стиль]

Чтобы ответить на вопрос надо вспомнить о ком мы читали текст на странице в “Азбуке”. Возьмите первые буквы у названий картинок (картинки: липа, ива, сосна, астра) и составьте на наборном полотне слово (лиса).

— Какая картинка лишняя? Почему? (Астры не растут в лесу)

— Какое слово составили? Прочитайте.

— Прочитайте ещё раз вопрос в “Прописях” и дайте на него ответ. (Около ели лиса)

— Самостоятельно с проговариванием запишите свой ответ.

4). Из слов на карточках (роет, она, нору) составьте предложение. (Она роет нору).

— Самостоятельно запишите ответ с печатного текста.

— Прочитайте оба предложения. Добавьте предложения о лисе (устно), чтобы получился интересный рассказ.

12. Рефлексия (подведение итогов урока)

— Что произойдёт, если на наборном полотне в слове “лиса” заменим букву “и” на букву “е”?

— Лесовичок, отправляясь в свой лес, благодарит вас за работу.

— Оцените свою работу на уроке.

— Чему мы научились ? Что нового узнали?

— Какие два звука могут спрятаться в букве “е”?

Таким образом, работа по методической теме показала, что учитель может и в рамках предметной образовательной области “Филология”, во-первых, оценить систему упражнений учебника на предмет наличия заданий различных стилей учения, а, во-вторых, стремясь к гармоничному развитию личности ребёнка, учитывать идею персонального познавательного стиля при планировании и проведении урока.

Литература.

  1. Богданова, E.A. Формирование персонального стиля учения младшего школьника: монография [Текст] / Е.А. Богданова. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. — 128 с. — (Серия “Библиотека педагога-практика”).
  2. Горецкий, В.Г. Федосова, Н.А. Прописи. 1 класс, в четырёх частях, часть 2. [Текст] / В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова. — М.: Просвещение, 2015 — 32 с.
  3. Горецкий, В.Г., Кирюшкин, В.А., Шанько, А.Ф., Берестов, В.Д. Русская азбука. Учебник для 1 класса. [Текст] / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин и др. — М.: Просвещение, 2015.
  4. Загадки. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zagadki1.ru. Дата обращения: 08.01.2017.
  5. Стадченко, Т.В. Урок письма. Письмо строчной и заглавной букв е, Е. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/urok-pisma-v-klasse-na-temu-pismo-strochnoy-i-zaglavnoy-bukv-e-e-1060023.html. Дата обращения: 03.01.2017.
  6. Суэтов, С., У. Пекки. Лесная песенка. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://yadi.sk/d/nj3sZpt-50Tra или https://www.youtube.com/watch?v=l3F4cRedRIY. Дата обращения: 06.01.2017.