Особенности развития элементарных математических представлений (в частности пространственно -временных отношений) у детей с косоглазием и амблиопией указывают на необходимость эффективного обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.
Одним из основных направлений в обучении дошкольников с патологией зрения является работа по развитию и обогащению чувственного опыта и повышение предметно-практических действий.
Одним из эффективных средств коррекционной работы являются дидактические, логико-развивающие игры.
В совместной дополнительной деятельности с педагогом дети учатся решать логические примеры и задачи в игровой форме. Обучающие задания имеют самый разносторонний характер, включающие и математическое развитие и речевое, и ознакомление с окружающим.
При проведении игр, опираясь на потребность детей в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, обеспечиваются условия для развития самостоятельности, инициативы, интереса, творчества.
Для этого необходимо и педагогу и родителям придерживаться следующих правил:
- не стараться решить за ребенка;
- задавать наводящие вопросы, опираясь на его опыт;
- напоминать ребенку, что решений может быть несколько;
- обращать внимание ребенка на его успехи, вызывать чувство радости.
На развитие познавательной активности ребенка влияет окружающая среда, в которой находится ребенок.
А интеллектуальная пассивность сигнализирует о неблагополучии в развитии, неподготовленности к школьному обучению.
И одной из целей дополнительного образования является создание особого настроя, интерес к новой социальной позиции – “хочу стать школьником”; развивать интерес к знаниям, Создавать творческие игровые ситуации.
Советы родителям - соблюдаем правила игры с ребенком.
- Радуйтесь достижениям ребенка в игре.
- Не заставляйте ребенка играть и не обижайте его в игре.
- Развивающие игры - творческие. Воспитывайте в себе терпение, а у малыша самостоятельность.
- Прежде чем дать задание ребенку - выполните его сами, поймите его сложность и скорость выполнения.
- Сначала простое, а затем сложное.
- Учитывайте возможности ребенка.
Поэтому в развивающих играх главное не столько научить ребенка чему-то, сколько сделать так, чтобы ему хотелось чему - то научиться, чтобы у него появился интерес к познанию нового, неизвестного и непонятного.
Постепенно переходя от предметов окружающей среды к устному решению вопроса, дети обучаются внимательному восприятию словесных указаний воспитателя, соотносить слово и действие.
Проводится большая работа по применению моделирования и схем при решении логических задач, так как это принципиально важно для детей с нарушением зрения. Моделирование конкретных ситуаций, представление их содержания в схеме, показывает детям наглядную картину действий и решения задач.