Цель урока: привить интерес к математике, развивать логическое мышление, смекалку, умение работать в команде, быстроту выполнения заданий.
Для участия в уроке ребятам необходимо разбиться на команды по 4-5 человек, выбрать капитана и название команды. Еще учителю нужны 3 помощника: для заполнения таблицы результатов, проверки и оценки заданий, объяснения решений, для раздачи материалов, необходимых при выполнении заданий.
Оборудование: спички, листы А4, линейки, бумага для черновиков, для первого задания 2 тура надо сделать бумажную трубку, согнув лист А4 пополам и закрепить ее скрепками. В трех сантиметрах от сгиба снаружи нарисовать муху, а в диаметрально противоположной точке внутри нарисовать каплю меда; для 3 тура необходимо приготовить бланки ответов.
План
- 1 тур “задачи со спичками”,
- 2 тур “практическая геометрия”,
- 3 тур “считалочка”,
Подведение итогов.
(после каждого тура кто-то из помощников должен объяснять решения)
Таблица результатов
Команда | 1 тур | 2 тур | 3 тур | Итог |
- Каждое задание 1 тура предлагаю оценивать в 1 балл;
- Каждое задание 2 тура предлагаю оценивать в 2 балла;
- Каждое задание 3 тура предлагаю оценивать в 0,5 балла;
1 тур “задачи со спичками” (10 минут на все задания первого тура)
1. Положить три спички так на стол, чтобы их головки не касались поверхности стола и друг друга,
2. Из десяти спичек составить три квадрата (каждый способ оценивается в 1 балл),
3. Из шести спичек составить четыре треугольника.,
4. Переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.
Ответы к 1 туру
1. положить три спички так на стол, чтобы их головки не касались поверхности стола и друг друга
2 . Из десяти спичек составить три квадрата (каждый способ оценивается в 1балл)
3. Из шести спичек составить четыре треугольника.
4. Переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.
2 тур “Наглядная геометрия” (15 минут на все задания второго тура)
1. Путь мухи.
На внутренней стенке трубки в трех сантиметрах от края находится капля меда, а в точке диаметрально противоположной на наружной стенке уселась муха.
Нарисуйте мухе кратчайший путь, по которому она может добежать до медовой капли.
2. Малыш Федя сложил из белых кубиков параллелепипед 5 х 6 х 7 и покрасил его поверхность в черный цвет. Сколько кубиков осталось непокрашенными?3. Как измерить диагональ кирпича, если у вас есть несколько точно таких кирпичей?
АВ - диагональ
Ответы к туру 2
1. Разверните бумажную трубу и разогните лист. Изображения мухи и капли меда будут по разные стороны от линии сгиба. Соедините их отрезком, так как кратчайшее расстояние между точками равно длине отрезка с концами в этих точках.
.
2.
Мысленно снимите с поверхности прямоугольного параллелепипеда один слой толщиной в один кубик. Опять получится прямоугольный параллелепипед, но теперь его размеры будут 3 х 4 х 5. Чтобы найти общее число не покрашенных кубиков надо вычислить объем нового прямоугольного параллелепипеда - он равен 60 кубикам.
3. Сложите три кирпича ступеньками. Диагональ четвертого “невидимого” кирпича станет доступна для измерения.
3 тур “Считалочка”
1. Найти площадь каждой фигуры
2. Определи объем каждой фигуры
3. Вырази каждую величину в таблице в указанных единицах
А | Б | В | Г | Д |
В квадратных метрах | В кубических дециметрах | В арах | В см3 | В литрах |
6а | 6000см3 | 2га 100м2 | 3дм3 | 1м3 |
4. Сколько кубиков станет в каждой из этих пирамидок, если сделать их на этаж выше (не меняя принципа по которому они построены)?
Ответы к туру 3
1.
А 24 см2
Б 1000 см2
В 108 см2
Г 88 см2
Д 115 мм2
Е 124 дм2
2.
Г 34 дм3 или 34000 см3
Д 78 дм3 или 78000 см3
Е 975 см2
3.
А Б В Г Д 600 м2 6 дм3 201 а 3000 см3 1000 л
4.
а б в 35 55 60