Урок русского языка на тему "Морфемика. Повторение". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Слово - великое дело! Великое потому, что
словом можно соединить людей,
словом можно разъединить людей.
Словом можно служить любви,
словом можно служить вражде и ненависти.
Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей.
Л.Н. Толстой

Оборудование: технологические карты для каждого ученика, презентация.

Выбраны учащиеся, которые будут представлять части слова: корень, приставку, суффикс и окончание.

I . Оргмомент.

Здравствуйте, ребята!

Мы с вами много повторили, много нового узнали, побывав в области Морфемика страны Лингвистика. Сегодня завершающее занятие по этой теме.

1. - Как вы думаете, какая цель у нас будет на уроке?

- Ззакрепить, повторить, обобщить...

- Запишите в картах число, тему урока.

- Послушайте, пожалуйста, песенку – слайд 1. О чем она?

Точка, точка, запятая... Все состоит из частей.

II 2. Назовите мне жителей Морфемики?

- Корень, суффикс, окончание, приставка, основа, интерфикс

- А что они все вместе образуют?

- Слово

- А какова роль слова?

“Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...” – писал Вадим Шефнер, советский поэт.

3. Давайте же пообщаемся с нашими героями, они нам расскажут о себе, а может быть, и вы что-то расскажете про них.

1) Вызываем учащегося, представляющего часть слова – корень.

- Расскажите нам о себе.

- Дополните рассказ, если сможете, ребята.

Обратимся к картам. Выполните задание “Найди лишнее слово”. (Все задания дублируются на слайдах)

1) Вода, водица, водитель, водяной.

2) Летать, лето, летательный, лётчик.

3) Ночка, ночной, ноченька, одиночка.

4) Подорожный, дороженька, дорогой, дорожник.

Обратимся к слайду для проверки.

А как называются корни, которые одинаково пишутся и произносятся, но обозначают разные лексические значения?

- омонимы, омокорни

2). Окончание. Учащийся рассказывает о своей части слова, класс дополняет.

Выполните задание “Составь слова”

  • Существительное мужского рода.
  • Существительное женского рода.
  • Существительное среднего рода.
  • Глагол (приказ). (Например: беги, учи, держи, твори)

3). Суффикс. Учащийся рассказывает о своей части слова, класс дополняет.

Задание “Превращение”

  • Преврати большой дом в маленький ДОМИК
  • Преврати большую табуретку в маленькую ТАБУРЕТОЧКА, СТУЛЬЧИК
  • Назови глупого человека ласково ГЛУПЫШКА
  • Преврати слово тракторист в машину ТРАКТОР
  • Преврати слово “Рыба” в человека РЫБАК
  • Преврати маленький хвостик в большой ХВОСТИЩЕ
  • Преврати большой кустище в маленький КУСТИК

4). Приставка. Учащийся рассказывает о своей части слова, класс дополняет.

Задание “Кто больше”

Летел – Улетел, ВЫлетел, ПРИлетел, Влетел, Слетел, ПОДлетел, ЗАлетел, ПОлетел, ДОлетел, ОБлетел, ОТлетел, ПЕРЕлетел, ПРОлетел, ВЗлетел, НАлетел – 15 слов

4. А теперь наши жители встают в рядочек, а мы составляем слова. Предлагается встать по порядку всем учащимся, изображающим части слова, потом убрать приставу или суффикс, окончание. Класс приводит примеры по схемам, которые составляются в результате изменений по слову учителя.

5. Переходим к более трудным вещам. Повторили правописание и проходим тест. Слайд №10.

Поменяйтесь картами, проверьте друг друга.

  • Без ошибок – “5”,
  • 1-2 ошибки – “4”,
  • 3-4 – “3”,
  • 5 и более ошибок– “2”.

Пятерочники – поднимите правую руку, 4 – левую. Троечники – молчите!

6. Правила вы знаете. А что же делать, если сложное слово надо написать? Что нам поможет?

! Орфографический словарь.

- Какие ещё вы знаете словари:

  • Словарь синонимов
  • Словарь антонимов
  • Толковый словарь
  • Словарь топонимический
  • Словарь крылатых выражений

Ребята, есть словарь, который поможет нам разобрать по составу самые сложные слова.

7. Сообщение подготовленного учащегося о словообразовательном словаре

8. Не забываем, что сердцевиной слова, основной его частью является корень. От него растут слова, как ветви на дереве. Чем сильнее корень, тем он жизнеспособнее и употребительнее, тем больше у него ветвей, тем величественнее возвышается "словесное дерево". Вы, Наверное, слышали про семейное дерево. Вот мы сейчас и составим такое семейное словесное дерево к слову “Вода”. Вода – это наша жизнь. Человек на 80 % состоит из воды, поэтому слово очень важное. Вода будет “мать” Итак, слова: водичка, подводный, подводник, обезводить, водолаз, водопад, водоросль, водоём.

Вызываются 3-4 школьника к доске работать с интерактивной доской – программой “Древо жизни”. Остальные работают в своих картах, выполняют задание.

Проверяем.

III 9. У слова есть корень, и у человека есть корни. Патриот – это человек, любящий свою родину, знающий свои корни, свое происхождение. Ваше домашнее задание связано именно с этим. Напишите небольшое сочинение о своих корнях – бабушке, дедушке, прабабушке, прадедушке, а может быть кто-то знает и более древних своих прародителей.

IV 10. Выставление оценок. Рефлексия.

Что узнали нового, получилось ли закрепление, что интересного было на уроке?

Презентация

Приложение