Урок по теме "Лишайники". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок изучения нового.

Цель: Создание условий   для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах.

Универсальные учебные действия:

  • Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме.
  • Регулятивные: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
  • Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания.
  • Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Планируемые результаты:

1.Предметные:

  • Расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений.
  • Ознакомление учащимися с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников, их распространением и многообразием, значением в природе и жизни человека.

2. Метапредметные:

  • Формирование умения уметь читать биологический текст и отвечать на вопросы к тексту, уметь логически рассуждать, преобразовывать информацию из одной формы в другую, структурировать материал.
  • Развивать коммуникативные способности через групповую работу.

3. ичностные:

  • Способствовать развитию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы;
  • Продолжить формирование умения поиска новой информации, его сопоставление и отбор.

Оборудование: коллекция лишайников, пластилин, раздаточный материал, компьютер, мультимедийная презентация к уроку.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1.Организационный момент Приветствие учителя. Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Создание благоприятного для обучения климата.
2. Этап целеполагания Пионеры растительности очень медлительны  1-2 мм в год, но растут круглый год.

Найдите ключевое слово. Подберите ваши ассоциации с данным словом. Почему называются пионеры? Какое противоречие в четверостишие? Узнаем в конце урока.

Развитие познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме. Актуализация и мотивация деятельности учащихся.
Предложите название темы урока, поставьте цели. Дети формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь. Формулировка темы и цели урока.
3. Изучение нового материала 1 группа “Историки”.

1. Прочитайте текст и познакомьтесь с историей лишайников.

2. Расскажите о истории исследования лишайников.

2 группа “Экологи”.

1. Прочитайте текст и познакомьтесь с условиями и местами произрастания лишайников.

2. Объясните причину произрастания лишайников в разных местах. Почему их называют санитарами?

Работа с текстом учебника.

Записывают в тетрадь.

Формирование умений поиска новой информации.

Умение устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и умозаключение.

3 группа “Художники”.

1. Прочитайте текст и познакомьтесь со строением лишайников.

2. Используя пластилин, сделайте макет лишайника.

3. Расскажите о строении лишайника. Продемонстрируйте классу свою работу.

Творческая работа с пластилином. Работа с текстом приложения.
4 группа “Литераторы”.

1. Прочитайте текст и познакомьтесь с видами лишайников.

2. Используя слова: накипные, листоватые, кустистые, составьте стихотворение о лишайниках.

3. Продемонстрируйте классу свою работу.

Творческая работа с текстом.
5 группа “Практики”.

1. Прочитайте текст и познакомьтесь с значением лишайников.

2. Расскажите о значении лишайников.

Работа с текстом приложения.
4. Закрепление Пионеры растительности очень медлительны  1-2 мм в год, но растут круглый год.

Почему называются пионеры? Какое противоречие в четверостишие?

Обобщают и систематизируют знания. Находят противоречие. Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме.
Оценка результатов деятельности группами. Критерии для оценивания работы группы.
№ гр. Правильность изложения материала Логика изложения материала, чёткость Речь, эмоциональность изложения материала Доступность материала Поведение в группе, умение сотрудничать
I          
II          
III          
IV          
Контроль и оценка результатов деятельности.
5. Рефлексия Составить “Синквейн” по теме “Лишайники”.

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами

Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Диалог с учителем и обучающимися. Умение осуществлять самоанализ своей деятельности.
6. Домашнее задание 1. Прочитать параграф 22.

2. Составить кроссворд по теме.

Записывают домашнее задание в дневник.  

1 группа “Историки”.

1. Прочитайте текст и познакомьтесь с историей лишайников.

2. Расскажите о истории исследования лишайников.

История исследования.

1. Лишайники были известны человеку очень давно.

  • Древнегреческий естествоиспытатель и философ Теофраст (372-287 г. до н. э.) описал два лишайника – Уснея и Роселла, которые уже тогда использовали для получения красящих веществ.
  • Долгое время лишайники относили то к водорослям, то к мхам. Карл Линней в 1735 году в своей работе “Система природы” описал 90 видов лишайников и включил их в состав водорослей.
  • Одним из наиболее удивительных открытий XIX века явилось открытие сущности лишайников. В 1867 году немецкий ботаник Симон Швенденер, доказал, что лишайники – результат симбиоза водорослей и грибов.
  • В современное время лишайников насчитывается свыше 20 тысяч видов.

2. Название. Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как бородавка, что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.

3. Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология.

2 группа “Экологи”.

1. Прочитайте текст и познакомьтесь с условиями и местами произрастания лишайников.

2. Объясните причину произрастания лишайников в разных местах. Почему их называют санитарами?

Условия и места произрастания лишайников.

В связи с очень медленным ростом лишайники могут выжить только в местах, не заросших другими растениями, где есть свободные площади для фотосинтеза. Одним из самых важных факторов выживания лишайников является их способность очень быстро высыхать. При высыхании фотосинтез прекращается; погрузившись в анабиоз, некоторые виды могут выдерживать сильное солнечное облучение, сильное нагревание и низкие температуры. В тоже время лишайники очень быстро поглощают воду. Кроме того, лишайники проявляют повышенную чувствительность к химическому загрязнению и могут служить его индикаторами. Устойчивости к неблагоприятным условиям способствует невысокая скорость роста, наличие различных способов извлечения и накопления влаги. Лишайники предъявляют скромные требования к потреблению минеральных веществ, получая их, большей частью, из пыли в воздухе или с дождевой водой, в связи с этим они могут жить на открытых незащищённых поверхностях (камни, кора деревьев, бетон и даже ржавеющий металл). Преимуществом лишайников является терпимость к экстремальным условиям (высоким и низким температурам (от ?47 до +80 градусов по Цельсию), кислой и щелочной среде, ультрафиолетовому излучению). Лишайники живут всюду: в безжизненной Антарктиде (там обитает более 350-ти видов лишайников и только 2 вида сосудистых растений), в полярной тундре, в лесах Урала, на песках обожженной солнцем Сахары.

3 группа “Художники”.

1. Прочитайте текст и познакомьтесь со строением лишайников.

2. Используя пластилин, сделайте макет лишайника.

3. Расскажите о строении лишайника. Продемонстрируйте классу свою работу.

Строение лишайников.

Тело лишайника – слоевище - состоит из двух организмов – гриба и водоросли, живущих как один организм (симбиотические организмы).Водоросль, осуществляет фотосинтез, снабжает себя и гриб органическими веществами.

Гриб осуществляет прикрепление слоевища к субстрату, обеспечивает водоросль водой и растворенными в ней минеральными веществами. Следовательно, между клетками водорослей и грибами существуют взаимовыгодные отношения называемые симбиотическими.

Рисунок 1

4 группа “Литераторы”.

1. Прочитайте текст и познакомьтесь с видами лишайников.

2. Используя слова: накипные, листоватые, кустистые, составьте стихотворение о лишайниках.

3. Продемонстрируйте классу свою работу.

Многообразие лишайников.

По типу строения слоевища лишайники поделены на 3 группы:

Рисунок 2

Накипные Характерной их особенностью является похожесть на корочку (“накипь”). Нижняя их поверхность плотно срастается с субстратом и не отделяется без значительных повреждений, на долю их приходится 80% от всех известных лишайников. Представители: являются: графис.

Рисунок 3

Листоватые.Их форма в виде чешуек, пластинок, чем-то напоминает листья, отсюда их название. Они прикреплены к субстрату особыми образованиями. Представители: пармелия.

Рисунок 4

Кустистые Представляют собой кустики, образованные тонкими ветвящимися нитями или стволиками. Они прикреплены к субстрату лишь своим основанием. Представители: ягель или “олений мох”, вислянка или “бородатый мох”, “исландский мох”.

5 группа “Практики”.

1. Прочитайте текст и познакомьтесь с значением лишайников.

2. Расскажите о значении лишайников.

Значение лишайников.

А) Играют роль в почвообразовательном процессе, они выделяют кислоты, которые постепенно растворяют и разрушают горные породы, на которых поселяются. А за счет разложения их слоевищ происходит формирование почвенного гумуса.

Б) Корм для животных. Такие лишайники как олений мох, или ягель, исландский мох, поедаются северными оленями, маралами, косулями, лосями, беспозвоночными животными.

Значение в жизни человека:

А) Являются организмами – индикаторами для определения условий окружающей среды, качества воздуха (лихеноиндикация), так как от высокой концентрации в воздухе диоксида серы и токсических тяжелых металлов лишайники гибнут.

Б) Некоторые виды лишайников (аспицилия – “лишайниковая манна”, гигрофора) используются в пищу

В) Используют лишайники и в парфюмерной промышленности (эверния сливовая) – для получения ароматических веществ и лакмуса.

Г) Применяют в фармацевтической промышленности для изготовления препаратов против туберкулёза, фурункулёза, кишечных заболеваний.

Д) Из лишайников в древние времена получали разнообразные красители – алые, пурпурные, синие, коричневые, желтые. Красители, полученные из лишайников можно использовать для окраски шерсти и шелка