Программа профилактики суицидального поведения "Суицид – крик подростка о помощи"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Актуальность. Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены. По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.

Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.

Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

  • Изучить теоретические аспекты проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
  • Выявить детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечить безопасность ребенка, снять стрессовое состояния.
  • Изучить особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  • Создать систему психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы и в период трудной жизненной ситуации.
  • Формировать позитивный образ Я, уникальность и неповторимость не только собственной личности, но и других людей.

Принципы реализации программы

  • Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
  • Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
  • Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
  • Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Достоинства настоящей программы:

  • возможность для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
  • возможность для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
  • создание условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат.

В целом, такая проделанная работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать  работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.

Основные мероприятия по реализации программы

Участники Наименование мероприятие
Диагностические мероприятия
Учащиеся 6-7 классов Методика диагностики самооценки психических состояний Г.Айзенка (Приложение №1).

Матрицы Равена (Приложение №4).

Анкетирование “Отношения обучающихся к проблеме употребления ПАВ" (Приложение № 5).

Учащиеся 8 классов Методика диагностики самооценки психических состояний Г.Айзенка. (Приложение №1)

Анкетирование “Отношения обучающихся к проблеме употребления ПАВ" (Приложение № 5).

Учащиеся 9 классов Диагностика экзаменационной тревожности.

Измерение степени выраженности астенического состояния (Приложение №6).

Мотивация успеха и боязнь неудачи – опросник А. Реана (Приложение №7).

Учащиеся 10 классов Диагностика тревожности

(Кондаша) (Приложение №8).

Методика мотивации учения и эмоциональное отношение к учению (Спилберга-Андреевой) (Приложение № 9).

Определение индекса групповой сплоченности Сишора (Приложение № 10).

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (Казанцевой Г.Н.) (Приложение № 11).

Анкета “Соответствуют ли образовательные услуги школы вашим ожиданиям” (Приложение №11)

Учащиеся 11 классов Диагностика экзаменационной тревожности.

Измерение степени выраженности астенического состояния (Приложение №6).

Мотивация успеха и боязнь неудачи – опросник А. Реана (Приложение №7).

Учащиеся 6-11 класс Диагностическая работа на различные темы (тревожность, агрессивность, самооценка и др.) по запросам классных руководителей, администрации и родителей.
Индивидуальная диагностическая работа Проективные методики:

“Моя семья”,

“Несуществующее животное”.

Тест на одиночество. Методика субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона. (Приложение №2)

Шкала депрессии Бека (BDI). (Приложение №3)

Родители Опросник “ Родительского отношения” (А.Варга, В.Столин) (по запросам)
Просветительские и профилактические мероприятия
Учащиеся Психолого-педагогические классные часы (тренинги, беседы и др.):

Как преодолевать тревогу? (6 классы).

Конфликты и способы решения конфликтов. (7 классы).

Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом (8 классы).

“Скажем “Нет” курению и алкоголю” (8-9 классы).

“Шесть шагов к уверенности в себе” (10 классы).

“Как психологически подготовиться к экзаменам” (9 и 11 классы).

“Мы выбираем дружбу” (10-11 классы).

“Мир профессий” (9 классы).

“Твое здоровье – твое богатство” (6-8 классы).

“Познай себя – познай других” (10-11 классы).

“Компьютерная зависимость” (6-8 классы).

“Личностное и профессиональное самоопределение” (8-9 классы).

“Корабль дружбы” (6-7 классы).

“Психологический КВН” (6-7 классы)

“Творческое начало” (6-9 классы).

“Вредные привычки” ().

“Шаг за шагом” (10 классы).

“Мой мир без агрессии” (7-11 классы)

Педагоги Организация работы по профилактике профессионального выгорания педагогов.

Проведение профилактических занятий “Душевный покой”

Педагогический коллектив Семинар для педагогов: “Проблемы суицида в молодежной среде”
Родители учащихся Родительские собрание на тему:
  • “Суицид – крик подростка о помощи”;
  • “Конфликты с собственным ребенком и пути их решения”;
  • “Подросток в мире вредных привычек”;
  • “Как психологически подготовиться к экзаменам”.
Консультативные мероприятия
Педагоги, родители Индивидуальные консультации, рекомендации.
Дети “группы риска” Индивидуальные беседы с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Список используемой литературы

  1. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
  2. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
  3. Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
  4. Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
  5. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
  6. Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
  7. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
  8. Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
  9. Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
  10. Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.
  11. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
  12. Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
  13. Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
  14. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
  15. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.