Семинар-практикум для родителей "Домашний логопед: как помочь ребенку научиться говорить красиво"

Разделы: Логопедия


Здравствуйте, уважаемые родители!

Цель нашей встречи – разговор о нарушениях речи у детей, а главное, о путях их преодоления. Главные помощники ребенка на этом непростом пути – родители. Без участия родителей, без систематических логопедических занятий дома результат логопедической работы будет минимальным. Существуют различные нарушения речи. Одно из них – общее недоразвитие речи (ОНР). Что это такое? ОНР – нарушение формирования всех компонентов речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического оформления речи, фонематических процессов, - при нормальном слухе и интеллекте. Логопедическая работа в детском саду ведется по всем направлениям. Проводятся фронтальные занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи; обучению грамоте; индивидуальные занятия по формированию нормативного звукопроизношения. Хотелось бы подробнее остановиться на последних.

В логопедической практике существует строгая последовательность в работе по исправлению звукопроизношения, которая проводится в 3 этапа.

Подготовительный этап

Во-первых, с помощью артикуляционной гимнастики мышцы губ и языка подготавливаются к произнесению того или иного звука.

Во-вторых, проводится работа по развитию фонематического слуха. Ребенок учится распознавать определенный звук среди других речевых звуков.

В-третьих, выполняются дыхательные упражнения для формирования направленной воздушной струи.

Уважаемые родители, предлагаю рассмотреть данный этап работы на практике, на примере звука Ш.

Артикуляционная гимнастика

Выполнять ее следует ежедневно по 3-5 минут. Перед зеркалом.

1. “Наказать непослушный язычок”

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5–10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух.

2. “Лопатка”

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5–10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

3. “Вкусное варенье”

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.

4. “Чашечка”

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.

5. “Лошадка”

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу, со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке.

6. “Грибок”

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы боковые края языка были плотно прижаты к нёбу, а губы не натягивались на зубы.

7. “Гармошка”

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижат к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

Выработка направленной воздушной струи

Упражнение “Фокус”

Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [ш]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

Развитие фонематического слуха

Упражнение “Хлопни, когда услышишь звук Ш”

Ш, А, У, Ш, Ф, С, Ш и т.д.

Упражнение “Повтори слово со звуком Ш” (на этапе автоматизации звука)

Шум, нос, мышь, кошка, вата, шина и т.д.

Этап постановки звука и его первичного закрепления

На этом этапе логопед с помощью специальных приемов и приспособлений осуществляет постановку звука. Родителям не следует самостоятельно ставить звук ребенку!

Этап автоматизации (закрепления) звука

Поставленный звук необходимо закрепить путем многократных повторений в слогах, словах (в позиции начала, середины, конца слова; в словах со стечением согласных звуков), фразах, связной речи (скороговорках, чистоговорках, стихах, небольших рассказах).

Уважаемые родители, предлагаю Вам выполнить некоторые упражнения для закрепления (автоматизации) звука Л.

Автоматизация звука Л в слогах

Упражнение “Песенки”

Ла-ла-ла
Ло-ло-ло
Лу-лу-лу
Лы-лы-лы

Упражнение “Запоминай и повторяй!”

Ла-ло, ла-ло-лы
Лу-ла, лу-ла-ло
Лы-лэ, лы-лэ-ла
Ло-лу, ло-лу-лэ

Автоматизация звука Л в словах (в начале, середине, конце слова)

Упражнение “Повтори слова”

Лак, лавка, лампа, лоб, лодка, ложка, лук, лужа, лупа, лысый, лыжи, лыжник и т.д.
Пила, булавка, голодный, холодный, шалун, колун, улыбка, малыш и т.д.
Пол, стол, овал, металл, стул, гул и т.д.

Упражнение “Запомни и повтори”

Лак-лоб-лук
Халат-булавка-палатка
Бал-укол-мул и т.д.

Упражнение “Назови картинки”

Упражнение “Посчитай слова”

Одна лодка, две лодки, три лодки, четыре лодки, пять лодок
Одно весло, два весла, три весла, четыре весла, пять весел
Один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев

Упражнение “Назови ласково”

Платье – платьице
Клубок – клубочек
Глоток – глоточек
Блокнот - блокнотик
Клубника – клубничка и т.д.

Упражнение “Один-много”

Лапа – лапы
Лампа – лампы
Ласточка – ласточки
Лошадь – лошади
Лупа – лупы
Лыжница – лыжницы и т.д.

Упражнение “Добавь слово в рифму”

Заставил плакать всех вокруг
Хоть он и не драчун, а ... (лук)

Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли ...(лапки)

Автоматизация звука Л в предложениях

Упражнение “Повтори предложение”

Ласточка в небе.
Лавка стоит у стола.
Володя сделал лодочку.
Слава съел спелое яблоко.
Ученик положит мел на стол.

Упражнение “Составь предложение со словами...”

Мила, халат
Павел, шоколад
Клава, стол
Малыш, молоко
Володя, колун

Автоматизация звука Л в текстах

Упражнение “Повтори чистоговорку (скороговорку)”

  • Клава клала лук на полку.
  • Алла пила, пила молоко, да не допила молока.

Упражнение “Перескажи рассказ”

Кукла

У Милы была кукла. Мила назвала куклу Аллой. У Аллы были светлые волосы и голубые глаза. Мила взяла у мамы лоскутки и сшила для Аллы платье. Надела на куклу новое платье и показала маме. Мама похвалила Милу.

Обратите внимание на то, чтобы автоматизируемый звук при выполнении упражнений произносился акцентированно, выделялся голосом (лллак, пи-ллла).

Только после проведения всего объема работы по автоматизации звука можно ожидать правильного употребления звука в самостоятельной речи ребенка.

Так как постановка звуков и их первичное закрепление требует специальных знаний и навыков, эту работу проводит логопед. Задания подготовительного этапа и этапа автоматизации звука требуют активного участия родителей. Только совместный труд ребенка, родителей и логопеда приведет нас к желаемым результатам!