Продолжительность: 45 минут.
Предмет, класс, в котором используется продукт: Алгебра, 8 класс.
Авторы учебника, учебно-методического комплекта: Алгебра 7 класс. В 2 ч.
Ч.1 Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений А.Г.Мордкович, - М.: Мнемозина, 2013
Ч.2 Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений А.Г.Мордкович, Л.А.Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е.Тульчинская, -М.: Мнемозина, 2013.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, практический.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки с заданиями.
Пояснительная записка: при подготовке урока в 8 классе учитываются возрастные особенности учащихся и государственный стандарт по математике.
Цели урока:
- отработка способов решения неполных квадратных уравнений;
- формировать навыки решения квадратных уравнений по формуле;
- развивать логического мышления, память, внимание;
- развивать общеучебные умения, умения сравнивать и обобщать;
- формировать умение анализировать, обобщать, развивать математическое мышление.
Ход урока
1. Организационный момент
Уважаемые учащиеся сегодня нам предстоит научиться решать еще один вид уравнений. Но перед этим давайте с вами вспомним, чем мы занимались на прошлых занятиях.
2. Актуализация знаний
Давайте посмотрим на доску и вспомним какие уравнения мы с вами прошли, выполнив задание на доске.
Учащимся предлагается выполнить задание на соотнесение. Соотнести название уравнения с примерами, записанными на доске и объясните свой выбор (Слайд №2, 3).
После выполнения задания учащиеся под руководством учителя составляют схему. (Слайд №4)
3. Мотивация учебной деятельности.
Решим уравнение вида несколькими способами.
1 способ: Разложение квадратного трехчлена методом группировки.
2 способ: Разложим квадратный трехчлен на множители методом выделения полного квадрата
3 способ: Графический. Приведем уравнение к виду . Построим два графика функций и найдем их точки пересечения.
- Давайте подумаем, в чем минусы этих методов:
- не все квадратные трехчлены можно разложить на множители;
- не все графики будут пересекаться в “хороших точках” (Слайд №5-9).
Примечание: В презентации работают гиперссылки, нажав на которые можно перейти к нужному методу решения и обратно к классификации.
Ознакомление с новым материалом. Первичное осмысление и закрепление изученного.
Давайте познакомимся с алгоритмом решения квадратного уравнения и формулами, которые будут нашими помощниками.
Алгоритм решения квадратного уравнения (Слайд №10):
- Выпишите коэффициенты квадратного уравнения.
- Вычислите дискриминант D квадратного уравнения по формуле .
- Если D < 0, то квадратное уравнение корней не имеет.
- Если D = 0, то квадратное уравнение имеет один корень.
- Если D > 0, то квадратное уравнение имеет два корня, которые вычисляются по формуле
Если время урока будет хватать, то можно с детьми поделиться исторической справкой про квадратные уравнения и дискриминант. В презентации достаточно перейти по гиперссылки нажав на стрелку (Слайд №11-13).
После объяснения теоретического материала учитель разбирает пример оформления решения квадратного уравнения на доске для случаев, когда D<0, D=0, D>0. (Слайд №14).
Пример 1. Решить квадратное уравнение
Решение: Выпишем коэффициенты .
. Так как D<0, то данное квадратное уравнение не имеет корней.
Пример 2. Решить квадратное уравнение .
Решение: Выпишем коэффициенты .
. Так как D=0, то данное квадратное уравнение имеет один корень. Найдем его по формуле .
Пример 3. Решить квадратное уравнение .
Решение: Выпишем коэффициенты .
. Так как D>0, то данное квадратное уравнение имеет два корня. Вычислим их по формуле:
.
Далее учащимся предлагается решить номера из учебника: №25.5(а,б), 25.7(а,б), 25.10 (а,б).
После отработки материала, при наличии времени можно предложить самостоятельную работу на первичное осмысление и закрепление изученного материала (Слайд №15).
Вариант 1
Решите квадратное уравнение
Вариант 2
Решите квадратное уравнение
5. Постановка домашнего задания.
Учитель диктует домашнее задание, которое параллельно высвечивается на интерактивной доске: п. 25 Выучить алгоритм решения квадратных уравнений, основные формулы; №25.5(в,г), 25.7(в,г), 25.10 (в,г), 25.11 (Слайд №16).
6. Подведение итогов урока.
Учитель совместно с учащимися подводит итоги прошедшего урока.
Сегодня на уроке:
- вспомнили все виды уравнений;
- повторили известные нам способы решения полных квадратных уравнений, закрепляя их на примерах;
- увидели недостатки рассматриваемых нами ранее способов решения квадратных уравнений;
- познакомились с алгоритмом решения квадратных уравнений.
7. Рефлексия
В конце урока учащимся предлагается продолжить предложения (Слайд №17).
- На уроке я узнал..................................................................
- На уроке мне понравилось.................................................
- На уроке я запомнил, что ...................................................
- Теперь я могу.......................................................................
- Теперь я попробую..............................................................