Пояснительная записка
Актуальность. Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены. По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.
Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
- Изучить теоретические аспекты проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
- Выявить детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечить безопасность ребенка, снять стрессовое состояния.
- Изучить особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
- Создать систему психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы и в период трудной жизненной ситуации.
- Формировать позитивный образ Я, уникальность и неповторимость не только собственной личности, но и других людей.
Принципы реализации программы
- Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
- Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
- Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
- Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Достоинства настоящей программы:
- возможность для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
- возможность для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;
- создание условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат.
В целом, такая проделанная работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
Основные мероприятия по реализации программы
Участники | Наименование мероприятие | |
Диагностические мероприятия | ||
Учащиеся 6-7 классов | Методика диагностики самооценки
психических состояний Г.Айзенка (Приложение
№1). Матрицы Равена (Приложение №4). Анкетирование “Отношения обучающихся к проблеме употребления ПАВ" (Приложение № 5). |
|
Учащиеся 8 классов | Методика диагностики самооценки
психических состояний Г.Айзенка. (Приложение
№1) Анкетирование “Отношения обучающихся к проблеме употребления ПАВ" (Приложение № 5). |
|
Учащиеся 9 классов | Диагностика экзаменационной
тревожности. Измерение степени выраженности астенического состояния (Приложение №6). Мотивация успеха и боязнь неудачи – опросник А. Реана (Приложение №7). |
|
Учащиеся 10 классов | Диагностика тревожности (Кондаша) (Приложение №8). Методика мотивации учения и эмоциональное отношение к учению (Спилберга-Андреевой) (Приложение № 9). Определение индекса групповой сплоченности Сишора (Приложение № 10). Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (Казанцевой Г.Н.) (Приложение № 11). Анкета “Соответствуют ли образовательные услуги школы вашим ожиданиям” (Приложение №11) |
|
Учащиеся 11 классов | Диагностика экзаменационной
тревожности. Измерение степени выраженности астенического состояния (Приложение №6). Мотивация успеха и боязнь неудачи – опросник А. Реана (Приложение №7). |
|
Учащиеся 6-11 класс | Диагностическая работа на различные темы (тревожность, агрессивность, самооценка и др.) по запросам классных руководителей, администрации и родителей. | |
Индивидуальная диагностическая работа | Проективные методики: “Моя семья”, “Несуществующее животное”. Тест на одиночество. Методика субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона. (Приложение №2) Шкала депрессии Бека (BDI). (Приложение №3) |
|
Родители | Опросник “ Родительского отношения” (А.Варга, В.Столин) (по запросам) | |
Просветительские и профилактические мероприятия | ||
Учащиеся | Психолого-педагогические
классные часы (тренинги, беседы и др.): Как преодолевать тревогу? (6 классы). Конфликты и способы решения конфликтов. (7 классы). Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом (8 классы). “Скажем “Нет” курению и алкоголю” (8-9 классы). “Шесть шагов к уверенности в себе” (10 классы). “Как психологически подготовиться к экзаменам” (9 и 11 классы). “Мы выбираем дружбу” (10-11 классы). “Мир профессий” (9 классы). “Твое здоровье – твое богатство” (6-8 классы). “Познай себя – познай других” (10-11 классы). “Компьютерная зависимость” (6-8 классы). “Личностное и профессиональное самоопределение” (8-9 классы). “Корабль дружбы” (6-7 классы). “Психологический КВН” (6-7 классы) “Творческое начало” (6-9 классы). “Вредные привычки” (). “Шаг за шагом” (10 классы). “Мой мир без агрессии” (7-11 классы) |
|
Педагоги | Организация работы по
профилактике профессионального выгорания
педагогов. Проведение профилактических занятий “Душевный покой” |
|
Педагогический коллектив | Семинар для педагогов: “Проблемы суицида в молодежной среде” | |
Родители учащихся | Родительские собрание на тему:
|
|
Консультативные мероприятия | ||
Педагоги, родители | Индивидуальные консультации, рекомендации. | |
Дети “группы риска” | Индивидуальные беседы с учащимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию. |
Список используемой литературы
- Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
- Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
- Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
- Кардашина О., Родионов В., Ступницкая М. Я и мой выбор. Занятия для учащихся 10 – 11 классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни // Школьный психолог, 2001, №27.
- Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
- Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
- Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
- Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
- Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
- Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.
- Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
- Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
- Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
- Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
- Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.