Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Закон РФ “Об образовании” (статья 9) определяет систему образования как совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Набор образовательных программ (образовательная программа образовательного учреждения) определяет облик школы и является основой различных образовательных маршрутов для обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения.
На различных ступенях образования возможны варианты образовательных программ по одному и тому же учебному предмету, которые отличаются своим предназначением:
- базовая (типовая учебная программа) образовательная программа;
- образовательная программа углубленного изучения отдельных предметов;
- образовательная программа повышенного уровня (гимназическая, лицейская и т.д.);
- авторская программа;
- дополнительная образовательная программа обучения и др.
Логика любой программы предполагает наличие цели, конкретизируемой в задачах, методов (путей, способов) решения этих задач, прогнозируемого результата и критерия оценки этого результата.
Программы должны строиться на принципах личностно-ориентированного образования, предусматривать различные формы организации активной творческой деятельности детей и подростков, такие как:
- занятие как специально организованная форма обучения;
- нерегламентированные виды деятельности;
- конкурсы, соревнования, конференции, выставки, олимпиады и другие формы свободного общения и сравнительной оценки уровня развития и мастерства детей в интересующей их отрасли практической деятельности.
В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учётом специфических особенностей различных видов деятельности для детей разного возраста.
Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ученику, работу с подгруппами детей, учитывать их возрастные и физиологические особенности, должны включать описание организации развивающей среды с указанием перечней применяемых материалов и оборудования, должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.
Планирование и организация курса учебной практики по биологии можно отнести к дополнительным образовательным программам.
Дополнительные образовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Целью и задачей дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. Всвязи с чем содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (основному общему или среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной);
- современным образовательным технологиям, отражённым в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчёте на каждого обучающегося в объединении);
быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребёнка;
- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для coциального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребёнка;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
6. Список литературы.
Для обеспечения учебного успеха ученика и управления учебным процессом для подкрепления целей и задач программы кабинет биологии должен:
1) содержать информационное обеспечение (ученик должен иметь возможность ЗНАТЬ)
- в необходимом и достаточном количестве учебники, рабочие тетради, словари, атласы-определители, журналы, книги по предмету и т.д. как в бумажном, так и в электронном варианте;
- может обеспечиваться доступом в интернет и/или другими медиатехнологиями.
2) быть обеспечен средствами, обучающими ученика практическим предметным, меж- и надпредметным навыкам (ученик должен иметь возможность научиться УМЕТЬ)
- к этим ресурсам относится все обеспечение практических и лабораторных работ, экскурсий, все дидактические наборы и комплекты карточек, канцелярские принадлежности и персональные компьютеры, наборы для рисования, моделирования, конструкторы и т.д.
3) быть обеспечен средствами для комфортных условий протекания познавательной деятельности учеников с разными особенностями психофизиологической сферы (ученик должен иметь условия для проявления своих познавательных возможностей)
- иметь ресурсы, обеспечивающие разные способы восприятия одного и того же нового материала (через анализ текста, через практическую деятельность, через индивидуальную или коллективную деятельность) при наличии разнообразного дидактического оснащения для вербовки визуального, аудиального или кинестетического каналов приема информации, комфортного как для “лево”, так и для “правополушарников”.
4) обеспечивать условия, инициирующие и поддерживающие мотивацию к изучению именно нашего предмета (ученику нужно помочь осознать и развить собственный ИНТЕРЕС к изучению биологии)
- иметь ресурсы для обеспечения выпускнику возможности приобрести в стенах школы навыки здорового образа жизни, безопасной жизнедеятельности, самообразования, саморазвития.
Сравнительный анализ новых учебных программ по биологии показывает, что программы содержат значительное количество лабораторно-практических работ, при этом время, отводимое на их выполнение, крайне ограничено.
Задачи организации и проведения лабораторно-практических работ и экскурсий в природу по биологии могут быть значительно решены за счет данной программы учебной практики. Кроме того, возрастает возможность развития монологической речи учащихся, развития их коммуникативных компетенций, ролевых установок, раскрытия творческих возможностей и лидерских качеств.
Правильная организация во многом определяет успешность выполнения лабораторно-практических работ. Например, при фронтальной работе, когда учащиеся выполняют одну и ту же работу (опыт, наблюдение), необходимо ее синхронное выполнение; для этого учитель перед уроком должен решить, как и куда должны выходить учащиеся (знакомство с микропрепаратами, выполнение функциональных проб и т.д.), кто и в какое время раздаст учебное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Отличную помощь при этом оказывает отлаженная система “лаборантов-помощников” из числа учащихся, интересующихся предметом. Действия учителя служат примером правильного обращения с учебным оборудованием, наглядным инструктажем: например, учитель демонстрирует правила работы с микроскопом, приготовление микропрепарата, закладку опыта.
Определенные сложности возникают при организации групповой работы, когда, из-за нехватки материала, разным группам приходится выполнять разные задания. В этом случае нецелесообразно инструктировать группы по очереди. Например, при изучении тканей учитель вначале рассказывает, как надо рассматривать эпителиальную, соединительную, мышечную ткани, и только потом объявляет, какая группа с какой тканью будет работать, и раздает соответствующие препараты, а также инструктивные карты.
На работу с каждым препаратом следует отводить определенное время и следить, чтобы учащиеся успевали их рассмотреть. Обмен препаратами производится по команде учителя. Индивидуальную или парную работу лучше организовать по инструктивным карточкам, которые должны не только содержать инструкцию по проведению работы, но и проверочные вопросы, на которые ученик отвечает в ходе опыта или после него.
Эффективность самостоятельной работы во многом зависит от качества руководства восприятием. Необходимо не только предоставить учащимся объект для работы, но и показать, что с ним нужно делать, научить наблюдать, составить программу наблюдений. Ознакомление учащихся с объектом должно идти от целого к частному, а затем опять возвращаться к целому на основе проведенных наблюдений. Инструктаж, проводимый перед началом самостоятельной работы, должен содержать ответы на следующие вопросы:
- каковы цель и задачи лабораторной работы;
- какие методы следует использовать и каков порядок проведения работы;
- как нужно содержать в порядке рабочее место;
- каковы требования техники безопасности при проведении работы;
- как оформить результаты.
Во время проведения лабораторной работы учитель постоянно наблюдает за учащимися, оказывает помощь, корректирует их деятельность, контролирует правильность выполнения отдельных операций.
За несколько минут до завершения работы учащихся следует предупредить, что время, отведенное на нее, заканчивается. Необходимо обсудить выполнение работы, сделать выводы. Обязательно следует закончить оформление и привести в порядок рабочее место.
Многолетний опыт работы ведущих учителей-методистов показывает, что любовь к предмету, интерес к той или иной области естествознания нередко рождаются на умело проведенной экскурсии.
Перед экскурсиями ставятся такие задачи: обогащать знания учащихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развивать любовь к природе; развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность, организованность в учебном труде, чувства коллективизма и взаимопомощи; обогащать эстетические чувства; развивать наблюдательность, память, мышление, эмоции; активизировать познавательную и практическую деятельность; воспитывать положительное отношение к учению.
Учебная экскурсия - это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Отсюда характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся, с их мышечными усилиями. Являясь самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной составной частью в систему учебно-воспитательной работы в современной школе и вносит свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности.
А так же учебная экскурсия в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения, способствует реализации межпредметных связей.
Помимо перечисленных многообразных и немаловажных задач программа учебной практики может помочь учителю решить и сопутствующие задачи: подготовки школьников к теоретическим и практическим турам олимпиад разного уровня и подготовки выпускников к ЕГЭ по биологии.
Источники информации:
- Аншшюв О.С. Энциклопедия управленческих знаний: Методический словарь для управленцев. – М., 2002.
- Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. Учебн. пособие. – Краснодар: Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования, 2000. – 54 с.
- Варрава Н.Э. и др. Все лабораторные работы. 6-11 классы: физика, химия, биология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010
- Галеева Н.Л. Современный кабинет биологии, - М.: Знания на 5, 2005.
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – Москва. 2001
- Державина Т.Б. Экскурсии в природу (пособие для учителя). – М.: Мнемозина, 2010.
- Кларин Н.В. Инновации в обучении. – М., 2006. – 67 с.
- Краснова Т.И. Разработка учебной программы курса в стратегии активного обучения, TIKrasnova@bsu.by
- Орлов О.С. Как составить образовательную программу. – М., 2003. – 39
- Подобед C .О. Проектирование и разработка инновационных программ // Дополнительное образование и воспитание, 2006. – № 7.
- Семененко О.П., Упатова И.П., Чурилова А.И. Методика
- преподавания биологии: Нестандартные формы проведения занятий по биологии в 6-10 классах. - Харьков: Скорпион, 2000. - 152 с.
- Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся/http://courier.com.ru/vp/progr.htm