Экологический брейн-ринг

Разделы: Экология, Коррекционная педагогика


Цели:

  • Формировать оптимальные отношения со средой обитания.
  • Прививать детям любовь к природе, показывать какую помощь они могут ей оказать.
  • Развивать интеллектуальные способности в области экологии, творческий потенциал и экологическую культуру школьников.

Задачи:

  • Способствовать углублению знаний обучающихся экологии, показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека. Научить школьников правильно вести себя на природе, вызвать интерес к родному краю.
  • Развивать у обучающихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.
  • Развивать речь учеников, их познавательную активность.

Ведущий 1:

Добрый день! Мы приветствуем вас в нашем зале, где состоится экологическая игра. Что такое экология и почему это слово столь актуально в наше время?

Экология – это раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой. Все мы обязаны жизнью нашей планете - прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, вызывающей о помощи, и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед… нами.

Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля и пересесть с него нам просто некуда”.

Ведущий 2:

Наш брейн-ринг – это интеллектуальная игра, это то самое место, где каждый может блеснуть своим умом. Помните как говориться: “один ум хорошо, а два лучше”. А их у вас, дорогие игроки, по 5 за каждым столом.

Девиз  игры: Чтобы победить - надо быть находчивым! Чтобы быть находчивым – надо быть веселым! Чтобы быть веселым – надо победить!

Условия игры просты: в игре несколько таймов, в тайме несколько конкурсов. Отвечает тот, кто первым зажег настольную лампу.

Итак: начинаем первый тайм.

I тайм. Конкурс “Умники и умницы”

Ведущий1:

  1. Почему во время ледохода лед плывет по поверхности воды, а не тонет? (лед легче воды).
  2. Что птицам зимой страшнее: холод или голод? (голод).
  3. Что случается с пчелой после того, как она кого-либо ужалит? (она погибает).
  4. Сухие или свежие грибы ест белка? (сухие).
  5. Назовите самого сильного хищного зверя (белый медведь).
  6. Какие горы вы знаете в нашем крае? (Саяны).
  7. Какое животное семейства кошачьих обитает в предгорьях Саян? (снежный барс).
  8. Какую птицу называют жар-птицей? (Удод).
  9. Как называется самая маленькая птица? (королек).
  10. Как называется ядовитая змея, представляющая опасность для человека? (гадюка)

Ведущий 2:

А знаете ли вы ребята, что крупные крокодилы ревут как быки? Их страшный рев по смыслу означает то же, что и пение соловья: “это мой участок”. В основном они питаются рыбой, но иногда нападают на антилоп во время водопоя.

Ведущий 1

А знаете ли вы, что акулы относятся к древнейшим представителям рыбного царства? Их предки существовали 150 миллионов лет тому назад. В наше время акулы обитают во всех океанах, но предпочитают тропический пояс. Акулы - хищники! Для купальщиков опасны 3-5-метровые акулы. А вот 15-метровая китовая акула, которая питается мелкой рыбой и рачками, безопасна и на людей не нападает. У акул есть спутники, которые питаются остатками акульего обеда: пестрая рыба-лоцман и рыба прилипала. Прилипалы плохо плавают и поэтому особой присоской в верхней части головы прилипают к акульему брюху и так катаются на своей хозяйке.

II тайм “Звездный час”

Ведущий 2:

А сейчас мы узнаем, кто лучше всех знает фауну прекрасной планеты Земля. Речь пойдет о птицах. Ваша задача из трех ответов выбрать единственно верный ответ.

1. Ребята нашли в лесу птенца, выпавшего из гнезда. Как им поступить, чтобы не навредить бедняге?

а) взять его с собой и кормить;

б) найти гнездо и положить его туда;

в) вообще не брать.

(Ответ: ни в коем случае нельзя брать его в руки. Родители сами найдут птенца и выкормят его).

2. Для чего дрозды, трясогузки, оляпки, скворцы, вороны и другие хитрые птицы садятся на муравейник?

а) поесть муравьиных яиц;

б) для принятия приятных оздоровительных ванн;

в) просто передохнуть.

(Ответ: птицы в муравейнике освобождаются от насекомых-паразитов. Муравьиная кислота настолько духовита, что убивает насекомых. Таким образом, птицы принимают муравьиные ванны в гигиенических целях).

3. Для чего скворцы затаскивают в скворечник рассаду помидоров?

а) для дезинфекции;

б) для подстилки;

в) для заделывания щелей.

(Ответ: помидорную рассаду не любят насекомые-вредители. Она нужна скворцам для того, чтобы выгнать из гнезда воробьиных блох, которые бояться помидорного запаха).

4. В гнездах степного орла можно увидеть полынь. Зачем она там?

а) ее используют как мелкую подстилку;

б) из нее делают гнезда – это хороший строительный материал;

в) для профилактики защиты от вредных насекомых

(Ответ: полынь, увядая, сильно пахнет, выделяет летучие эфирные масла, которые отпугивают вредных насекомых и убивают болезнетворных микробов)

5. Почему куры, индейки и другие зерноядные птицы глотают мелкие камушки?

а) при сокращении желудка камешки перетирают проглоченные зерна;

б) камушки, перевариваясь в желудке, идут на образование скорлупы;

в) мелкие камешки глотаются птицами случайно. Они не выполняют никаких функций

(Ответ: проглоченные камешки участвуют в пищеварении).

6. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на далеком юге?

а) вьют;

б) нет;

в) вьют, если зима на родине, откуда они прилетели, затянулась.

(Ответ: они не вьют гнезд на чужбине, а улетают в южные страны на время, потому, что им трудно добывать корм зимой)

7. Иногда, особенно весной можно увидеть, как сороки цепляются к молодым телятам. Они садятся им на спину, шею, ноги. Животные их не прогоняют, а спокойно поедают траву. Почему сороки набрасываются на телят?

а) они выщипывают шерстинки для гнезд;

б) лечат животных;

в) просто играют

(Ответ: часто слышим о сороках-воровках, сплетницах, обманщицах, а вот слышал ли кто о сороках-ветеринарах? Наши сороки “лечат” животных, склевывая с их спин клещей и мух)

8. Ученый-натуралист заметил на высокой, стоящей недалеко от озера сосне большое гнездо. Занимаясь по поручению музея изучением жизни птиц, он забрался на дерево и вытащил из гнезда крупную и совсем свежую щуку. Какой птице принадлежало гнездо?

а) пеликан;

б) чайка;

в) скопа

(Ответ: скопа. Эта крупная хищная птица, охотящаяся за рыбой, паря над поверхностью воды и, заметив рыбу, бросается вниз, схватывает добычу, иногда погружаясь при этом в воду, как смелый и опытный ныряльщик).

9. Какая птица может двигаться по вертикальному стволу дерева вверх и вниз головой?

а) поползень;

б) дятел;

в) пищуха

(Ответ: в любом направлении по стволу дерева может передвигаться только поползень. Пищуха и дятел передвигаются по стволу только вверх головой. Это объясняется тем, что дятел и пищуха при движении по стволу опираются на хвост. У поползня хвост короткий, и при движении в вертикальной плоскости он роли не играет)

Игра со зрителями

Ведущий 1:

Вы знаете, что все животные делятся на домашних и диких. Так же и птицы. Сейчас я буду читать стихи о животных и птицах. если речь идет о домашних животных – вы должны хлопать в ладоши, о диких животных – топать, о домашней птице – шипеть, о дикой птице – махать руками. Запомнили? Будьте внимательны!

За березовым пеньком зайка спит под лопухом.
Выбегай поскорей посмотреть на снегирей.
Лесные синички ростом невелички.
На базаре спозаранок накупил баран баранок.
На этой неделе грачи прилетели.
Курочка-рябушечка, одолжи горбушечку.
Из-за белой Руси прилетели гуси.
Ежик ежится у елки, укололся об иголки.
По полю дорожка кружит, по дорожке лошадка бежит.
Стоит волк под горой, подпершись кочергой.
На елке зеленой, как на троне, как царь, сидит неподвижно красавец-глухарь.
Сидит котик на крылечке, ловит котик рыбу в речке.
Далеко-далеко на лугу пасутся ко… коровы.
Ворона, ворона, куда ты ходила? Кому ты, чего ты в корзинке носила?

III тайм “Сказочники среди нас”

Ведущий 2:

Когда я была маленькой мне довелось прочитать сказку Виталия Бианки “Сова”. Я вспомнила сказку и решила взять из нее несколько предложений, перепутать их последовательность и предложить вам составить из них свою маленькую сказку.

Не стало совы – расплодились мыши.
Сова обиделась и улетела в лес.
Мыши стали разорять шмелиные гнезда
Пришлось мужику мириться с совой.
Не стало шмелей - не опыляются травы, их урожайность понизилась.
Худо стало мужику без молока.
Мало стало травы - корова не дает молока.

(Ответ: 8,2,1,3,5,7,6,4)

Ведущий 1:

Викторина для зрителей о лесе и его обитателях

  1. Из какого дерева делают спички? (осина).
  2. Какое дерево используют для изготовления лыж? (береза).
  3. Какое дерево цветет первым и какое последним? (ольха, липа).
  4. У каких деревьев осенью листья красные? (клен, рябина).
  5. Из какого дерева делают пианино? (ель).
  6. Какие дрова самые жаркие? (березовые, дубовые).
  7. Какое дерево так же, как и береза дает сладкий сок? (клен).
  8. Почему заяц гложет зимой осину, ведь она горькая? (в осиновой коре содержится 10% жира).
  9. Для укрепления песков сажают сосну, а не ель, почему? (у сосны глубокая корневая система, а у ели поверхностная).

IV тайм. Музыкальный конкурс

Ведущий 2:

А сейчас вы будете узнавать птиц по голосу (фонограмма). Звучат крики чайки, лебедя-кликуна, цапли, журавля.

Викторина для зрителей “Живые синонимы”

Ведущий 1:

Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.

  • Могучий, как …(орел)
  • Вороватый, как …(сорока)
  • Важный и надутый, как… (индюк)
  • Верность…(лебединая)
  • Длинноногий, как…(журавль)
  • Большеглазый, как…(филин)
  • Желторотый, как…(птенец, цыпленок)
  • Взгляд хищный, как у…(ястреба)
  • Взгляд зоркий, как у…(сокола)
  • Ворковать, как …(голубь)
  • Болтать или трещать, как …(сорока)

V тайм. Разгадай кроссворд

Ведущий 2:

По вертикали:

  1. Птица России
  2. Дерево России
  3. Самая крупная сова
  4. Колючий охотник за мышами
  5. Гиппопотам
  6. Ближайший родственник человека в мире животных
  7. Летом в рыжей шубке, зимой в серой
  8. Слезам этого животного верить нельзя
  9. Полосатый хищник
  10. Самое высокое африканское животное
  11. Рыба, название которой начинается с самой последней буквы алфавита

По горизонтали:

  • Наука о птицах (орнитология)

Дополнительные вопросы:

  1. Какая птица выводит птенцов в дождь (лебедь)
  2. Какая птица летает выше всех? (орел)
  3. Какая птица летает быстрее всех? (стриж)
  4. Какая птица самая большая в мире? (страус)
  5. Какая птица может лететь хвостом вперед? (колибри)
  6. Какая птица, из обитающих в нашей стране, самая маленькая? (королек)
  7. Какая птица выводит птенцов в морозы? (клест)
  8. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (кукушки)
  9. Какое любимое лакомство аистов? (лягушки)

VI тайм. Конкурс пословиц о природе

  • Слово не воробей, вылетит - не поймаешь
  • Лучше синица в руках, чем журавль небе
  • Гусь свинье не товарищ
  • Старого воробья на мякине не проведешь
  • Без труда не вынешь рыбку из пруда
  • Волков бояться - в лес не ходить

Ведущий 1:

Пока жюри подводит итоги, скажите: человек для леса друг или враг?

Знаете ли вы правила экологически правильного поведения в лесу?

Зачем нужны эти правила?

(Показать иллюстрации как правильно вести себя в лесу, на реке…)

Ведущий 2:

Некоторых животных, птиц, растений осталось очень мало. Они занесены в красную книгу и взяты под охрану. Почему эта книга называется красной? (Подобно красному сигналу светофора она должна будить у людей тревогу о судьбе природы).

Закон об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети.

Ведущий 1 и ведущий 2: исполняют песню:

Не думай о природе свысока,
Наступит день, и сам поймешь, наверное,
Как нам природа-матушка близка
И каждый миг, и каждое мгновение.
Как тяжело нам жить без птичьих стай,
И без дождя во время зноя летнего,
Быть может, мы спасем родимый край,
Наверное, наверное, наверное.

Ведущий 1:

Слово жюри. Подведение итогов. Награждение победителей.