Задачи:
- Расширять представления детей о предприятиях по производству продуктов питания города Минусинска.
- Создавать условия для активизации речевых умений, высказываний у детей во время исследовательской деятельности.
- Учить детей ориентироваться по карте города.
- Воспитывать умения договариваться друг с другом, слушать собеседника, сообща заниматься.
- Обогащать речь новыми словами: дежа, пастеризация, тестомес.
- Осуществлять контроль за правильным произношением звуков в словах, при согласовании слов в предложениях.
Материал к НОД: сумка (складная), планшет, компьютер, карта города Минусинска, магниты для обозначения пути следования, руль водителю автобуса, картинки: с изображением здания молокозавода, пекарни, кондитерской фабрики; с изображением продукции молокозавода “Сибиржинка”; кондитерской Минусинской фабрики; муляжи хлебобулочных изделий пекарни “Губернский хлеб”; образцы муки пшеничной, ржаной, мармеладные конфеты разного цвета, пищевые красители разного цвета, емкости с водой, пластмассовые ложки, салфетки, шапочки и халаты по количеству детей.
Предварительная работа: эксперимент с хлебом (1 кусочек хлеба поместить в целлофановый пакет, предварительно побрызгав на него водой; 2 кусочек хлеба поместить в целлофановый пакет и убрать в темное место); интервью с лаборантом молокозавода; презентация “Как делают хлебобулочные изделия в пекарне”.
Ход НОД
(В разных местах в группе разложены предметы, картинки, относящиеся к предприятиям города, на доске карта города).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг, настроимся на занятие.
“Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре
Чётко звуки говорим
Никогда мы не спешим”
(Обращаю внимание детей на свернутую сумку в руках).
Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? Для чего нужна сумка? (ответы детей).
Воспитатель: Где ваши родители покупают продукты? А чаще всего, где покупают? (ответы детей).
Воспитатель: Кто из вас знает, как продукты попадают в магазин? Где загружают машины продуктами, чтобы отвезти их в магазин? (ответы детей).
Воспитатель: А вы знаете где изготавливают продукты питания? В нашем городе есть предприятия, где производят продукты питания? (ответы детей).
Воспитатель: А вы хотели бы узнать о предприятиях нашего города?
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по некоторым предприятиям по производству продуктов питания. Вы не против? Но прежде, чем отправиться нам нужно наметить маршрут нашего путешествия. Давайте подойдем к карте нашего города и найдем место, где мы сейчас находимся? Детский сад находится на улице Народной -31а - это пункт нашего отправления, обозначим его кружком. (ребёнок отмечает).
Воспитатель: Предлагаю нам всем вместе посетить молокозавод “Сибиржинка”, он находится по улице Февральской 20, давайте найдем и обозначим его на карте. (ребёнок отмечает).
Воспитатель: Давайте подумаем на каком транспорте мы с вами можем добраться до молокозавода? Может на велосипеде? Вертолёте? (дети обсуждают, приходят к единому мнению).
Воспитатель: Хорошо, мы решили, что поедем на автобусе. Давайте сделаем автобус. (дети делают автобус из стульчиков, выбирают водителя, водитель берёт руль, дети рассаживаются).
Ребёнок: Внимание, пристегните ремни, мы отправляемся в путь! Поехали! (включаю телефон со звуком двигателя автобуса).
(Во время “движения” предложить детям посмотреть в окна) Что вы видите? А я вижу площадь Победы, значит скоро молокозавод.
(Дети выходят, подходят к столу и полке, где расположены фотографии здания молокозавода, картинки с изображением продукции молокозавода, образцы муки, планшет).
Воспитатель: Посмотрите и назовите продукцию молокозавода? (дети называют). Из чего сделаны все эти продукты? Значит они какие? (показываю карточку со словами “молочные продукты”).
Воспитатель: Давайте поиграем в игру “Скажи ласково” (Молоко-молочко, сыр-сырок, кефир-кефирчик, творог-творожок, сливки-сливочки, сметана-сметаночка, йогурт-йогуртик, масло-маслице, снежок-снежочек).
Воспитатель: Дети, посмотрите, а нам здесь оставили видео сообщение. Посмотрим?
(Включаю планшет с видео сообщением лаборанта молокозавода: “Здравствуйте, дети. Меня зовут Ольга Гавриловна. Я работаю лаборантом на Минусинском молокозаводе. Минусинский молокозавод уже много лет производит разнообразную молочную продукцию. Все сотрудники молокозавода ходят в специальной рабочей одежде- это обязательно шапочка на голову, халат, специальная обувь.
Каждое утро к заводу приезжают молоковозы. И сразу же молоко проходит лабораторные исследования, лаборанты проверяют качество молока, наличие в нем жиров, белков, кислотности.
После проверки молоко разливают в большие металлические баки, здесь молоко нагревают, до определенной температуры. Этот процесс называется пастеризация. Затем молоко по трубам отправляется в другие цеха для производства молочной продукции. Для получения кефира в молоко добавляют закваску. Чтобы получился вкусный и полезный йогурт в молоко добавляют сахар, закваску и фрукты. В маслобойках взбивают сметану, чтобы получилось масло. Вся готовая продукция расфасовывается в различные упаковки, которую вы покупаете в магазине.
Но я знаю, что не все дети любят молоко, а ведь именно молоко полезно для детей, когда они растут. Пейте дети молоко, у вас будут крепкие зубы, крепкие кости, острое зрение и хорошее настроение. До свидания, до новых встреч”).
Воспитатель: Интересно? Вот видите, сколько нужно сделать людям на заводе, чтобы у нас каждый день на столе были молочные продукты.
Воспитатель: А какое новое слово, незнакомое для вас вы услышали? Это слово пастеризация, повторите. (рассказываю детям: Пастеризация — это процесс, когда молоко нагревают до определенной температуры, чтобы в нем не было опасных микроорганизмов. И молоко из пакетов, можно пить некипяченым, оно пастеризованное).
Воспитатель: Какие продукты мы можем положить в нашу сумку? (кладём карточку со словом “молочные продукты”).
Воспитатель: Какой самый главный продукт на столе в каждом доме, он есть во время завтрака, обеда, ужина? (дети отвечают). Конечно же, это хлеб. Наше следующее предприятие - пекарня “Губернский хлеб”, находится на улице Репина 3. Давайте найдём на карте. (подходим к карте, отмечаем).
(Садимся в автобус, пристегиваемся, во время движения предлагаю детям сделать пальчиковую гимнастику “Молочные продукты”).
Воспитатель: Давайте немного поиграем.
“Коровы на ферме дают молоко (показывают рога пальцами)
Отвозят его на завод далеко (имитация кручения руля)
И делают творог, сметану и йогурт (загибают поочередно пальцы)
И делают ряженку, масло, кефир,
И простоквашу, и брынзу, и сливки,
И вкусный полезный весь в дырочках сыр”
Воспитатель: Пока играли и доехали до пекарни “Губернский хлеб”. (Дети выходят, подходят к столу и полке, где разложены муляжи хлебобулочных изделий пекарни, фотография здания пекарни, образцы муки). Какую продукцию производит пекарня? (дети рассматривают муляжи хлебобулочных изделий, называют).
Воспитатель: А вы хотите узнать, как изготавливают хлеб? Рассаживайтесь удобно. (включаю презентацию “Как делают хлебобулочные изделия в пекарне”).
(Текст для презентации. В пекарне ни на минуту не прекращается работа. Пекари и днём, и ночью, и даже в выходные и праздничные дни работают. Огромные чаши наполняют мукой, добавляют воду, соль, сахар и дрожжи. Такие огромные чаши называются –дежа. (Повторите). Затем все тщательно перемешивается тестомесом. (Повторите). Когда тесто замесят, его оставляют в теплом месте на некоторое время, чтобы тесто поднялось. Это для того, чтобы хлеб был мягким и пышным. Готовое тесто перекладывают на специальный стол и делят на равные части. И из этих частей делают разные хлебобулочные изделия (батоны, плюшки, хлеб). Когда пекари закончат формировать из теста изделия, они оставляют их на некоторое время в теплом месте, чтобы тесто опять поднялось и только после этого ставят в горячие духовые шкафы для выпекания. Когда все испечется, достают из печи, дают остыть и …приятного аппетита!).
Воспитатель: Вот видите, сколько нужно времени, человеческого труда, чтобы хлеб был у нас на столе каждый день.
Воспитатель: Скажите мне, а хлеб, который вы кушаете, он одного цвета? А как вы думаете, почему он разный? (ответы детей). Посмотрите, вот здесь у меня мука, она одинаковая? (предлагаю детям рассмотреть муку пшеничную и ржаную). Что пекут из пшеничной муки, из ржаной? (ответы детей).
Воспитатель: Но ведь в пекарнях пекут изготавливают не только хлебобулочные изделия? Как называются мучные изделия, в которые добавляют мёд, изюм, повидло, украшают кремом?
Воспитатель: Давайте поиграем в игру “Разложи правильно”. (объясняю правила игры). Разделитесь на две команды. Вот здесь на полках лежат разные изделия из муки. Вам нужно будет разложить их на две части: в одну сторону хлебобулочные изделия, в другую кондитерские мучные (карточки со словами “хлебобулочные изделия”, “кондитерские мучные изделия”). (дети раскладывают, предлагаю командам проверить друг у друга правильность выполнения).
Воспитатель: Дети, а может ли хлеб быть опасным? (Была проведена предварительная работа с детьми “Эксперимент с хлебом”). Помните, мы с вами поместили кусочек хлеба в пакет и убрали в шкаф. Давайте посмотрим, что с ним произошло? Что вы видите? (дети делятся впечатлениями).
(Обобщаю ответы детей) Хлеб покрылся плесенью, такой хлеб очень опасен для здоровья людей. Нельзя даже открывать пакет с заплесневевшим хлебом, потому что мелкие частицы плесени разлетаются и могут возникнуть заболевания органов дыхания и крови. Поэтому необходимо правильно хранить хлеб, не держать его в пакете, хлеб должен храниться в хлебнице или закрытой емкости. Еще его можно хранить в холодильнике.
Воспитатель: Какие продукты мы положим в сумку? (кладём карточки со словами “хлебобулочные изделия”, “кондитерские мучные изделия”).
(Нечаянно падает конфета)
Воспитатель: Ой, конфетка? Странно? Чтобы это значило, как вы думаете? Да,мы отправимся на самое вкусное предприятие нашего города Минусинскую кондитерскую фабрику. Давайте найдём на карте улицу Ленина -92, там находится фабрика. (отмечаем на карте).
(Садимся в автобус, пристегиваем ремни, предлагаю детям сделать зрительную гимнастику “Мы в автобусе сидим”).
“Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим. (глаза налево-направо)
Глядим назад, глядим вперёд,
А автобус не везёт.
Внизу речка-глубоко, (смотрят вниз)
Вверху птички-высоко. (поднимают глаза вверх)
Щетки по стеклу шуршат (хлопают глазами)
Снежинки смести хотят.
Колёса закружились (круговые вращения глазами)
Вперёд мы покатились”
(Дети выходят, подходят к столу и полке, где расставлены картинки с изображением продукции фабрики, материал для проведения эксперимента, фотография здания кондитерской фабрики, мармеладные конфеты).
Воспитатель: Наше последнее предприятие. Посмотрите, сколько сладостей производят на кондитерской фабрике? Как называют эту продукцию? Назовите, что вы видите? (дети называют продукцию).
Воспитатель: А кто из вас знает, из чего делают конфеты? (ответы детей) Но ведь не только сахар используют при изготовлении конфет? Используют какао, сливки, молоко, масло, изюм, орехи.
Воспитатель: Посмотрите, эти конфеты разного цвета. А как они становятся разноцветными? (показываю детям мармеладные конфеты.) Вы хотите узнать, как это происходит? Мы сейчас с вами проведём опыт “Разноцветные конфеты”. Для этого нам надо надеть халаты, шапочки и стать на некоторое время лаборантами и внимательно слушать. (дети готовятся).
Воспитатель: Разделитесь на пары. На столе стоят баночки с водой, сейчас вам необходимо взять немного пищевого красителя и добавить в воду, затем тщательно размешать. (дети проводят эксперимент). Что вы можете сказать? Какой стала вода? Почему? (дети отвечают). На заводах в сахарный сироп добавляют пищевые красители и конфеты приобретают цвет. Вот оказывается, как это происходит.
Воспитатель: Какие продукты мы положим в нашу сумку? (кладём карточку со словами “кондитерские изделия”).
Воспитатель: Ну, нам пора возвращаться в детский сад, на какую улицу? Кто помнит? (садимся в автобус).
(Беседуем в автобусе) Понравилось вам путешествовать? Где мы были с вами? Назовите предприятия? Что нового и интересного вы узнали? Какие продукты мы собрали в сумку? (читаем). Ой, да тут еще и настоящие сладости. Приедем в детский сад и чаю выпьем.