Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение “Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха” – единственная образовательная организация в Томской области, которая осуществляет обучение и воспитание “особенных” детей с дефицитарным развитием сенсорной сферы. В настоящее время вытесняются понятия: аномальный ребёнок, ребёнок с нарушениями в развитии, ребёнок с отклоняющимся развитием, а также конкретизирующие их понятия (слепой, слабовидящий, глухой, слабослышащий и т.д.), отражающие ненормальность, недоразвитость человека.
Границы между нормальным и аномальным ребёнком призрачны, ведь без должного внимания ребёнок с любыми способностями будет отставать в развитии. “В каждом ребёнке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы их зажечь, необходима искра” – В.А. Сухомлинский, поэтому актуальным содержанием и предметом первоочередной важности в моей педагогической деятельности является создание психологического комфорта с целью сохранения и укрепления физического и душевного здоровья для развития каждого ребёнка.
Создание психологического комфорта в процессе организации жизнедеятельности младших школьников иллюстрирует положительное движение в овладении детьми с особенностями в развитии компонентом жизненной компетенции, подтверждением тому является наличие позитивной динамики интереса учащихся к предмету. По результатам обследования подтверждена положительная динамика в овладении обучающимися 1 “А” класса отделения слабослышащих детей Кириллом А. и Робертом М. компонентом жизненной компетенции. Ребята показали отличные достижения в обучении. На основании достигнутых высоких результатов дети перешли в общеобразовательную школу.
У всех детей с нарушениями слуха вторично страдает речевая деятельность, которая оказывает отрицательное влияние на процессы мышления, внимания, памяти, восприятия, на познавательную активность в целом. Стоящая передо мной задача – организовать жизнедеятельность таким образом, чтобы каждый ребёнок мог реализовать свои исключительно уникальные возможности.
В связи с этим, на основе “Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида II отделения” составляю адаптированные учебные образовательные программы начального общего образования по основным предметам, а также индивидуальные образовательные программы по развитию слухового восприятия (РСВ), формированию произношения (ФП) с учётом особенностей речевого развития, слухового восприятия младших школьников. Составленные адаптированные образовательные программы способствуют вырабатыванию полноценной учебной деятельности у детей с особенностями в развитии. Как результат: ребята демонстрируют положительную динамику уровня обученности, в соответствии с диагнозом показывают достаточно высокие учебные достижения по основным предметам, предметам коррекционной направленности.
С целью мотивации к развитию слухового восприятия и формированию произношения оцениваю достижения детей только положительно, поскольку каждый ребёнок осваивает данные дисциплины в соответствии со своими психофизиологическими возможностями (был – стал). Минимальный успех в данных дисциплинах – это великое достижение, прежде всего, для самого ребёнка. Предметы коррекционной направленности, включённые в образовательный процесс, характеризуют достаточную результативность по изобразительной деятельности, трудовому обучению, внеклассному чтению.
Как результат: причина значимой динамики интереса обучающихся к предмету, наличие положительных учебных достижений, заключается в совершенствовании форм организации учебно-воспитательной деятельности с использованием современных нейропсихологических, сурдопедагогических классических методик; инновационных технологий на основе сотрудничества с психологами, специалистами “НИИ психического здоровья” СО РАН города Томска; а также создания психологического комфорта в процессе жизнедеятельности.
По отношению к своим воспитанникам, имеющим особенности в развитии, в качестве критериев успешной работы, совместно с научным сотрудником, к.м.н.: Карауш Ириной Сергеевной рассматриваем интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития каждого ребёнка. Данные результаты подтверждаются сопроводительными документами за каждый год обучения:
- справкой по результатам оценки имунно-реактивного статуса младших школьников;
- справкой по состоянию их интереса к предмету от учебно-воспитательно-педагогических факторов.
Документы составляет старший научный сотрудник пограничных состояний “НИИ психического здоровья” СО РАН, ФГБУ к.м.н.: Карауш Ирина Сергеевна.
Стоит отметить, в силу особенностей психофизического развития (недостаточный уровень развития словесной речи и словесно-логического мышления по причине нарушения слуха) мои ученики не могут принимать участие в предметных академических олимпиадах регионального, всероссийского, международного уровней, поскольку имеют сложности понимания заданий. Тем не менее, некоторый практический опыт работы в этом направлении имеем.
- В октябре 57% обучающихся класса приняли участие в III Всероссийском конкурсе “Кириллица 2014” (русский язык). http://konkurs-kirillica.ru/4 Диплома I степени, 2 Сертификата.
- В ноябре уже 85,7% обучающихся участвовали в Международной олимпиаде “Младшая школа” в конкурсе для младших классов “Лисёнок 2014” (ознакомление с окружающим миром). http://konkurs-lisenok.ru/step_5.html Ребята получили Дипломы 2-3 степени.
- В феврале 2015 года 100% обучающихся приняли участие в Международной дистанционной олимпиаде среди начальных классов по логике проекта “Инфоурок”. В результате – 2 Диплома 1-ой степени, 3 Диплома 2-ой степени.
- В марте 2015 года все ребята участвовали в международном конкурсе по русскому языку “Кириллица IV”. Результаты – 4 Диплома 3 степени, Сертификаты.
- В мае 2015 года 100% обучающихся приняли участие в Международном конкурсе-игре по окружающему миру “Светлячок”, организованном Центром дополнительного образования “Снейл” города Омска http://nic-snail.ru/awards#event_year=2015.
Всевозможное участие в школьных смотрах, конкурсах, спортивных соревнованиях, декадных неделях вполне равноценно олимпиадным состязаниям. Все ученики класса вовлечены в общешкольные мероприятия, активно принимают участие в образовательных предметных декадах по математике, русскому языку, основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физической культуре.
Декадные недели охватывают дни открытых дверей, показательные (открытые) уроки для слушателей ТОИПКРО, студентов, родителей, гостей. В рамках той или иной декады, провожу экскурсии, конкурсы, беседы, викторины. Организую проекты, выставки рисунков, уроки в компьютерном классе с использованием ИКТ, театрально-игровые постановки. Участие детей в декадных неделях, конкурсах, викторинах зафиксировано Дипломами, Грамотами, Благодарностями от Администрации школы-интерната в лице А.В. Маланиной.
Положительная динамика в овладении обучающимися компонентом жизненной компетенции также формируется на основе внедрения коррекционно-развивающей программы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха “ТАИСКА”. Данная программа является победителем Всероссийского дистанционного конкурса с международным участием (Диплом 2 степени №ФФ2946) 2014 г., что подтверждает Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-57749, а также Сертификат, удостоверяющий об участии во Всероссийском дистанционном конкурсе. Методология коррекционной программы “ТАИСКА” разработана на основе анимало-, арт-, игро-, сказко-, кукло-, кино-терапиях.
Целью программы “ТАИСКА” является создание условий для овладения детьми компонентом жизненной компетенции на основе духовно-нравственного воспитания через решение следующих задач:
- отработка механизмов межличностной коммуникации;
- раскрытие внутреннего потенциала детей;
- развитие толерантности, милосердия, эмоциональной сензитивности;
- снятие психо-эмоционального напряжения посредством физических упражнений, через релаксацию, нейропсихологическую реабилитацию, взаимодействие с животными.
При качественно новом образовательном подходе младшие школьники с нарушениями слуха способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми. Приобретение детьми с повышенными образовательными потребностями позитивного социального опыта, при создании определённых условий, весьма эффективно через образовательный туризм.
Образовательный туризм приносит “особенным” детям уникальную пользу – такую пользу, которую трудно извлечь, применяя традиционные формы работы и коррекционные методики. К примеру: семья Елизаветы К. проживает в Томске, увлекается образовательным туризмом со спортивно-оздоровительным уклоном. Поездки на спортивные сборы, сплав по горным рекам, иппотерапия – всеми этими направлениями семья поделилась на классном часе 23.04.2014 г. в виде отчёта-презентации по теме: “Преодолей себя и природу!”. Это оказывает огромное развивающее и воспитывающее действие на одноклассников и их родителей, ведь все видят и понимают, что поход на катамаранах требует большой силы воли, а иппотерапия – силы духа.
Все остальные семьи класса занимаются лечебно-оздоровительным туризмом, в летнее время совершают поездки в санатории или в медицинские центры на морские или иные курорты, где дети получают оздоровительное лечение, обогащают свой социально-жизненный опыт. Образовательно-оздоровительным туризмом особенно довольна Татьяна Ивановна – бабушка Кирилла. Иппотерапия и дельфинотерапия помогли её внуку Кириллу заливисто смеяться. При поступлении в первый класс у Кирилла совершенно отсутствовала речь. Дельфинотерапия явилась сильнейшим стимулятором, мотивировала ребёнка к невербальным коммуникациям, а применение полисенсорной системы обучения, использование коррекционных методик способствовало интенсивному развитию речевой деятельности. На межшкольном конкурсе чтецов “Зимы прекрасные моменты” (уже через полгода) Кирилл получил Диплом I степени. Сейчас Кирилл обучается в Гимназии №5 г. Северобайкальска. Вот что пишет бабушка Кирилла: “…За сентябрь-декабрь 2014 г. Кирилл проявил большое старание, хорошо усваивает программу, читает так, что его понимают все дети. По математике – один из первых выполняет задания, в школьной эстафете по физической культуре занял 1-ое место. Учительница сказала, что Кирилл очень способный мальчик, мы гордимся им! Спасибо Вам, Раиса Ивановна, за подготовку, обучение и воспитание моего внука …”.
Как результат – активная жизнедеятельность для альтернативно-одарённых детей позволяет расширить кругозор, приобрести коммуникационный опыт и т.д. Уже с первого класса дети имеют опыт социальных практик вне образовательного учреждения. Позитивный опыт приобретают через взаимодействие с местными властными структурами и иными социальными партнёрами:
- ОГБУ ДОД “Областной центр дополнительного образования”,
- Томская организация “ВОГ”,
- Театр “Скороход”,
- Хобби-центр,
- Театр юного зрителя,
- Областной художественный музей,
- Клуб “Факел”,
- Детская юношеская библиотека,
- Духовная семинария при Богоявленском соборе.
Наша школа-интернат расположена рядом с парковой зоной в Ярлыковском сквере на ул. Дзержинского, где в 2003 году была воздвигнута часовня “В честь Преображения Господня”, посвящена жертвам чернобыльской аварии. В парке часто гуляют молодые мамы с детками, отдыхают на лавочках люди старшего поколения. Вечерами собираются подростки, которые, бывает зачастую, оставляют мусор после себя. Мы с ребятами стараемся внести свой посильный вклад по благоустройству нашего общего дома – сделать ещё более красивой и нарядной зелёную зону пришкольной территории, улицу Дзержинского и Ярлыковский сквер. Совместными усилиями приводим парк в достойный вид, подкармливаем голубей, сами отдыхаем в парке. В этом заложен качественный воспитательный момент – школьники не мусорят там, где наводят порядок! Ещё одним важным аспектом социальной практики для моих ребят является возложение цветов. Ведь сюда в любой день приходят ветераны-чернобыльцы, которым приятно видеть, что память о товарищах-земляках бережно хранят ребята из школы-интерната. “Вечная память тем, кого уже нет с нами, здоровья тем, кто ещё остался рядом!” сказал Н.Н. Симаков – участник ликвидации аварии на Чернобыльской АС, побывавший у нас в гостях.
Возложение цветов к Вечному огню у монумента “Родина мать вручает оружие сыну”, расположенного в Лагерном саду, стало традиционным для получения опыта социальных практик моими ребятами. На школьном автобусе выезжаем в Лагерный сад к мемориалу боевой и трудовой славы томичей, чтобы почтить память и возложить цветы.
При создании условий для приобретения обучающимися позитивного социального проектирования, в обязательном порядке учитываю следующие направления:
- спортивно-оздоровительное (поддерживаю психологическое здоровье детей, формирую здоровый образ жизни через оздоровительные прогулки, развлекательные эстафеты, игры-забавы, динамические паузы, физкультурные минутки и др.);
- нравственно-эстетическое – второе направление (развиваю качества, составляющие основу поведения, формирую опыт созидательной, сценической деятельности). Освящённое традицией особенное направление в моей педагогической деятельности – это руководство танцевальным кружком “Русские забавы”. К каждому значимому школьному празднику, знаменательным датам для ветеранов войны и педагогического труда, учителей, родителей, гостей, почтивших нашу школу своим присутствием, готовим творческие постановки, танцевально-игровые номера, миниатюрные театральные сценки.
- гражданско-патриотическое – третье направление (формирую ценности человеческого общения, коммуникативные навыков, толерантность);
- интеллектуально-мнестическое – четвёртое направление (активизирую познавательный интерес к окружающему миру, создаю условия для сознательного отношения к учебной деятельности, формирую учебную мотивацию);
- пятое направление – это работа с семьей (оказываю педагогическую, психологическую, сурдологическую помощь родителям через разные виды практик, включаю родителей в жизнедеятельность детей).
Важным фактом в практике организации жизнедеятельности младших школьников с нарушениями слуха выступает то, что социальное проектирование позволяет решать актуальные организационно-воспитательные задачи. Оно создаёт естественную среду для самоорганизации классного коллектива через активное участие в самоуправлении класса:
- во-первых, ребята решают проблемы собственными силами в рамках класса;
- во-вторых, учатся анализировать жизненные ситуации через дистанцирование от проблемы с моей помощью;
- в-третьих, классный коллектив развивается и функционирует как сообщество взаимодействующих субъектов – это весьма важно и актуально для детей с нарушениями слуха!
В классе 7 детей: 3 мальчика и 4 девочки, все дети имеют дефицитарное развитие. Обучаются по адаптированной образовательной программе II вида, II отделения (вариант II) – программа для детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Один ребёнок занимается по программе VIII вида (интеллектуальная недостаточность). Программы по всем направлениям разрабатываю в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.
Не смотря на различия в показателях социального паспорта, 100% занятость всех обучающихся класса способствует формированию общих интересов, сплачивает детей в дружный, гармоничный коллектив, что способствует формированию слаженной команды по системе действующего, положительного социального опыта. Особо удалось создать благоприятные условия для активного участия обучающихся в самоуправлении класса. Командный состав судна “Бригантина” возлагает определённые функции на каждого участника, выбирающего путь движения к личному успеху по собственным силам.
Елизавета – капитан – главный на “судне”, слово капитана – закон. Артём - штурман – помощник капитана, управляет “судном”. Семён – механик, следит за состоянием мебели, техники на “судне”. Виктория – радист, принимает и передаёт сообщения. Владислав – боцман, следит за чистотой класса. Екатерина – судовой доктор, пропагандирует здоровый образ жизни. Валерия – судовой повар-кок, организует чаепитие для “матросов” и гостей. Каждый из членов команды выступает и в роли матроса. Матросы выполняют любые приемлемые работы на судне-классе. Традиционно, на первом уроке идёт перекличка, мы дружно проговариваем девиз класса: “Никогда не будет тины на борту у Бригантины!” и следуем ему в течение дня. Ребята стараются не ссориться, поддерживают и помогают друг другу в любом деле.
Прогнозируемый результат: процесс самоуправления создаёт условия для самостоятельности, способности к сотрудничеству. Ребята стремятся беречь своё здоровье, у них формируется трудолюбие, организованность, бережное отношение к окружающим, к школьному имуществу. Со временем эти качества только будут укрепляться.
Эффективное использование каникулярного времени для организации жизнедеятельности детей – это посещение пришкольного оздоровительного лагеря “Солнышко” с насыщенной программой. Ребята посещают:
- Томский аквапарк – центр активного отдыха. К услугам детей: инструктаж по технике безопасности, водные аттракционы, бассейн, водные горки.
- МАОУ ДОД Дворец творчества детей и молодёжи. К услугам детей: концерты, выставки, детские спектакли, кружковая деятельность.
- Томский Сибирский ботанический сад (СибБС ТГУ). К услугам детей: экскурсионное обслуживание, беседы, практико-ориентированная деятельность.
- Городской сад – парк и развлекательный комплекс. К услугам детей: аттракционы, игровые конкурсы, концерты на летней площадке.
- “Факел” – культурно-досуговый центр. К услугам детей: кинозал, бильярд, игровые зоны, компьютерный клуб, подвижные игры на территории центра.
Как результат: при посещении пришкольного лагеря “Солнышко” ребята каждый день принимают участие в спортивно-оздоровительных, игровых состязаниях, творческих конкурсах, викторинах, тематических кружках, экскурсиях. Это является свидетельством результативности по приобретению обучающимися позитивного социального опыта.
Все мероприятия реализуем и сопровождаем с помощью коррекционных методов наблюдения, эксперимента, анализа продуктов деятельности, тестов, бесед, анкетирования и метода сбора данных, на основе чего делаем выводы.
Таким образом: практика организации жизнедеятельности младших школьников по приобретению позитивного социального опыта на основе использования разнообразных форм и методов практической деятельности позволяет создавать условия для формирования:
- элементарных правил поведения в обществе;
- правовых знаний;
- значимых навыков коммуникативного поведения в общественных местах;
- ценностных установок для формирования основ здорового образа жизни;
- посильных умений решать проблемы в различных видах деятельности;
- базовых правил поведения на природе;
- естественной потребности в её сохранении;
- естественных умений жить в современном мире и быть ЛИЧНОСТЬЮ.