Занятие "Составление описательного рассказа о воздухе" (образовательная область "Речевое развитие")

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формировать у детей умения составлять рассказ последовательно, логично.

  • Образовательная область “Речевое развитие”
  • Формировать у детей умение составлять рассказ в форме делового описания объекта, подбирать слова характеризующие особенности объекта.
  • Поощрять стремление детей пользоваться разными типами высказываний: рассуждение, доказательство.
  • Способствовать активизации в речи детей синонимов, антонимов, активизации в речи ссуждение, доказательство.о описании манию многозначности слов.
  • Образовательная область “Познавательное развитие”
  • Обобщить представление детей о свойствах воздуха.
  • Образовательная область “Социально-коммуникативное развитие”
  • Формировать умение работать в малых группах, высказывать свое мнение, принимать мнение сверстников, находить общее решение проблемы. Проявлять доброжелательность в общении со сверстниками
  • Образовательная область “Художественно – эстетическое развитие”
  • Приобщать детей к восприятию музыкальных образов движения воздуха.
  • Образовательная область “Физическое развитие”
  • Способствовать воспитанию у детей желания пользоваться разными видами
  • Гимнастик (для глаз, дыхательная гимнастика, точечный массаж)
  • Словарная работа: прозрачный, невесомый, воздушный, репортаж, корреспондент.

Предварительная работа: Исследовательская деятельность, опытная деятельность, чтение загадок, наблюдения в природе, познавательные видио ролики, речевые игры

Оборудование: карточки-пиктограммы, воздушные шарики,

Ход деятельности

1. Мотивация

Ребята, в интернете есть сайт, где юные корреспонденты размещают свои репортажи. Как вы думаете, могли бы мы поучаствовать на этом сайте? А вы знаете, кто такие корреспонденты? (ответы детей). А что такое репортаж? (ответы детей).

Я предполагала, что вам будет интересно принять участие в создании репортажа, и я скачала задание, увеличила его и принесла. В этой газете мы будем помещать заметки к нашему репортажу.

Только о чем будет наш репортаж, я не могу понять, подумаем вместе, внимательно поглядим на газету. (предположения детей)

Обратите внимание на знак вопроса. Видимо нам предлагают отгадать загадку, которая определит тему нашего репортажа.

Загадка о воздухе

Он вокруг ,его невидим ,только всем необходим: 
Людям ,мячикам и шинам, водолазу, под водой.
Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой.

(ответы – отгадки, доказательство своего выбора отгадки)

Значит, нам предлагается сделать репортаж о воздухе. Надо хорошо о нем все узнать. Вот ваши журналистские блокноты, куда вы будете помещать свои журналистские заметки. Определите свое рабочее место. (дети кладут заготовленный для составления алгоритма листок бумаги на стол , где впоследствии будут работать, зарисовывать пиктограммы алгоритма для составления рассказа о воздухе)

2.Экспириментирование

Наш репортаж о воздухе, а где же он? (предположения детей)

Надо провести эксперимент. Возьмите пакеты и наберите воздуха в разных местах группы. (дети проводят эксперимент, и подходят к воспитателю).

Ребята, я воздух не набирала, какой у меня пакет? (пустой). Витя, а у тебя с чем пакет? (с воздухом). Значит он какой? (полный). Где ты набрал воздуха, Саша?

(у окна). А ты Вика, где набрала воздуха? (около спальни). Вы принесли воздух отовсюду, о чем мы можем написать в репортаже?

(ответы детей: - воздух есть везде, воздух вокруг нас, воздуха очень много, воздух есть на всей планете).

Как же можно записать это? (Выбор детьми формы пиктограммы).

Вы можете сделать первую заметку в своих блокнотах. (дети зарисовывают первую пиктограмму ). Кто сделал запись, предлагаю гимнастику для глаз, чтобы снять напряжение с глаз.

Посмотрите, какие два интересных шарика. С чем красный шарик? (дети – с воздухом).

С чем синий шарик? (дети – с водой). Подержите их. Шарик с водой какой? (дети - тяжелый). А шарик с воздухом какой? (дети - легкий).

3. Работа в малых группах

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
мативационный В газете нарисованы ниточки . К ним надо прикрепить цветные бумажные шарики. Дети решают, какой цвет выбрать
деятельный Выберете на столе заготовку, объединитесь в группы и вспомните, как еще можно сказать про красный шарик, какой он? дети делятся на три команды по цвету выбранных кружочков, вспоминают слова синонимы
  Договоритесь, кто в вашей команде будет отвечать, а кто наклеивать шарики ответы детей : -воздух легкий, невесомый, маловесный, легковесный, легонький .
  Посмотрите сколько шаров, сколько много слов вы вспомнили, какое слово кому понравилось больше всего? Ответы детей

Теперь можно сделать следующую запись в блокнотах. Как это можно сделать? (дети предлагают варианты пиктограмм, выполняют запись).

А пока ждем остальных можно сделать точечный массаж, чтобы снять напряжение с рук. Наш красный шарик был с воздухом, значит он какой? (воздушный).

4. “Соты”

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
мотивационный Чтобы заполнить соты, надо подумать, про что можно сказать: воздушный, воздушная, воздушное Дети знакомятся с картинками
подготовительный Предлагаю вам объединиться в пары Дети находят себе пару
деятельный А помогут нам гости, вы сначала свой выбор назовете им, а потом принесете в соты Работа детей
заключительный Давайте еще раз назовем про что можно сказать : воздушный, воздушное, воздушная. Дети присваивают новые знания.

Ребята, посмотрите вот банка, что в ней? (вода). Я положу в нее бусинку. Вы ее видите? (дети – нет).

Почему? (ответы детей - вода не прозрачная, мутная). А эта банка с чем? (с воздухом). Ира, положи бусинку в банку. Вы видите ее? Почему?

(Ответы детей – в банке воздух, а он прозрачный, бесцветный)

Вода мутная, а воздух прозрачный. Это слова противоположности. Таких слов много.

5. “Карусель”.

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
мотивационный В газете есть задание: подобрать слова противоположности. Дети осмысливают задание
подготовительный Мальчики выбирают картинки и строят внутренний круг. Девочки строятся напротив мальчиков во внешнем кругу. Переходы выполняем по хлопку проводится игра ,

второй раз дети меняются местами

деятельностный Дети внутреннего круга называют свойство предмета на своей картинки, а дети внешнего круга называют противоположное свойство Дети выполняют задание
заключительный Вы дружно работали и справились с заданием Дети присваивают новые знания

Что же мы узнали о воздухе? (ответы детей - Воздух прозрачный, бесцветный).

Как можно это записать? (предложения детей, выполнение записи).

Пока ждем остальных, можно выполнить дыхательную гимнастику.

6. Физ. минутка

Последнее упражнение предлагаю сделать всем вместе. Поставьте ладошку перед собой и сильно подуйте на нее. Что вы почувствовали? (ответы детей).

А сейчас возьмите ленточку и поднесите ее к фену. Что произошло? (ответы детей – воздух движется и шевелит ленточку).

Где еще можно увидеть движение воздуха? (ответы детей).

Ветер ни только можно увидеть но и услышать, а как? (ответы детей)

Вот и композитор услышал ветер и передал его движение в музыке. А вы попробуйте передать характер музыки в движении. (импровизация детей)

О чем мы узнали из нашего эксперимента? (ответ детей – воздух движется).

Как это можно обозначить? (предложение детей, выполнение записи).

Кто выполнил запись, предлагаю гимнастику для языка.

7. Эксперимен:

Как вы думаете, можно жить без воздуха? (ответы детей). Предлагаю вам пожить немного без воздуха. Зажмите нос и не открывайте рот. (дети выполняют задание)

Очень ни долго мы с вами не дышали, так что же мы запишем в блокноте, и как? (ответы детей).

Пока ждем ребят, выберите по желанию вид гимнастики .

8.Составленеие рассказа

Наш репортаж составлен. Попробуем его отредактировать. Кто хочет начать? (дети цепочкой по алгоритму составляют описательный рассказ о воздухе).

А вы хотите выступить со своим репортажем перед зрителями? (ответы детей) Вот микрофоны, выбирайте, кому из гостей вы представите свой репортаж.

(каждый ребенок подходит к кому-нибудь из гостей, и составляет рассказ о воздухе, гость дарит ребенку воздушный шарик)

Наше задание из интернета выполнено, репортаж записан на видио и мы можем его посылать на сайт.

Приложение:

№1 алгоритм пиктограмм:

№2 примерный рассказ детей:

Воздуха вокруг нас видимо–невидимо. Воздух очень легкий. Если предметы легкие про них говорят, что они воздушные. Воздух прозрачный и мы его не видим. Но мы его можем почувствовать, когда дует ветер, работает фен, кондиционер. Без воздуха жить нельзя. Воздух нужен всему живому на земле.

№3 слова синонимы:

Воздушный – легкий, легонький, невесомый, маловесный, легковесный.

№4 подбор слов к родовой принадлежности:

  • Воздушный – шар, акробат, змей, крем, коктейль
  • Воздушная – балерина, бабочка, снежинка, пушинка
  • Воздушное – пироженое, перышко, настроение, мороженое