Нам повезло жить в эпоху быстроизменяющегося общества, когда технический прогресс с головокружительной скоростью меняет общественные привычки и устои. Школа является одним из важнейших социальных институтов, который всегда должен соответствовать требованиям общества и выпускать из своих стен людей, способных жить в современном мире. Таким образом, школа должна не только научить и передать знания, но и заинтересовать, показать важность открытий нового знания, и, в конце концов, воспитать и подготовить ко взрослой жизни. Но как же быть учителям, которые действительно хотят выполнить все возложенные на них обществом миссии и воспитать полноценных личностей, заинтересовать детей, если вне стен школы учеников поглощают новые технологи, фильмы, переполненные спецэффектами и прочие инновационные достижения общества?
Некоторые люди могут ошибочно полагать, что надо забыть про старые методы обучения и достижения в области педагогики и придумывать что-то новое. Однако, если рассмотреть историю развития педагоги начиная с 1915 года (выходят “Материалы по реформе средней школы. Примерная программа и объяснительная записка”, разработанные и изданные по распоряжению главного министра народного просвещения П.Н. Игнатьева), можно заметить, что все крупные изменения, не опиравшиеся на опыт прошлых лет, заканчивались неудачей, а все хорошее новое было верно измененными сложившимися и проверенными временем педагогическими технологиями. Недаром говорят – “Все новое, это хорошо забытое старое”. В качестве примера можно рассмотреть математическое образование в 1917 – 1930 годы. В ноябре 1917 г. ВЦИК и СНК РСФСР издают декрет о создании государственной комиссии по просвещению, которую возглавил А.В. Луначарский. Самое активное участие в строительстве новой школы принимала Н.К. Крупская. Они решили взять за основу пример образования в США того времени и отвергли идею общеобразовательной школы, заменив ее на идею школы труда. В дальнейшем при активном участии П.П. Блонского была опубликована комплексная программа школы I ступени для первых двух лет обучения. Работы по данным программам не принесли желаемых результатов. Началось падение уровня математической грамотности. Этому способствовал ряд причин:
- во время реализации комплексного подхода задания выполнялись не индивидуально, а в группе, от которой отчитывался бригадир. Поэтому если учащийся что-то не понимал, учитель это не мог сразу выявить;
- отсутствие учебников с систематически изложенным теоретическим материалом в достаточном объеме;
- большая разрозненность в региональных программах;
- поверхностное получение отрывочных знаний из природы, отсутствие комплексной проработки тем;
- рост недовольства родителей, не понимающих, почему вместо получения образования ребенок должен работать на пришкольных участках, если он может работать без всякой школы дома и помогать семье.
Негативные последствия данных реформ привели к пути постепенного возвращения к предметному обучению. Однако нельзя сказать, что все идеи, заложенные в работах педагогов тех лет, были плохи. Скорее они были недоработанными. Так, например, работа в группе (в бригаде) по прежнему часто применяется на уроках, однако не является основной формой работы, поэтому учитель имеет ясное представление о знаниях каждого ученика.
Сегодня цели обучения перестают выступать в виде знаний, умений и навыков, а представляют собой сформированную совокупность личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. Приоритетным направлением концепции государственного образовательного стандарта 2-го поколения становится развитие универсальных учебных действий как фундамента образовательной деятельности. Однако, наряду с новым и, казалось бы, инновационным подходом в педагогике ФГОС второго поколения и методика современной работы учителей очень грамотно строится на прошлых заслугах и открытиях педагогики.
Проведем сравнительный анализ принципов математического образования.
1917-1930 | Наше время |
А.В. Луначарский и Н.К. Крупская решили взять за основу пример образования в США того времени. | Ориентация на Западное образование |
Задания выполнялись не индивидуально, а в группе, от которой отчитывался бригадир. | Упор на коммуникативную составляющую на уроках. Привлечение работы в парах и группах. |
В учебниках был представлен практический подход к введению нового материала. Учащимся предлагалось выполнять различные действия, работы, чтобы прийти к нужным выводам. | Проблемное обучение. Идея реализации связи школьной математики с жизнью. |
Роль учителя сводится к роли консультанта, который подсказывает детям, где им надо открыть учебник сегодня, что посмотреть на завтра, а также к роли регулятора, способного объективно оценить уровень успеваемости учеников и степень овладения ими знаний и умений. | Учитель – управленец в школьном процессе. Он управляет образовательным процессом, направляя учащихся на самостоятельный путь получения новых знаний. |
1930-1952 | Наше время |
Учебник А.П. Киселева отличался простотой и научностью знаний. | В учебниках присутствуют четкие, выделенные определения, следствия, выводы. |
Учебник А. П. Киселева и задачник Е. С. Березанской хорошо дополняли друг друга и помогали учащимся осваивать школьную программу в необходимом объеме. | К каждому учебнику разрабатываются рабочие тетради, дидактические материалы и электронные ресурсы, содержащие дополнительный задачный материал |
1952-1966 | Наше время |
Рекомендовались тематические экскурсии, сообщение сведений по истории математики. | Каждый учебник, вошедший в утвержденный перечень рекомендованных учебников, имеет исторические сведения. Для учеников школ часто устраивают выездные лекции и экскурсии по предметам. |
Школа должна готовить к трудовой жизни | Школа должна показывать связь каждого предмета с реальным миром, чтобы помогать учащемуся адаптироваться в жизни. |
1966-1985гг. | Наше время |
Ориентация на французские и швейцарские идеи математического образования | Ориентация на западное образование |
Построение учебников на основе теории множеств | Включение теории множеств в учебники |
1985 - 2004 | Наше время |
Издание альтернативных учебников | Существование альтернативных учебников. Школа сама выбирает, по какому учебнику из утвержденного списка будет работать. |
Сочетание научного и художественного стилей в учебнике | Сочетание научного и художественного стилей в учебнике |
Введение ФГОС 2004 год – Введение ФГОС 2011 год | Наше время |
При сравнении этих двух периодов принято выделять различия между ФГОС 1-го и 2-го поколения, однако документ 2004 года послужил основой для создания ФГОС 2-го поколения и послужил ему хорошей опорой. |
После проведенного сравнительного анализа остается вопрос – что делать учителям сегодня – работать по старым программам или же искать что-то новое? На наш взгляд, педагогические идеи и дидактические принципы, выделенные ранее являются нерушимым фундаментом, который нельзя трогать. Однако методы реализации дидактических принципов должны соответствовать времени и отвечать интересам детей. Ян Амос Коменский (1592-1670) — чешский мыслитель-гуманист, философ, педагог, писатель выделил ряд дидактических принципов:
- объективности, научности;
- связи теории с практикой;
- последовательности, систематичности;
- доступности при необходимой степени трудности;
- наглядности, разнообразия методов;
- активности обучаемых;
- прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.
При этом уже в те годы Ян Амос Каменский называл принцип наглядности “золотым правилом” обучения. Русский педагог К.Д. Ушинский указывал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих "формами, звуками, красками, ощущениями". Наглядное обучение, по словам К. Д. Ушинского, "строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком". Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление. Можно выделить несколько способов представления наглядности в процессе обучения:
1) рассмотрение сохранившихся исторических памятников и документации;
2) специально изготовленные наглядные пособие (макеты, модели, реконструкции предметов);
3) иллюстрационная наглядность (учебные картины, репродукции, фотографии, аппликации);
4) графическая систематизация (схематические рисунки, графики, диаграммы);
5) технические средства обучения (ТСО): кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски (аудио и компьютерные).
Одна из основных проблем состоит в том, что математика в основном оперирует числами и формулами, поэтому учителям этого предмета бывает тяжело реализовать принцип наглядности на уроке. Ниже мы бы хотели предложить несколько путей реализации данного принципа на уроках математики в средней школе.
1) использование как можно большего числа наглядных пособий, сравнительных таблиц, схем и денотантных графов. Систематизация математического материала способствует более легкому усвоению, и, что самое важное, выделению наиболее важных взаимосвязей, взаимозависимостей и сравнительных различий. Так, например, при изучении темы “объем” в 5 классе имеет смысл составить сравнительную таблицу объема и площади, чтобы показать сходства и отличие;
2) создание моделей и макетов геометрических фигур. При этом данный способ можно разделить на два вида: раздача уже готового материала, чтобы дети с помощью наглядных и тактильных ощущений лучше познакомились с изучаемым объектом, или же самостоятельная работа детей по изготовлению моделей, что будет способствовать более тщательному изучению свойств объекта;
3) подготовка учителем комиксов, раскрывающих содержание задачи (<Рисунок 1>). Комикс представляет собой набор картинок, иллюстрирующих текстовое содержание. Таким образом, он представляет собой совокупность литературного и художественного искусства, так как картинки играют роль не столько фона, сколько передают чувственный аспект повествования, а также эмоциональный фон. Придя к нам из-за границы, комиксы набирают все большую популярность у детей и подростков, тем самым применение комикса на уроках математики будет способствовать не только более простому усвоению материала и передаче математического содержания жизненным ситуациям, но и повышению заинтересованности детей, а, как следствие, и повышению уровня мотивации. Кроме того, существуют методики обучения работе с текстовой задачей по средствам комикса;
4) организация уроков вне стен школы – выездные уроки, проводимые в музеях, парках, усадьбах, где бы ученики могли самостоятельно найти информацию, что-то измерить;
5) применение пространства кабинета как рабочего пространства урока – дети должны мерить, искать, находить. Многие считают данный пункт подпунктом предыдущего, однако мы бы хотели его выделить отдельно. Дело в том, что ученики должны понимать, что ни одна математическая задача не пришла к нам из ниоткуда. Каждая из них получалась в результате решения определенной жизненной трудности, поэтому любой предмет, любая часть пространства может стать целым кладезем математическим вопросов, достаточно лишь подключить фантазию. Так, например, во время изучения темы площадь ученикам будет интересно померить самостоятельно с помощью рулетки длину, ширину и высоту классной доски, а не брать готовые данные из задачи;
5) активное использование компьютерных технологий – презентации (пример презентации в Презентация), компьютерные математические игры, видео, онлайн тесты.
6) применение аудио - дорожек с сочинениями, содержащими большое количество математических данных, из которых для решения задачи, озвученной в конце записи, потребуются только некоторые. Это научит детей “фильтровать” информацию и отвечать на конкретно-поставленные вопросы.
7) Принцип наглядности очень тесно связан с дидактическим принципом связи теории с практикой. Поэтому в качестве отдельного пункта хотелось бы выделить внедрение части УПЗ на уроки (учебно-познавательных задач) или отдельно урока математика-УПЗ, на которым бы дети выходили за рамки школьной программы, изучая не олимпиадные задачи, как это часто происходит в наше время, а математические задачи, возникающие в процессе жизни из бытовых ситуаций, тем самым наглядно наблюдая не только результат своего математического труда, но и понимая тесную связь математик с жизнью.
Таким образом, все перечисленные нами пути реализации принципа наглядности на уроках являются общедоступными, простыми в применении и, главное, практически направленными.
Список использованной литературы.
- Апарович Г.Г. Наглядное пособие в сегодняшней школе. / / Преподавание истории в школе. - 1994, №1.
- Белова Л.К. Современные методы в современном преподавании. / / Преподавание истории в школе. - 2003, №9.
- Киселёв, А.П. Арифметика: Учебник для 5-го и 6-го классов семилетней средней школы/ А.П. Киселёв- 16-ое изд., перераб.и доп. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1954 – 167с.
- Колягин Ю.М. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль. –М.: Просвещение, 2001
- Коменский Я.А. “Великая дидактика”. - Избр. пед. соч. М., Учпедгиз, 1955.
- Комикс в образовании: Есть ли польза для дела? // Народное образование. - 2002. - N 9,
- Логвинов, И. И. Об истории нашей школы и ее сегодняшних бедах / Новое в психолого-педагогических исследованиях: теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. И. И. Логвинов- М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2008. № 1.- 116с.
- Ушинский К. Д. Избранные труды: Антология гуманной педагогики / Сост. и авт. пред. П.А. Лебедев. М.: Амонашвили. 1998. 222 с.
- http://www.6yket.ru/pedagogika/naglyadnost_v_prepodavanii_novejshej.html