Урок окружающего мира (УМК "Школа России") на тему "Формы земной поверхности". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: формирование представлений о формах земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги),

Задачи:

  • познакомить с основными формами земной поверхности, со строением холмов и гор;
  • развивать познавательную активность, способность к эстетическому восприятию природы; умение выражать свои мысли, рассуждать; анализировать и делать выводы; расширять кругозор;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, коммуникативные качества, необходимые для сотрудничества при фронтальной, групповой, парной работе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы земной поверхности.

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствование работы в парах, группе.
  • Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез; формулирование проблемной ситуации с помощью учителя

Оборудование: презентация, картинки вещей путешественника, физическая карта России, индивидуальные маршруты пути, фотографии гагаринской земли для работы в парах, фотографии разных форм земной поверхности для работы в группах.

Ход урока

1. Оргмомент

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
И учиться размышлять,
Будем вместе у себя развивать внимательность,
А поможет всё узнать наша наблюдательность.

2. Актуализация знаний.

- Я предлагаю вам отправиться в заочное путешествие, но куда, узнаете чуть позже. Но как настоящим путешественникам, нам надо собраться. На доске картинки вещей. Нет ли среди них лишних? (Карта, компас, часы, аптечка, фонарик, карта, утюг)

- Как можно назвать оставшиеся вещи одним словом? (Вещи путешественника)

- Мы готовы. А что необходимо нам, чтобы не заблудиться? Какой из этих предметов нам поможет определить, куда идти? Что такое компас? Что это за прибор? Какие стороны горизонта вы знаете? Что делать, если компаса нет, сломался, потерялся, забыли? Как мы можем по местным признакам сориентироваться? На самом деле признаков много. Самое главное использовать несколько признаков. Теперь я думаю, мы не заблудимся. Но нам надо с вами определиться, какова будет цель нашего путешествия. Ведь путешественники должны понимать, зачем они идут в поход.

3. Самоопределение к деятельности.

- У меня для вас загадка. Это хитрый маршрут. Разгадайте его. 1-я группа пойдёт по красному маршруту, 2-я группа по синему, а 3-ья группа по жёлтому (1-я группа закончит путь раньше, 2-я позже, 3-я последней).

(1-я группа: 2 клетки на север, 3 клетки на восток, 2 клетки на юг, 2 клетки на восток.

з п е ж ш ц
о ю т р ь у
и а в г ф к
ф г у м й ы

2-я группа: 2 клетки на север, 3 клетки на восток, 2 клетки на юг, 2 клетки на восток, +3 клетки на север.

п с ф э о й
е т б м ф ю
а ч с у в з
з я р н к о

3-я группа: 2 клетки на север, 3 клетки на восток, 2 клетка на юг, 2 клетки на восток, +3 клетки на север,+4 клетки на восток,1 клетка на юг, 2 клетки на запад, 1 клетка на юг, 3 клетки на восток)

й м п ь г х н р у н щ
о с у в б ф л с ц о г
у е ю т ч ы э т ё м и
п к щ е я р з а й д к

- Какова цель нашего похода? (Формы земной поверхности) (Приложение 1) (Слайд 1)

- Мы отправляемся в путешествие изучить формы земной поверхности: какие они бывают. И будем исследовать наш родной край. (Приложение 1) (Слайд 2). А помогут нам в этом герои из мультфильма “Волшебное кольцо” по сказке Б.Шергина кошка Маша и собака Жужа. Встаём и вместе с ними отправляемся в путешествие. (Приложение 1) (Слайд 3)

4. Изучение нового материала.

- Посмотрите на слайд. (Приложение 1) (Слайд 4) Во время путешествия мы увидели вот такую местность. Перед нами ровный-ровный участок поверхности. Как бы вы его назвали? Такие участки очень часто встречаются в наших краях. Я вам назову.(Клик мышью) И тут загадка. Буквы перепутались. (Клик мышью) (Равнина)

- Ровные участки поверхности называются равнинами. (Приложение 1) (Слайд 5)

- С давних времён люди селились на равнинах. На равнинах строят города, прокладывают дороги, пасут скот. Обычно равнины используют для земледелия. Удобно выращивать хлеб, сажать овощные культуры. На равнинах очень часто на рыхлых почвах появляются канавки, вода размывает эти канавки, появляется углубление и так вырастает овраг. (Приложение 1) (Слайд 6) Поднимите руки, кто видел когда-нибудь овраг? Овраг - это углубление с крутыми склонами. (Клик мышью). Это хорошо, когда овраг появляется? Почему, как думаете?

- Рассмотрим, какие бывают равнины.

- Равнины бывают разными. Посмотрите. (Приложение 1) (Слайд 7) Чем они отличаются? Правильно. Равнины бывают плоскими( Клик мышью) и холмистыми ( Клик мышью). Холмистые равнины это те, на которых есть холм. А холм-это такая возвышенность на равнине. Давайте с вами определим части холма. (Приложение 1) (Слайд 8). Три слова. Мне нужна ваша сообразительность. Вот это самая верхняя часть холма.(Мышкой указать на каждую часть холма) (Вершина). ( Клик мышью).А та часть, которая наклонена? (Склон). Склоняется, наклоняется. ( Клик мышью). А в самом низу, под ногами? (Подошва). ( Клик мышью).А что это слово напоминает? (Сапог, ботинок)

- А теперь мы оказались совсем в другой местности. (Приложение 1) (Слайд 9) Что это? Поднимите руку, кто из вас в горах бывал? Это очень неровные участки поверхности. Мы с вами в горах. Попробуйте объяснить, что такое горы. Прочитайте на слайде. ( Клик мышью).И холм возвышается, и гора возвышается. Может это одно и тоже? Давайте сравним. И в этом вам поможет учебник. Откройте с.79. Там есть схема. Обсудите в парах и попробуйте сами найти новую информацию. Проверим. (Приложение 1) (Слайд 10). Вначале перечислите сходства холма и горы. Назовите первое сходство. Да и холм, и гора имеют одинаковые части. Давайте проверим себя. ( Клик мышью). Назовите второе сходство. ( Клик мышью)

- Чем отличается гора от холма. Прочитайте на слайде. (Клик мышью).Холм бывает высотой до 200 метров. Если возвышение больше 200 метров, то это гора. У горы вершина острее, верно. Гора имеет каменистую поверхность, а холм всегда покрыт растительностью. Снег в горах.

- Мы с вами в горах. (Приложение 1) (Слайд 13). Я хочу вам сказать, что горы очень редко располагаются поодиночке. Чаще всего они образуют ряды, цепочки. Такие ряды называются горные хребты. (Клик мышью)

- Высота гор тоже бывает разная. Посмотрите. (Приложение 1) (Слайд 14,15). Одни возвышаются на несколько сотен метров, другие на несколько тысяч метров. Если гора более 2000 метров, это высокая гора. До тысячи метров, это считается низкая гора.

- В горах очень красиво. Там можно полюбоваться красотой природы. Вот это горы Алтая. (Приложение 1) ( Слайд 16). А знаете, где они расположены на карте? Кто может показать?(Показать учителю, если никто не покажет). (Показ по карте России). А это горы Кавказа. (Приложение 1) (Слайд 17). Кто может показать, где они располагаются ? (Показ на карте). Кавказ-это самые высокие горы России. И там есть самая высокая вершина-гора Эльбрус. (Приложение 1) (Слайд 18). Знаете какой она высоты? ( Клик мышью).Кто сможет прочитать? 5642 метра. Но в России есть горы и пониже. Уральские горы, Саяны, Алтай. Может кто-нибудь покажет на карте?(Показ по карте) (Приложение 1) (Слайд 19-21).Но всё-таки Россия-это страна равнин. На территории нашей страны располагаются две большие равнины: Восточно-Европейская(расположена в восточной части Европы), её ещё называют Русской равниной, и Западно-Сибирская(занимает большую часть Западной Сибири). (Показ по карте) (Приложение 1) (Слайд 22-23)

- Итак, мы говорили о формах земной поверхности. Какие же 2 основные формы земной поверхности бывают? (Приложение 1) (Слайд 24). ( Клик мышью, клик мышью) Зелёным цветом что будет на карте обозначено? А коричневым? (На карту указать). Равнины какие бывают? ( Клик мышью, клик мышью)

- Пора с нашими друзьями возвращаться назад. Встанем. (Приложение 1) (Слайд 25)

Физминутка “Я в ладоши хлопаю”

Я в ладоши хлопаю (Хлопать в ладоши)
И ногами топаю.(Потопать ногами)
Ручки разотру,
Тепло сохраню.(Потереть ладонь о ладонь)
Ладошки, ладошки,
Утюжки-недотрожки.
Вы погладьте ручки,
Чтоб работали лучше, (Ладонью погладить предплечье и плечо противоположной руки)
Вы погладьте ножки, (Погладить голень и бедро ладонями обеих рук)
Чтоб бежали по дорожке.(Постучать носками ног по полу)

- Куда же мы попали? Мы вернулись домой. У вас на партах есть фотографии нашего родного края. Исследуйте поверхность нашего края. Какие формы поверхности здесь преобладают? Наша Смоленская область располагается здесь, недалеко от Москвы. (Показ по карте)

- А посмотрите на карту Смоленской области. (Приложение 1) (Слайд 26) Какой цвет преобладает? Значит, какая поверхность в нашем крае?

- Посмотрите, красивые у нас просторы. (Приложение 1) (Слайд 27). Как прекрасны наши края!

5. Закрепление изученного.

- Наше путешествие подходит к концу. Где мы побывали?

- Я предлагаю вам поработать в группах. У каждой группы набор фотографий разных мест, в которых мы побывали. Определите к каким формам земной поверхности они относятся, обсудив в группах. Один представитель от группы отчитается, выставив их на доске. (У каждой группы набор фотографий и название форм земной поверхности)

- Итак, с какими формами земной поверхности мы столкнулись во время нашего путешествия?

На доске появляется опорная схема

Группы по очереди отчитываются о выполнении задания.(Прикрепляют фотографии на схеме)

6. Подведение итогов. Оценивание.

- Наш урок подошёл к концу. Оцените, как вы усвоили тему сегодняшнего урока, как разобрались в формах земной поверхности. У каждого из вас на партах есть жетоны разных оттенков коричневого цвета. Перед вами гора. После сегодняшнего урока как бы вы оценили, где сейчас находитесь на этой горе? У её подножия. Тогда выбираете светло-коричневый оттенок. Или вы на склоне горы? Тогда тёмно-коричневый. Взобрались на вершину горы? Выбирайте самый тёмный оттенок.

- Спасибо за работу. Покажите на веерах, как бы вы оценили свою работу на уроке? (Комментарии учителя и выставление оценок )

7. Домашнее задание.

- Домашнее задание будет творческим. Тема: “Красоты природы родного края”. Я предлагаю ребятам, которые увлекаются фотографией, побывать в роли фотохудожников. Поймайте на свой фотоснимок красоту нашего края. А потом мы устроим фотобиеннале(выставку фотографий).Лучшие работы отправим на I Международный конкурс детского творчества “Весенняя капель”. Ребята, которые любят рисовать, могут показать великолепие нашей природы в рисунках. Мы устроим вернисаж(откроем художественную выставку). Мы поможет другим учащимся нашей школы ещё раз обратить внимание на то, как красив наш край и напомним, что эту красоту надо беречь. Лучшие рисунки отправим на конкурс “Весенний перезвон”

- Вы хорошо поработали сегодня на уроке. Чтобы снять усталость после урока, я приглашаю вас на перемене подышать чистым горным воздухом с помощью прибора озанатор воздуха.