Не бывает попутного ветра для
того, кто не знает куда плывёт.
Сенека
Цель: ознакомить обучающихся с профессиями, связанными с биологией.
Задачи.
Воспитательные:
- способствовать построению индивидуальных личностных смыслов через профессиональное самоопределение;
- развивать мотивацию учебной деятельности и особенно изучения биологии.
Развивающие:
- тренировать умение находить, осмысливать и представлять информацию;
- упражнять смысловое чтение, умение определять основную и второстепенную информацию;
- развивать логические универсальные учебные действия – анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений
- развивать общеучебные универсальные действия - формулировать вопрос и строить произвольное речевое высказывание;
- развивать коммуникативные универсальные учебные действия – умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
Обучающие: - расширить представления обучающихся о различных профессиях и специальностях в области биологии (содержании и особенности профессиональной деятельности, учебных заведениях подготовки кадров, перспективах карьерного роста, потребностях в данных специалистах на современном рынке труда), значении и областях применения биологических знаний в жизни человека и общества.
Оборудование: карточки с названиями профессий, карточки с пословицами, карточки с тестовыми заданиями, конверты с карточками для технологических цепочек, материалы с характеристиками профессий. Ниже приводятся тексты карточек.
Подготовительный этап.
Учитель, зная профессии родителей, СУЗы и ВУЗы региона, используя данные своих педагогических наблюдений за склонностями детей, и стараясь расширить их представления о профессиях, приблизительно за неделю, даёт обучающимся примерный список профессий, которые будут участвовать в мероприятии и план их описания.
1. В чём заключается работа (описание) и место работы.
2. Достоинства и недостатки профессии. Личные качества, необходимые для данного специалиста.
3. Востребованность, зарплата и возможности карьерного роста.
4. Учебные заведения для получения данной профессии.
В список включаются различные профессии, вместе с тем, учителю биологии надо показать важность изучения именно его предмета, поэтому предпочтение отдаётся профессиям, в которых необходимо знание биологии, например, психолог, флорист, эколог, рыбовод, пчеловод, лесничий, художник, агроном, фитнес инструктор и др. Учитель привлекает обучающихся к изготовлению карточек для мероприятия. Обучающиеся знакомятся с профессиями, используя интернет, беседуя со взрослыми, материалы о профессиях вывешиваются на стенд для ознакомления.
Ход мероприятия
Обучающиеся делятся на команды, кроме того требуется ещё 8 человек, которые будут помогать командам на каждом этапе – по 2 человека на этап.
Команды переходят от этапа к этапу в произвольном порядке, набирая баллы. Время пребывания на этапе 5-7 минут. Затем надо переходить на следующий этап. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Этап "Тестовые задания"
Члены команды тянут карточки с тестовыми заданиями, не открывая их, а отдавая помощникам. Один помощник зачитывает задание, а другой отмечает в паспорте команды номер задания и выполнено ли оно. Команда на слух воспринимает задание, обсуждает, приходит к единому мнению и даёт устный ответ. За каждое выполненное задание начисляется один балл.
1. Составлением цветочных композиций профессионально занимается
01) флорист 2) лесничий 3) пчеловод
2. Наиболее творческого подхода требует профессия
1) эколога 2) пчеловода 03) флориста
3. Профессиональным умением рисовать должен владеть
1) психолог 02) ландшафтный дизайнер 3) врач
4. Сезонной является профессия
1) медицинской сестры 2) художника 03) ландшафтного дизайнера
5. Поддерживать стремление воспитанников совершенствовать свои достижения, покорять всё новые рубежи, быть авторитетным для своих питомцев в отношении к работе, в образе жизни и оценках повседневных событий, должен
01) спортивный тренер 2) кинолог 3) животновод
6. Эту профессию называют самой гуманной
1) эколог 2) психолог 03) врач
7. "Белые голубки" -- так называли на Руси женщин, которые посвящали себя этой профессии
1) доярка 02) медицинская сестра 3) воспитатель детского сада
8. Кинолог -- это специалист по
1) организации кинопроката 2) охране редких животных 03) воспитанию и разведению собак
9. Первую ветеринарную помощь должен уметь оказывать
01) кинолог 2) психолог 3) эколог
10. Предельно допустимую концентрацию (ПДК) вредных веществ в воде, почве, воздухе необходимо знать
01) экологу 2) психологу 3) кинологу
11. Возведение промышленного объекта обязательно сопровождается экспертной оценкой его воздействия на окружающую среду. Такую экспертизу осуществляет
1) биолог -- сотрудник зоопарка 2) селекционер 03) эколог
12. Гармоничному развитию человека способствует
1) спортивный тренер 2) лесничий 03) учитель физкультуры
13. Основной инструмент этого специалиста -- его собственная личность
1) ветеринар 02) психолог 3) пчеловод
14. Помимо техники рисунка и живописи художники изучают
01) анатомию 2) экологию 3) психологию
15. Слово "психология" в переводе с греческого означает наука о
01) душе 2) способностях 3) характере
16. Как Вы думаете, сколько профессий насчитывается в мире ? Более
1) 4 тысяч 02) 40 тысяч 3) 400 тысяч
17. Одной из обязанностей ветеринара является
01) контроль качества продукции животного происхождения
2) подкормка диких животных зимой
3) осуществление экологической экспертизы
18. Кому нужно помнить поговорку "весенний день - год кормит" ?
1) художнику 02) агроному 3) экологу
19. Лесник --это сотрудник государственной лесной охраны, который охраняет лес от порубок, пожаров и браконьеров. А как велики в России лесные угодья?
1) 80 тыс км2 2) 800 тыс км2 03) 8 млн км2
20. Специалист, который имеет дело с домашними животными --это
01) пчеловод 2) эколог 3) биолог - сотрудник зоопарка
21. Особенно хорошо нужно знать ботанику
1) психологу 2) кинологу 3) фармацевту
Этап "Технологические цепочки"
Команда тянет конверт, где находятся карточки технологической цепочки, которые надо сложить в правильной последовательности. Помощники следят за правильностью выполнения задания и делают отметки в паспорте команды. За каждую технологическую цепочку начисляется 4 – 5 баллов в зависимости от количества звеньев в цепочке.
Создание сада
1. Приём заказа, первичный осмотр участка, оценка его состояния : рельеф, почвы, растения, наличие водоёмов, освещённость и т.д
2. Беседа с заказчиком для выбора стиля дизайна, желаемых зон (зона отдыха, огород, цветник, детская зона, барбекю, парковка и т.д), выбор малых архитектурных форм (беседки, скамьи, качели и др.), выбор растений.
3. Создание эскизов, плана участка, посадочных и разбивочных чертежей, составление сметы.
4. Представление проекта садового дизайна заказчику с подробными комментариями.
Обсуждением и внесением поправок в проект.
5. Выполнение всех работ под руководством ландшафтного дизайнера, оформление сопроводительной документации, сдача работы заказчику.
Создание картины.
1. Выбор холста нужного размера и качества, проклеивание его специальным клеем, нанесение грунта для выравнивания поверхности холста.
2. Создание на картоне набросков в виде подготовительного рисунка карандашом.
3. Перенесение подготовительного рисунка с картона на холст, при этом контуры световых частей делаются тонкими, а тени -- более толстыми линиями.
4. Делается подмалёвок -- это первый живописный слой красками, затем по высохшим краскам идёт основное прописывание и вновь высушивание.
5. Завершающий слой на картине -- лак. Он придаёт живописи глубину и блеск, защищает от загрязнений, механических и атмосферных воздействий.
Выращивание яровой пшеницы.
1. Вспашка почвы, боронование для получения комочков не более 5 см в диаметре.
2. Посев в первые дни созревания почвы с одновременным внесением суперфосфата.
3. Обработка гербицидами против сорняков в фазе кущения.
4. Подкормка азотными и калийными удобрениями в фазах трубкования и колошения-цветения.
5. Уборка комбайнами, подсушивание и закладка зерна на хранение.
Воспитание собаки-поводыря.
1. Специалисты учебно-кинологического центра проверяют щенка : не боится ли он новых людей, громких звуков, узких проходов, насколько он дружелюбен и сообразителен.
2. Волонтёр-доброволец воспитывает собаку в своей семье, приучая её жить в квартире и быть чистоплотной, общаться с разными людьми, выполнять базовые команды, ходить по шумным улицам.
3. Тренер обучает собаку оценивать ситуацию, предупреждать незрячего человека о препятствиях и обходить их, подавать в руки оброненную вещь.
4. В течение нескольких недель тренер помогает незрячему человеку наладить контакт с собакой, объясняет к каким командам она приучена, как за ней ухаживать.
Выращивание карпа в прудовом хозяйстве.
1. В зимовальных прудах зимуют карпы, оставленные для разведения.
2. В нерестовых прудах рыбы вымётывают икринки, из икринок развиваются личинки карпов, а затем мальки.
3. Мальков выпускают в выростные пруды, где они живут всё лето, активно питаются и растут до массы 50 – 60 граммов – это карпы сеголетки.
4. После зимовки в зимовальных прудах, карпов-годовичков выпускают в нагульные пруды, где выращивают товарную рыбу.
Приготовление горчичников.
1. Выращивают растение Горчица чёрная.
2. Размалывают созревшие семена в порошок и обезжиривают его бензином, чтобы усилить действие.
3. Специальный клей смешивают с горчичным порошком, наносят на бумагу слоем 0,5 мм.
4. Сушат горчичную ленту и режут на листы.
5. Проводят контроль качества горчичников и удаляют брак. Качественный горчичник,смоченный в тёплой воде и плотно прижатый к коже руки, должен вызывать сильное жжение и покраснение кожи не позже, чем через 5 минут.
Этап “Составь и объясни пословицу”
Заранее в два ряда разложены начала и окончания пословиц в произвольном порядке так, чтобы к началу предложения надо было подобрать правильное окончание. После того, как пословица правильно составлена, её нужно объяснить своими словами. Помощники раскладывают карточки с пословицами, проверяют правильность их составления и объяснения, делают пометки в паспорте команды. За каждую правильно составленную и объяснённую пословицу начисляется 2 балла, если пословица только составлена или только объяснена, то 1 балл.
Кто любит труд, того люди чтут. Не тому почёт, кто много говорит, а тому, кто чудеса творит. Учение - путь к умению. Руки поборют одного, а знание - тысячу. Без работы день годом кажется. Кто не ходит, тот и не падает. С мастерством люди не родятся, а добрым ремеслом гордятся. На чужой работе и солнце не движется. Клади картошку в окрошку, а любовь в дело. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. Была бы охота, будет ладиться и работа. Чтоб в почёте быть, надо труд свой полюбить. Труд человека кормит, а лень портит. Жизнь дана на добрые дела. Душу вложишь - всё сможешь. Всякая работа мастера хвалит. Знания карман не тянут. Пока железо в работе, его и ржа не берёт. Дерево смотри по плодам, а человека по делам. Есть терпенье - будет и уменье. Старание и труд к счастью ведут. Мало хотеть, надо уметь.
Этап “Угадай профессию”
Команда тянет карточку с названием профессии, но не переворачивает её, а отдаёт помощнику. Затем, задавая помощнику вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”, угадывает профессию, которая написана на карточке. За каждую угаданную профессию начисляется 1 балл.
Для данного этапа можно выбрать профессии : флорист, строитель, врач, медицинская сестра, спортивный тренер, охранник, ландшафтный дизайнер, ветеринар, кинолог, продавец, учитель биологии, психолог, учитель физической культуры, инженер, лесник, эколог, агроном, механизатор, художник, пчеловод, лесничий, водитель, фармацевт, пчеловод, архитектор и др.
Подведение итогов: побеждает команда, набравшая больше баллов.
Список литературы.
- Н. В. Малиновская. Материалы курса “Профессиональная ориентация школьников при обучении биологии в общеобразовательной школе”. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2015
- Н. Л. Галеева. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии. Методическое пособие для учителя. – М.: “5 за знания”, 2006
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
Самоанализ мероприятия.
Для внеклассного мероприятия приоритетными являются воспитательные задачи, главное, способствовать тому, чтобы подросток нашёл своё место в жизни. И здесь человеку очень важно заниматься своим делом, то есть профессиональное самоопределение.
Воспитательные задачи во многом решаются на подготовительном этапе, когда ребята, путешествуя по сайтам с описаниями профессий, задумываются о своём будущем.
На подготовительном этапе обучающиеся работают в основном индивидуально под руководством учителя, сообщения готовят по плану, что позволяет им хорошо потренироваться в смысловом чтении, умении находить информацию, выделять главное.
В ходе мероприятия легче проходили этапы, где требовалось решить тестовое задание и выстроить технологическую цепочку. Во-первых такие задания привычны по форме для школьников, во-вторых помогала работа на подготовительном этапе.
Затруднения вызвал этап “Объясни пословицу”, где надо было выразить смысл образного выражения своими словами. Здесь команды набирали меньше баллов.
Не легко давалась и формулировка вопросов, по которым надо было угадать профессию, так как школьники привыкли в основном отвечать на вопросы, а не задавать их. Вместе с тем это задание хорошо тренировало логическое мышление, анализ и синтез.
В целом успех во многом зависел от того, удавалось ли школьникам наладить продуктивное взаимодействие в команде.
Формы работы для мероприятия подобраны так, чтобы каждый игрок и команда оказывались как в ситуации успеха, так и испытывали целенаправленно созданные затруднения для развития различных и, прежде всего, коммуникативных универсальных учебных действий. Таким образом, запланированная цель достигнута
и задачи решены успешно.