Задавались ли вы вопросом: что чувствует успешный оратор перед тем, как выступить на публике? Волнуется? Или после нескольких выступлений для него это уже обычное дело? Американские учёные выяснили, что 85% людей волнуются перед выступлением. Другие 15% опрошенных ответили, что нет (хотя на самом деле это не так!). Возникает следующий вопрос: как подавить волнение и стоит ли вообще это делать? У американских учёных есть ответ и на этот вопрос: подавлять не стоит. Почему? А вот почему. Благодаря волнению человек становится более организованным, более активным, он старается лучше, чем обычно, сконцентрироваться на предмете своего выступления. И вот на этом моменте мы остановимся поподробнее, так как подавить и справиться – разные вещи. Подавлять не нужно, а справиться с волнением просто необходимо. Другими словами, мы должны держать эту эмоцию под контролем, то есть не поддаваться ей, не позволять ей овладеть нами. Если мы видим выступающего, который волнуется, запинается, теряется, забывает, что хотел сказать, каково наше впечатление? Сочувствие? Или кому-то нравится смотреть, как другой человек страдает? Это вряд ли. Только суть выступления так и не откроется слушателям. Успешный же оратор преобразует собственное волнение в положительную эмоцию, которая даёт ему энергию для диалога с аудиторией, именно диалога, не обязательно состоящего из обмена вопросно-ответных реплик, а мысленного диалога, который позволяет слушателям задуматься над данной темой, составить собственное мнение и, в конце концов, если это возможно, применить услышанное на практике. Как этого достичь? Как настроить себя на уровень успешности?
Первое, что необходимо осознать, это то, что не существует неправильного выступления (а мы ведь боимся именно этого, мы боимся сделать что-то неправильно). Это не формулы по математике, которым нужно неукоснительно следовать, и не задача по физике, когда существует единственное правильное решение. Чтобы это понять, или лучше сказать – осознать, можно попробовать выполнить весёлое нетрудное задание из области психологического тренинга. Оно заключается в следующем: вам необходимо указать на любой предмет вокруг вас и назвать его не своим именем, а любым другим. Как вы думаете, в эту игру можно сыграть неправильно? Это просто невозможно. Поэтому ваше выступление ни при каких обстоятельствах не может быть неправильным, это ваша индивидуальность, ваш личный опыт, ваши взгляды, либо это материал из области, которая вам близка и хорошо понятна. И это в любом случае имеет право на существование.
Во-вторых, нужно рассуждать таким образом: да, я волнуюсь, но для меня сейчас самое важное – донести суть моего доклада до аудитории. И далее необходимо сосредочиться на его теме и ключевых моментах. Очень важно при этом находиться в настоящем моменте, думать о том, что происходит здесь и сейчас, не задумываясь о том, что будет потом, какой будет результат, как вас воспримет публика. А сконцентрироваться на настоящем моменте вам помогут скороговорки. Да-да, здесь никакой ошибки, именно скороговорки. Дело в том, что скороговорки требуют большой внимательности при произнесении. Если вы будете думать о чём-то другом, например, хотя бы о том, получится ли у вас хорошо её выговорить, то в этом случае, как раз не получится. Если же думать о каждом конкретном слове во время его произнесения, то скороговорка у вас точно зазвучит. Кроме того, скороговорки помогают настроиться на хорошую дикцию, что является синонимом успешности в искусстве оратора. Ещё одно весёлое психологическое задание для того, чтобы настроить себя на момент “здесь и сейчас”: вы говорите собеседнику о том, что будете делать, к примеру, сегодня вечером, только будете говорить необычным образом. Слова, которые вы будете при этом использовать, необходимо произносить по буквам – так, как они звучат в алфавите. Затем, наоборот, пусть собеседник расскажет вам о своих планах. Возможно, у вас даже получится диалог. Если вы при этом думаете о чём-то другом, то вы не поймёте, что говорит собеседник. Если же вы находитесь “здесь и сейчас”, то вы точно всё поймёте и даже сможете ответить в такой же манере.
В-третьих, хотелось бы сказать о важности вопросов. С чего началась эта статья? С вопроса. Даже если ваш вопрос не предполагает ответа, возможно он риторический, он вовлекает аудиторию в область вашего выступления. Слушатели автоматически, иногда неосознанно, но всё же начинают искать ответ на этот ваш вопрос и поэтому конечно же слушают вас, как того, кто призван дать на него убедительный ответ. Хорошо, когда вопросы задаёте вы. А как реагировать, если вопросы задают вам? Впадать в панику или возражать этому человеку, перебивать, говорить ему, что он не прав (может быть он действительно не прав, – вы уже тут битый час доносите своё сообщение, разъясняете ключевые моменты, а он, видите ли, не понял)? На этапе этих вопросов возникает ваша неподготовленная речь, к которой вы, как следует из формулировки, не готовы, или не совсем готовы. Все мы знаем один самый распространённый ответ, подходящий практически ко всем вопросам. Не буду вас томить, он звучит примерно таким образом: это будет темой моего следующего выступления! К сожалению, на все вопросы подряд отвечать подобным образом будет не оригинально. Поэтому, внимательно выслушав и поняв вопрос, вы приступаете к ответу. Когда обдумывать ответ? Думать молча – выглядит не очень профессионально. Вы можете дать себе время подумать над вопросом следующим образом: начать свой ответ повторением услышанной мысли, рассуждением по этому поводу, делая необходимые выводы. В данном случае просто необходим принцип “здесь и сейчас” как никогда. Данный этап, этап спонтанной речи, также поддаётся подготовке или, точнее сказать тренировке, на примере несложной игры. Два участника. Один дарит другому воображаемую коробку с подарком. Задача получившего – открыть воображаемую коробку и сказать, что он там видит – первое, что приходит ему на ум, не важно кролик ли это или ключи от автомобиля. И тут, внимание (!), начинается суть игры. Первый должен объяснить, почему он подарил именно это! Неподготовленная речь! Так как он не знает, что там увидит второй, а увидеть он может всё, что угодно.
В-четвёртых, немаловажное значение имеет юмор. Небольшая шутка, которая приходится к слову, к месту, способна высоко поднять вас в глазах зрителей. Существует, правда, и обратная закономерность: неудачная шутка не даст очков в вашу пользу перед публикой. Быть может, вы рассказали что-то очень смешное по вашему мнению, это был ваш любимый анекдот, над которым вы смеётесь каждый раз, когда его вспоминаете, поэтому вы безудержно хохочете, а ваша аудитория в недоумении ждёт продолжения, ну или окончания вашей речи, тут уж как повезёт. Таким образом, прежде чем использовать шутку на публике, её надо проверить на своих друзьях, знакомых, чтобы убедиться, что она работает.
Всё вышеперечисленное касалось психологических аспектов выступления. Теперь перейдём к, так сказать, технической стороне выступления. Здесь также существуют нюансы, знание которых повысит ваш профессионализм, как оратора.
Звучание голоса – это первое, на что обращают внимание слушатели, первое, что формирует представление о вас как о личности, первое, что приковывает внимание именно к вам (или же наоборот). Владея поставленным голосом, вам совершенно не нужно заботиться о содержании вашего высказывания, о том, будет ли в нём содержаться какая-то полезная информация. Может следующая цифра не всех обрадует, но как определили американские учёные, 55% успеха выступления зависит именно от голоса. (Забегая вперёд, хотелось бы отметить, что как ни странно, содержательный доклад с гениальными выводами принесёт только 5% успеха.)
Интонационное оформление высказывания, темп речи, ритм, умение выделить интонацией важные моменты – всё это находится на втором месте по значимости и также добавит много очков в вашу пользу перед публикой.
Использование жестов при владении ими – третья важная деталь вашего выступления. Использование жестов оживляет речь, но ни в коем случае, нельзя переусердствовать, ведь существуют жесты, которые призывают к сотрудничеству, а есть те, которые, наоборот, отталкивают от говорящего: либо выглядят авторитарно и совершенно не помогают установить контакт с аудиторией, либо слишком многочисленны и отвлекают от понимания сути вашего высказывания.
Таким образом, быть хорошим оратором – это владение голосом, а именно умение говорить поставленным голосом, кстати, для этого существуют разные методики, связанные с правильным дыханием, которое должно быть глубоким и спокойным; умение правильно интонировать своё высказывание, а также выбирать подходящий темп речи, её ритм и выделять необходимые моменты при помощи интонации; использование жестов, соответствующих стилю речи. Психологическая же составляющая мастерства оратора – это, в свою очередь, умение справиться с собственным волнением, самоконтроль; способность находиться “здесь и сейчас”, то есть способность к концентрации внимания и эмоций на настоящем моменте, а именно на моменте речи; использование вопросов, для того чтобы вовлечь слушателей в обсуждение проблемы выступления; уместное использование юмора с целью оживления аудитории. Владея чем-либо из вышесказанного, вы уже сможете привлечь внимание зрителей к сути вашего сообщения. Владея всеми составляющими, вы сможете не только повысить интерес аудитории, но и звучать в высокой степени убедительно, авторитетно, что во много раз повышает вероятность получения более престижной и высокооплачиваемой должности, даёт возможность расти профессионально и как личность, развивает организаторские способности, а также такие качества как коммуникабельность, стрессоустойчивость, активность, находчивость, креативность, внимательность.