Период обучения студентов в техникуме совпадает с периодом юности 14-18 лет. Особенности этого возраста связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой - осуществить профессиональное самоопределение.
Наиболее трудным для студентов становится первый год обучения. Обучение в техникуме отличается от учебного процесса в школе. Новый режим занятий, другие взаимоотношения с педагогами и сверстниками, понимание роли профессиональных дисциплин для будущей специальности, все это ведет к значительным изменениям всего образа жизни в целом. Адаптация студентов I курса к жизни и учебе в техникуме является залогом их дальнейшего развития как личности, будущих специалистов. Поэтому организация работы со студентами-первокурсниками по их адаптации к студенческой жизни становится особенно актуальной.
Под адаптацией понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.
Выделяют два вида студенческой адаптации:
а) профессиональная адаптация - приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
б) социально-психологическая адаптация - приспособление индивида к группе и взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.
Кроме этого, различают 3 формы адаптации студентов к образовательным условиям:
1. Формальная адаптация - познавательно-информационное приспособление студентов к новому окружению, к структуре образовательного учреждения, к содержанию обучения в нём, к предъявляемым требованиям и своим обязанностям.
2. Общественная адаптация - процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом.
3. Дидактическая адаптация - подготовка студентов к новым формам и методам учебно-воспитательной работы образовательного учреждения
Становится очевидным, что психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первокурсников к новому образу жизни и деятельности в техникуме необходимо, кроме того, эта деятельность социально-психологической службы должна быть направлена на поиск путей активизации процесса адаптации. Так как профессиональная деятельность студентов после окончания техникума во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Этим и объясняется актуальность создания в Канском техникуме ОТ и СХ программы по психолого-педагогическому сопровождению адаптации студентов – первокурсников к условиям обучения.
Целью программы является создание условий, способствующих успешной адаптации студентов I курса к условиям и особенностям учебного процесса в техникуме.
В ходе реализации программы решаются следующие задачи:
1. Изучение индивидуально-психологических особенностей студентов I курса.
2. Формирование положительной учебной мотивации.
3. Развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе.
5. Развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия, повышения уверенности в себе, развитие навыков саморегуляции.
6. Оказание психологической и социальной помощи.
Реализации программы осуществляется в следующих направлениях:
1. Аналитико-диагностическая работа.
2. Профилактические мероприятия.
3. Развивающая и коррекционная работа.
Примерное планирование реализации программы
№ | Мероприятия |
1. Аналитико-диагностическая работа | |
1.1 | Изучение личных дел студентов. Составление социальных паспортов. |
1.2 | Выявление интересов и коммуникативных навыков студентов. |
1.3 | Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов. |
1.4 | Изучение индивидуально-психологических особенностей студентов I курса. |
1.5 | Исследование степени удовлетворенности студенческой жизнью. |
1.6 | Диагностика уровня тревожности студентов. |
1.7 | Изучение уровня адаптированности студентов к учебной группе и к учебной деятельности. |
1.8 | Выявление уровня сформированности суицидальных намерений. |
1.9 | Изучение межличностные отношения в группе: социометрический статус каждого студента. |
1.10 | Выявление внутренней склонности к отклоняющемуся поведению. |
1.11 | Проведение повторной диагностики со студентами с низким уровнем адаптации по окончании адаптационного периода. |
2. Профилактические мероприятия | |
2.1 | Вовлечение студентов в деятельность секций, кружков, клубов, студий. |
2.2 | Психологическое сопровождение процесса адаптации (профилактика дезадаптации). |
2.3 | Обеспечение комфортных условий проживания студентов в общежитии, оказание социальной помощи студентам льготных категорий |
2.4 | Подготовка и проведение педагогического консилиума по результатам изучения особенностей студентов I курса. |
2.5 | Подготовка и проведение родительских собраний в группах I курса. |
2.6 | Подготовка и проведение классных часов
с элементами социально-психологического
тренинга:
|
3. Развивающая и коррекционная работа | |
3.1 | Социально-психологический тренинг повышения уровня адаптации, снижение тревожности. |
3.2 | Социально-психологический тренинг на самопознание и самопринятие. |
3.3 | Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа со студентами по выявленным проблемам. |
3.4 | Оказание психологической помощи и поддержки студентам и преподавателям в решении личностных и пр. проблем, связанных с процессом адаптации. |
Ожидаемые результаты:
1. Создание комфортной образовательно-воспитательной среды для студентов-первокурсников;
2. Определение контингента групп, выявление лидеров, формирование коллектива, создание благоприятного психологического климата в группах, принятие студентами традиций техникума;
3. Положительная динамика степени социально-психологической адаптации первокурсников;
4. Снижение процента отсева первокурсников;
5. Формирование у первокурсников компетенций взаимодействия, социального общения, навыков работы в коллективе;
6. Создание мотивации к дальнейшему продолжению образования, формирование устойчивого интереса к профессии;
7. Совместная продуктивная совместная деятельность в учебных и творческих коллективах.
Предложенная программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации студентов к учебному процессу рассчитана на первый год обучения студентов в техникуме и осуществляется как в процессе преподавания учебных дисциплин, так и в процессах учебного и внеучебного взаимодействия со студентами.