Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок изучения нового.
Цель: Создание условий для открытия новых знаний о лишайниках, как симбиотических организмах.
Универсальные учебные действия:
- Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме.
- Регулятивные: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
- Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания.
- Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Планируемые результаты:
1.Предметные:
- Расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений.
- Ознакомление учащимися с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников, их распространением и многообразием, значением в природе и жизни человека.
2. Метапредметные:
- Формирование умения уметь читать биологический текст и отвечать на вопросы к тексту, уметь логически рассуждать, преобразовывать информацию из одной формы в другую, структурировать материал.
- Развивать коммуникативные способности через групповую работу.
3. ичностные:
- Способствовать развитию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение природы;
- Продолжить формирование умения поиска новой информации, его сопоставление и отбор.
Оборудование: коллекция лишайников, пластилин, раздаточный материал, компьютер, мультимедийная презентация к уроку.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент | Приветствие учителя. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | Создание благоприятного для обучения климата. | |||||||||||||||||||||||||||||
2. Этап целеполагания | Пионеры растительности очень
медлительны 1-2 мм в год, но растут круглый год. Найдите ключевое слово. Подберите ваши ассоциации с данным словом. Почему называются пионеры? Какое противоречие в четверостишие? Узнаем в конце урока. |
Развитие познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме. | Актуализация и мотивация деятельности учащихся. | |||||||||||||||||||||||||||||
Предложите название темы урока, поставьте цели. | Дети формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь. | Формулировка темы и цели урока. | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. Изучение нового материала | 1 группа “Историки”. 1. Прочитайте текст и познакомьтесь с историей лишайников. 2. Расскажите о истории исследования лишайников. 2 группа “Экологи”. 1. Прочитайте текст и познакомьтесь с условиями и местами произрастания лишайников. 2. Объясните причину произрастания лишайников в разных местах. Почему их называют санитарами? |
Работа с текстом учебника. Записывают в тетрадь. |
Формирование умений поиска новой
информации. Умение устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и умозаключение. |
|||||||||||||||||||||||||||||
3 группа “Художники”. 1. Прочитайте текст и познакомьтесь со строением лишайников. 2. Используя пластилин, сделайте макет лишайника. 3. Расскажите о строении лишайника. Продемонстрируйте классу свою работу. |
Творческая работа с пластилином. Работа с текстом приложения. | |||||||||||||||||||||||||||||||
4 группа “Литераторы”. 1. Прочитайте текст и познакомьтесь с видами лишайников. 2. Используя слова: накипные, листоватые, кустистые, составьте стихотворение о лишайниках. 3. Продемонстрируйте классу свою работу. |
Творческая работа с текстом. | |||||||||||||||||||||||||||||||
5 группа “Практики”. 1. Прочитайте текст и познакомьтесь с значением лишайников. 2. Расскажите о значении лишайников. |
Работа с текстом приложения. | |||||||||||||||||||||||||||||||
4. Закрепление | Пионеры растительности очень
медлительны 1-2 мм в год, но растут круглый год. Почему называются пионеры? Какое противоречие в четверостишие? |
Обобщают и систематизируют знания. Находят противоречие. | Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме. | |||||||||||||||||||||||||||||
Оценка результатов деятельности
группами. Критерии для оценивания работы группы.
|
Контроль и оценка результатов деятельности. | |||||||||||||||||||||||||||||||
5. Рефлексия | Составить “Синквейн” по теме
“Лишайники”. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы |
Диалог с учителем и обучающимися. | Умение осуществлять самоанализ своей деятельности. | |||||||||||||||||||||||||||||
6. Домашнее задание | 1. Прочитать параграф 22. 2. Составить кроссворд по теме. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
1 группа “Историки”.
1. Прочитайте текст и познакомьтесь с историей лишайников.
2. Расскажите о истории исследования лишайников.
История исследования.
1. Лишайники были известны человеку очень давно.
- Древнегреческий естествоиспытатель и философ Теофраст (372-287 г. до н. э.) описал два лишайника – Уснея и Роселла, которые уже тогда использовали для получения красящих веществ.
- Долгое время лишайники относили то к водорослям, то к мхам. Карл Линней в 1735 году в своей работе “Система природы” описал 90 видов лишайников и включил их в состав водорослей.
- Одним из наиболее удивительных открытий XIX века явилось открытие сущности лишайников. В 1867 году немецкий ботаник Симон Швенденер, доказал, что лишайники – результат симбиоза водорослей и грибов.
- В современное время лишайников насчитывается свыше 20 тысяч видов.
2. Название. Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как бородавка, что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.
3. Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология.
2 группа “Экологи”.
1. Прочитайте текст и познакомьтесь с условиями и местами произрастания лишайников.
2. Объясните причину произрастания лишайников в разных местах. Почему их называют санитарами?
Условия и места произрастания лишайников.
В связи с очень медленным ростом лишайники могут выжить только в местах, не заросших другими растениями, где есть свободные площади для фотосинтеза. Одним из самых важных факторов выживания лишайников является их способность очень быстро высыхать. При высыхании фотосинтез прекращается; погрузившись в анабиоз, некоторые виды могут выдерживать сильное солнечное облучение, сильное нагревание и низкие температуры. В тоже время лишайники очень быстро поглощают воду. Кроме того, лишайники проявляют повышенную чувствительность к химическому загрязнению и могут служить его индикаторами. Устойчивости к неблагоприятным условиям способствует невысокая скорость роста, наличие различных способов извлечения и накопления влаги. Лишайники предъявляют скромные требования к потреблению минеральных веществ, получая их, большей частью, из пыли в воздухе или с дождевой водой, в связи с этим они могут жить на открытых незащищённых поверхностях (камни, кора деревьев, бетон и даже ржавеющий металл). Преимуществом лишайников является терпимость к экстремальным условиям (высоким и низким температурам (от ?47 до +80 градусов по Цельсию), кислой и щелочной среде, ультрафиолетовому излучению). Лишайники живут всюду: в безжизненной Антарктиде (там обитает более 350-ти видов лишайников и только 2 вида сосудистых растений), в полярной тундре, в лесах Урала, на песках обожженной солнцем Сахары.
3 группа “Художники”.
1. Прочитайте текст и познакомьтесь со строением лишайников.
2. Используя пластилин, сделайте макет лишайника.
3. Расскажите о строении лишайника. Продемонстрируйте классу свою работу.
Строение лишайников.
Тело лишайника – слоевище - состоит из двух организмов – гриба и водоросли, живущих как один организм (симбиотические организмы).Водоросль, осуществляет фотосинтез, снабжает себя и гриб органическими веществами.
Гриб осуществляет прикрепление слоевища к субстрату, обеспечивает водоросль водой и растворенными в ней минеральными веществами. Следовательно, между клетками водорослей и грибами существуют взаимовыгодные отношения называемые симбиотическими.
Рисунок 1
4 группа “Литераторы”.
1. Прочитайте текст и познакомьтесь с видами лишайников.
2. Используя слова: накипные, листоватые, кустистые, составьте стихотворение о лишайниках.
3. Продемонстрируйте классу свою работу.
Многообразие лишайников.
По типу строения слоевища лишайники поделены на 3 группы:
Рисунок 2
Накипные Характерной их особенностью является похожесть на корочку (“накипь”). Нижняя их поверхность плотно срастается с субстратом и не отделяется без значительных повреждений, на долю их приходится 80% от всех известных лишайников. Представители: являются: графис.
Рисунок 3
Листоватые.Их форма в виде чешуек, пластинок, чем-то напоминает листья, отсюда их название. Они прикреплены к субстрату особыми образованиями. Представители: пармелия.
Рисунок 4
Кустистые Представляют собой кустики, образованные тонкими ветвящимися нитями или стволиками. Они прикреплены к субстрату лишь своим основанием. Представители: ягель или “олений мох”, вислянка или “бородатый мох”, “исландский мох”.
5 группа “Практики”.
1. Прочитайте текст и познакомьтесь с значением лишайников.
2. Расскажите о значении лишайников.
Значение лишайников.
А) Играют роль в почвообразовательном процессе, они выделяют кислоты, которые постепенно растворяют и разрушают горные породы, на которых поселяются. А за счет разложения их слоевищ происходит формирование почвенного гумуса.
Б) Корм для животных. Такие лишайники как олений мох, или ягель, исландский мох, поедаются северными оленями, маралами, косулями, лосями, беспозвоночными животными.
Значение в жизни человека:
А) Являются организмами – индикаторами для определения условий окружающей среды, качества воздуха (лихеноиндикация), так как от высокой концентрации в воздухе диоксида серы и токсических тяжелых металлов лишайники гибнут.
Б) Некоторые виды лишайников (аспицилия – “лишайниковая манна”, гигрофора) используются в пищу
В) Используют лишайники и в парфюмерной промышленности (эверния сливовая) – для получения ароматических веществ и лакмуса.
Г) Применяют в фармацевтической промышленности для изготовления препаратов против туберкулёза, фурункулёза, кишечных заболеваний.
Д) Из лишайников в древние времена получали разнообразные красители – алые, пурпурные, синие, коричневые, желтые. Красители, полученные из лишайников можно использовать для окраски шерсти и шелка